Прочтите текст и выполните задания 2 - 15
(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
(3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку.
– (5)Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.
– (6)Дагни, – вполголоса ответила девочка.
(7)Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. (8)Испугаться она не могла, так как глаза Грига смеялись.
– (9)Вот беда! – сказал Григ. – (10)Мне нечего тебе подарить. (11)Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. (12)Слушай, Дагни, я придумал. (13)Я подарю тебе одну интересную вещь. (14)Но только не сейчас, а лет через десять.
(15)Дагни даже всплеснула руками.
– (16)Ой, как долго!
– (17)Мне её ещё нужно сделать. (18)Я сделаю её, может быть, за несколько дней, но такие вещи не дарят детям. (19)Я делаю подарки для взрослых, а ты ещё маленькая и многого не понимаешь. (20)А теперь давай корзинку, ты её едва тащишь. (21)Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом.
(22)Корзина действительно была тяжёлая, и Дагни, вздохнув, протянула её Григу.
(23)Когда среди деревьев показался дом лесника, Григ сказал:
– (24)Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни.
– (25)Разве вы не зайдёте к нам?
– (26)Спасибо. (27)Сейчас мне некогда. (28)Прощай, Дагни!
…(29)Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет и она окончила школу, отец отвёз её погостить к своей сестре в город. (30)Однажды Дагни с тётушкой отправилась на концерт. (31)Был тёплый июнь, стояли белые ночи, и концерты проходили в городском парке под открытым небом. (32)Несмотря на вечер, ни дирижёр, ни оркестранты не включили лампочек над пультами.
(33)Дагни впервые слышала симфоническую музыку. (34)Она произвела на неё странное действие. (35)Все переливы оркестра вызывали в Дагни множество картин, похожих на сны. (36)Потом она вздрогнула и подняла глаза. (37)Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
(38)Тётушка смотрела на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением.
– (39)Что случилось? – спросила Дагни. (40)Тётушка схватила её за руку и прошептала:
– (41)Слушай!
(42)Тогда Дагни услыхала, как человек во фраке сказал:
– (43)Слушатели из последних рядов просят меня повторить. (44)Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвящённая Дагни, дочери лесника, по случаю её восемнадцатилетия.
(45)Сначала она ничего не слышала. (46)Внутри у неё шумела буря. (47)Потом она наконец услышала, как поёт ранним утром пастушеский рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается, как эхо, струнный оркестр. (48)Мелодия росла, поднималась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами.
(49)Да! (50)Это была её родина, её горы, песни рожков, шум её моря! (51)Так значит, тот седой человек, что помог её донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52)Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет! (По К. Паустовскому)
2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Эдвард Григ сказал, что сделает Дагни подарок только через десять лет?»
1)У Эдварда Грига не было в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.
2)Эдвард Григ считал, что подарки надо делать только на день рождения.
3)Эдварду Григу нужно было много времени, чтобы подготовить подарок для Дагни.
4)Дагни должна была повзрослеть, чтобы понять серьёзную музыку.
Ответ: ____________________________________
3.Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
2)Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.
3)Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.
4)Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал её имя.
Ответ: ____________________________________________
4.Из предложений 9 – 16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется С».
Ответ: _________________________________________
5.Из предложений 1 – 4 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
Ответ: __________________________________________
6.Замените разговорное слово ТАЩИШЬ в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________________
7.Замените словосочетание ЕЛОВЫЕ ШИШКИ (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _________________________________________
8.Выпишите грамматическую основу предложения 44.
Ответ: ___________________________________________
9.Среди предложений 49 – 52 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________________
10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном словосочетании.
Я сделаю её, (1) может быть, (2) за несколько дней, (3) но такие вещи не дарят детям. Я делаю подарки для взрослых, (4) а ты ещё маленькая и многого не понимаешь.
Ответ: ______________________________________________
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
Ответ: ___________________________________________
12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
– А теперь давай корзинку, (1) ты её едва тащишь. Я провожу тебя, (2) и мы поговорим о чём-нибудь другом.
Корзина действительно была тяжёлая, (3) и Дагни, (4) вздохнув, (5) протянула её Григу.
Когда среди деревьев показался дом лесника, (6) Григ сказал:
– Ну, (7) теперь ты добежишь сама, (8) Дагни.
Ответ: ________________________________________
13.Среди предложений 45 – 48 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________________________
14.Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с союзной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _________________________________________________
Вариант 14
Прочтите текст и выполните задания 2 – 15
(1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята, называли ее просто Лёлей... (2)«Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!» — кричали они волейболистам соседнего двора. (3)И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4)Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.
(5)Отец был намного старше мамы. (6)Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7)И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8)Но зато она научила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику.
(9)А ещё она научила отца судить волейбольные матчи. (10)И когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым человеком. (11)И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени... (12)Хотя никто его всё же так не называл. (13)Зато вслед за мамой все уважительно именовали его: «О справедливейший из справедливых!» (14)И папин свисток был для спортсменов законом.
(15)Ну, а дома судьёй была мама. (16)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17)Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы мигом преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой... (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке. (По А. Алексину)
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и другие, повествуют главным образом о мире юности.
2.Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор и герой называют маму «судьёй» в доме?»
1)Мама часто критиковала Кольку и его отца, осуждала их образ жизни, считая своё слово законом в доме.
2)Мама умела создавать атмосферу уюта и семейного счастья, поэтому Колька и отец безоговорочно принимали её решения.
3)Мама была опытной спортсменкой и умела судить матчи, поэтому дома разрешала часто возникающие конфликты.
4)Мама умела заставить своих близких беспрекословно подчиняться её жёстким требованиям.
Ответ: ___________________________
3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 6: «Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама».
1)метафора
2)аллитерация
3)фразеологизм
4)сравнение
Ответ: _____________________________________
4.Из предложений 3 – 4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением неполноты действия, которое она придаёт слову.
Ответ: ___________________________________
5.Из предложений 6 – 8 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого оканчивается на –Н, пишется НН».
Ответ: __________________________________________
6.Замените слово МИГОМ в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: __________________________________________
7.Замените словосочетание УВАЖИТЕЛЬНО ИМЕНОВАЛИ (предложение 13), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________________________
8.Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ: ___________________________________________
9.Среди предложений 2 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________________________
10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Мамино возвращение с работы мигом преображало всё: зажигался всюду свет, (1) утолялся голод, (2) комната становилась уютной и чистой... Словом, (3) мама умела делать достижимым всё, (4) что нужно было отцу и Кольке.
Ответ: _____________________________________________
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 16.
Ответ: ________________________________________________
12.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые между частями сложноподчинённого предложения.
Если мама задерживалась, (1) Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, (2) словно они сидели на вокзале в ожидании поезда, (3) который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти.
Ответ: ______________________________________________
13.Среди предложений 1 – 4 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________________
14.Среди предложений 17 – 19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ________________________________________
Вариант 13