Социально-экономическая сущность государственного кредита
Сущность государственного кредита определяется прежде всего содержанием понятия «кредит»2. Этот термин, происходящий от латинского creditum (или credere — верить), буквально означает «ссуда»,
1 См.: Мухин Ю. И. Кредит // Дуэль. 1999.12 янв. № 2 (93).
2 Подробно о теориях кредита см. в работе [Иванов, Канаев, Соколов, Топровер].
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 10. Государственный долг и государственный кредит
«долг». В Толковом словаре В. Даля кредит истолковывается как «доверие, вера в долг, забор, дача в прием денег или товаров на счет, на срок» [Даль, с. 189]. В Экономической энциклопедии кредит определяется как «ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента» [Экономическая энциклопедия, с. 278]. Таким образом, государственный кредит является прежде всего носителем кредитных отношений, т. е. предоставления предмета кредита на срок на условиях возвратности и платности. Кредитные отношения носят добровольный характер и строятся на вовлечении в организованный оборот временно свободных денежных средств различных участников экономической системы (населения, фирм, государств). В то же время государственный кредит — это особая и во многом обособленная система перераспределительных отношений, для которой характерны специфические субъекты отношений, способы привлечения и перераспределения средств, их назначение и порядок использования.
Сущность государственного кредита проявляется через его функции. Как категория сферы распределения, государственный кредит выполняет распределительную и контрольную функции. Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части созданного в обществе продукта на принципах, имеющих рыночный характер, — срочности, возвратности, платности, целесообразности. С развитием общества распределительная функция государственного кредита наполняется новым содержанием. В частности, с переходом России к рынку появились новые субъекты кредитных отношений: со стороны органов публичной власти их участниками стали субъекты РФ, местные органы власти. Как субъекты данного сегмента кредитных отношений, активизировались резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, международные финансово-кредитные организации, консорциальные структуры и др. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения: все чаще государство и его территориальные подсистемы становятся участниками рынка ценных бумаг, осуществляя заимствования посредством эмиссии облигаций, в том числе на международном фондовом рынке. Соответственно меняется и сам характер государственного кредита — все в большей степени он переходит из плоскости императивных отношений в плоскость рыночных, в основе которых лежит равнополо-жение сторон.
Распределительная функция государственного кредита обусловливает его регулирующую роль, которая имеет две стороны — экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оп-
равданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и недостаточной прозрачности кредитных потоков. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Через государственный кредит осуществляется государственное регулирование экономики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности. Развитие каналов привлечения средств населения для участия в формировании государственного кредита можно расценивать так же, как фактор увеличения доходов физических лиц.
Одной из функций государственного кредита являются учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством. Необходимость контроля вытекает из самой природы кредита.
Как категория распределения, государственный кредит тесно сопряжен с публичными финансами, участвуя в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов). Тем не менее, он функционирует как особое, специфическое отношение, основанное на добровольных началах, на временной и возмездной основе. С финансами у него общее то, что, во-первых, это распределительные отношения, отношения вторичного распределения части валового внутреннего продукта (ВВП); во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство — субъект с особыми правами (например, особое право на гарантии при международном кредитовании и т. п.), которые в ряде случаев используются неадекватно (например, принудительное размещение государственных займов); в-третьих, целью этих отношений является формирование фондов денежных средств участников этих отношений и прежде всего государства; в-четвертых, кредитные потоки в этом случае организуются в рамках государственных финансово-кредитных институтов.
Государственный кредит является частью общей финансовой системы, тем не менее ему свойственны специфические принципы организации:
• в отличие, например, от налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и возмездной основе;
• движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном направлении;
• государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер;
• существование кредита ограничено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Так, Бюджетный кодекс РФ предусматривает,
Раздел II. Государственные и муниципальные финансы
Глава 10. Государственный долг и государственный кредит
что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;
• кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;
• государственный кредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.
В экономической литературе государственный кредит представлен в расширительной и узкой трактовках. Расширительная трактовка государственного кредита часто включает собственно заемную деятельность государства и деятельность его по предоставлению средств на условиях займа другим участникам экономической системы. В этом смысле государство рассматривается как участник кредитного рынка, на котором он выступает в зависимости от ситуации как кредитор и как заемщик. Узкая трактовка государственного кредита часто ограничивается лишь деятельностью государства по предоставлению заемных средств, причем часто только на межгосударственном уровне. Уместно уточнить, что, например, в Бюджетном кодексе РФ (ст. 6) представлено понятие лишь бюджетного кредита, под которым понимаются «денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе».
Таким образом, государственный кредит — это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, по поводу привлечения, распределения и использования временно свободных денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности в целях формирования фондов денежных средств участников этих отношений.