Экономическая сущность государственного кредита

Государственный кредит— самостоятельное звено финан­совой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит — важная состав­ная часть государственных финансов, поэтому ему присущи та­кие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отно­шениях, распределительный характер этих отношений, жест­кая государственная регламентация условий и порядка осуще­ствления государственно-кредитных операций.

В то же время государственный кредит — одна из форм кре­дитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных де­нежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключи­тельных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать госкредитные операции внутри стра­ны и в международных экономических отношениях.

При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство, как правило, является заемщиком средств, а физические и юридические лица — кредиторами. В международных экономических отношениях государство вы­ступает в роли как заемщика, так и кредитора.

Кроме того, государство может выступать и гарантом воз­врата займов или выполнения других обязательств субъектами предпринимательства, в деятельности которых оно заинтересо­вано. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик—кредитор), непосредственно влияющих на величи­ну централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевре­менно и в полном размере рассчитывается по своим обязатель­ствам, то гарант не несет дополнительных затрат. Однако на практике государственные гарантии нередко распространяют­ся на недостаточно надежных заемщиков, что может повлечь за собой рост расходов из централизованных денежных фондов. Государство принимает на себя гарантийные обязательства для поддержания отечественных товаропроизводителей в конку­рентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструк­ции основных фондов народного хозяйства, повышения уровня занятости, развития науки и др.

С помощью государственного кредита государство мобили­зует дополнительные финансовые ресурсы для финансирова­ния общегосударственных расходов и выполнения своих функ­ций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностя­ми общества и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов. В сфе­ру бюджетного распределения не попадают значительные объе­мы ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов предпри­нимательской деятельности, и личные доходы граждан.

Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Струк­турная перестройка, регулирование экономики, социальная по­литика государства, расходы на оборону страны, участие в меж­дународной деятельности требуют больших средств. Поэтому государство почти всегда нуждается в дополнительных денеж­ных ресурсах, а так как налоговые и им подобные поступления ограниченны, то приходится прибегать к помощи государствен­ного кредита. В периоды экономического кризиса, коренных изменений в хозяйственном механизме, в условиях нарушения сбалансированности бюджета главным способом получения до­полнительных финансовых ресурсов становится государствен­ный кредит. В годы экономического подъема, напротив, потреб­ность в государственном кредите сокращается и сфера его при­менения сужается.

Государственный кредит представляет отношения в основ­ном вторичного распределения стоимости валового внутренне­го продукта. Через государственный кредит перераспределяют­ся средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но в определенных экономических и политичес­ких ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, и в сферу госу­дарственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд. В исто­рии Беларуси были примеры, когда подобное ограничение по­требностей происходило по принуждению государства (подпис­ка на государственные займы).

Нельзя не заметить, что государственный кредит имеет сущ­ностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансо­вой категорией. Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государ­ством. Второй стороной выступают отношения, обусловлен­ные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, моби­лизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установлен­ного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата доходов осуществляется за счет централизованных фондов государства, преимущественно бюджета. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

Итак, государственный кредит представляет собой сово­купность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физи­ческими и юридическими лицами — с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных де­нежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций.

Как особая сфера экономических отношений государствен­ный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от нало­гов и банковского кредита.

Отличия государственного кредита от налогов:

• для налогов характерен принудительный, обязательный характер отношений, для государственного кредита — добровольный (хотя в истории, как уже отмечалось, есть примеры несоблюдения принципа добровольности);

• налогам присуще одностороннее, безвозмездное движение стоимости, в то время как основой государственного кредита являются его возвратность и платность: через определенное время внесенная сумма должна быть возвращена с процентами.

Отличия государственного кредита от банковского:

• потребность в кредите возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв

между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покры­тие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена;

• условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и кредитополучателя. При государственном кредите экономические интересы участников различаются, и, чтобы заинтересовать кредиторов в добровольной передаче денежных средств в пользование заемщика, государство берет на себя обязательство выплачивать им определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, выступающего в качестве механизма воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность кредитополучателей, вознаграждение кредиторов при государственном кредите играет роль стимула реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков;

• банковский кредит имеет целевое назначение. Он используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, который опосредует движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые с его помощью, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями экономики и для финансирования чрезвычайных расходов;

• при банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован, его нарушение влечет экономические санкции (например, повышенные проценты за кредит). В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к заемщику-государству не применяются;

• с помощью банковского кредита создаются деньги, он способен увеличивать или сокращать денежную массу и при непродуманной кредитной политике может спровоцировать появление и рост избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.

В Республике Беларусь расходы государства осуществляют­ся в основном в национальной валюте, поэтому преимуществен­ное развитие получает внутренний государственный кредит. Это, однако, не уменьшает роли международного государствен­ного кредита для экономики страны.

В системе государственно-кредитных отношений есть также понятие «условный государственный кредит», когда государ­ство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иност­ранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.

В целом государственный кредит при правильной его орга­низации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мо­билизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормали­зации и укреплению денежного обращения в стране и одновре­менно служит источником доходов для держателей государ­ственных ценных бумаг.

Международный государственный кредит способствует ус­корению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны — получателя средств, пози­тивно влияет на международное сотрудничество и взаимопони­мание между странами.

В Республике Беларусь правовой основой государственного кредита служат законы о внутреннем и внешнем государствен­ном долге, о бюджете на очередной год и другие нормативные акты.

Наши рекомендации