Социально-экономическая сущность государственного кредита

Государственный кредит представляет собой одну из форм суще­ствования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджет­ными государственными фондами и входит в число основных спосо­бов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит—это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов определяется содержанием категории «кредит». Этот термин, происходящий от латинского creditum(или credere - ве­рить), буквально означает «ссуда», «долг».

Го­сударственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств» передает на вре­мя заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.

Субъек­тами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны юридические и физические лица, иностранные государства, ме­ждународные финансовые организации. Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения части стоимости валового общественного продукта. В сфе­ру заемных операций государства попадает часть доходов и денежных средств, сформированных на стадии первичного распределения и вложен­ных затем, например, в государственные ценные бумаги. Выплата доходов кредиторам обеспечивается преимущественно за счет бюджетных средств, т. е., по сути, за счет всех налогоплательщиков. Следовательно, имеет место еще одно проявление перераспределительных отношений.

Таким образом, государственный кредит представляет собой распределительные отношения, точнее, отношения вторичного распределения. Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обуслов­лено объективным противоречием между возрастанием обществен­ных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями го­сударства. С развитием экономических и социальных функций госу­дарства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления. Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контроль­ную функции.

Распределительная функциягосударственного кредита проявляет­ся в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах - срочности, возвратности, платности, целевого назначе­ния. С переходом России к рынку распределительная функция пре­терпела ряд изменений, в частности, изменились субъекты кредит­ных отношений: со стороны государства их участниками стали субъ­екты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, а для государства или субъекта Федерации - иные государства, международные финан­сово-кредитные организации.

Регулирующая функциягосударственного кредита имеет две сторо­ны — экономическую и социальную. Экономическая сторона проявля­ется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций. Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития от­дельных отраслей, предприятий, территорий, и частности путем выде­ления им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на без­возмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государствен­ный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Посредством государст­венного кредита осуществляется государственное регулирование эко­номики. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки соци­альной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхова­ние), создания рабочих мест и снятия социальной напряженности.

Одной из функций государственного кредита является учети контрольза целевым и рациональным использованием средств, привлекае­мых и (или) выделяемых государством. Контрольная функция вытека­ет из самой природы кредита.

Таким образом, государственный кредит - это совокупность эко­номических отношений, складывающихся между государством, с од­ной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранны­ми государствами и международными финансовыми организация­ми - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себе их черты, функ­ционируя тем не менее как особое, специфическое отношение.

Так, государственный кредит участвует в формировании и ис­пользовании централизованных денежных фондов государства (бюд­жета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы. В то же время процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме - привлече­ние денежных средств на временной и, как правило, на возмездной основе.

Тем не менее от финансов кредит, и том числе и государственный, отличается тем, что в основе его лежат иные принципы органи­зации:

· отличие, например, от налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и, нередко, возмездной основе;

· движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном направлении;

· государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;

· существование кредита охвачено конкретным, заранее известным сторонам сроком. Так, Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашают­ся в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не
могут превышать 30 лет;

· кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем
он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осу­ществляются регулярно;

· государственный кредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.

Как способ финансирования расходов правительства государствен­ный кредит обладает рядом преимуществ и имеет существенно мень­шие негативные последствия по сравнению с традиционными приема­ми - дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета за счет прямого повышения налогов. Государственный кре­дит служит одним из факторов улучшения денежного обращения и укрепления внутренней валюты, позволяя государству, с одной сторо­ны, не прибегать к дополнительной денежной эмиссии, а с другой стороны, связывать временно свободные денежные средства юриди­ческих и физических лиц и привлекать их в качестве кредитных ре­сурсов. Особенность государственного кредита проявляется и том, что, как источник финансирования правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы го­сударственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномер­но распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением.

Особым элементом публичных финансов является муниципальный кредит. Он законодательно оформлен Федеральным законом от 25 сентября 1997г. № 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления”, закреплен в Бюджетном кодексе РФ и предназна­чен для покрытия дефицита местного бюджета и финансирования ме­стных инвестиционных программ.

По основным признакам он совпа­дает с государственным кредитом, но имеет другой уровень публично­сти и порядок его формирования, распределения и использования; ответственность по подобным обязательствам определяется местными органами власти. Таким образом, кредитное финансирование государства и мест­ных органов:

· представляет собой один из самых гибких инстру­ментов регулирования макро- имикроэкономических процессов, увязки доходов м расходов государства;

· позволяет равномерно и в известной мере справедливо распределить ответственность за при­нятые финансовые решения между нынешним и будущими поколе­ниями;

· позволяет воздействовать на социальную и денежно-кре­дитную политику;

· выступает реальным фактором ускорения тем­пов социального и экономического развития страны.

Расширение границ государственного кредита должно осуществ­ляться на основе развития рынка долговых обязательств, стимулиро­вания инвестиционной активности юридических и физических лиц, формирования эффективной системы управления долгом.

В современных условиях одной из актуальных задач финансовой политики различных государств мира является решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней и поиск способов формирования их дефицита.

Проблема сбалансированности и дефицитности бюджетов реализуется с помощью государственного кредита. В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятие, банки, фонды - как кредиторы.

Государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц. На практике это означает, принятие государства на себя ответственности за погашение обязательств последних. Не всегда выступление государства в качестве гаранта приводит к увеличению государственного долга.

В рамках рассматриваемых отношений, государство может выступать, как кредитор, предоставляя кредиты иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Оно может направлять их, на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов бывает также продиктованы необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или же по политическим соображениям. Государственные кредиты предоставляются непосредственно министерством финансов через коммерческие банки.

Основным отличием государственного кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлеченных ресурсов, то есть средства привлеченные в займы государством используются для покрытия всей совокупности расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним, служат бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению госдолга.

Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать следующие выводы:

1. Сущность госкредита заключается в перераспределении капитала между частным сектором и государством на условиях срочности, платности, возвратности.

2. Современная фискальная политика признает возможным использование несбалансированных бюджетов для стабилизации экономики (допустимым уровнем дефицита является 4,5 – 5% от валового продукта).

3. Основным фактором, обусловившим возникновение и рост государственного долга является дефицит бюджета, который восполняется за счет кредитных источников.

4. Госдолг оказывает на экономику регулирующее воздействие посредством влияния на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы.

Наши рекомендации