Функции финансового менеджмента
Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.
Финансовый менеджмент реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две основные группы:
1) функции финансового менеджмента как управляющей системы (состав этих функций в целом характерен для любого вида менеджмента)
a) Разработка финансовой стратегии предприятия.
b) Создание организационных структур, обеспечивающих принятие реализацию управленческих решений.
c) Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений.
d) Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия.
e) Осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям.
f) Разработка действенной системы стимулированья реализации управленческих решений.
g) Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности.
2) функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием (состав этих функций определяется конкретным объектом финансового менеджмента).
a) Управление активами.
b) Управление капиталом.
c) Управление инвестициями.
d) Управление денежными потоками.
e) Управление финансовыми рисками
f) Антикризисное финансовое управление при угрозе банкротства. В процессе реализации этой функции на основе постоянного мониторинга финансового состояния предприятия диагностируется угроза его банкротства; оценивается уровень этой угрозы; используются внутренние механизмы финансовой стабилизации предприятия, а в необходимых случаях — обосновываются направления и формы его санации.
Основные функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием рассмотрены в наиболее агрегированном виде. Каждая из этих функций может быть конкретизирована более целенаправленно с учетом специфики предприятия как объекта финансового управления и основных форм его финансовой деятельности. С учетом осуществления такой конкретизации на каждом предприятии стоится многоуровневая функциональная система управления финансовой деятельностью.
Формы реализации финансовой политики.
Методы реализации финансовой стратегии:
Учетная политика. С ее помощью организация способна оптимизировать переменные затраты, влияющие на финансовый результат. Существует мнение, что учетную политику можно рассматривать как средство защиты предприятия перед внешними пользователями финансовой информации.
Налоговая политика. Выбор системы приемов ведения денежных отношений с другими контрагентами рынка. Min-щие величину уплаты налогов, при соблюдении федерального налогового законодательства и обеспечивающего максимизацию прибыли от всех видов деятельности.
Дивидендная политика. Должна строиться в зависимости от политики предприятия, обеспечивать max-цию совокупности интересов акционеров. Ее цель – поиск источников финансирования, развитие деятельности предприятия.
Ценовая политика. Успешное ведение ценовой политики обеспечивает в перспективе предприятию определенную долю на рынке, получение необходимой суммы прибыли, определение стратегии и тактики ценообразования.
Содержание и принципы финансового планирования.
Финансовое планирование - процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.
Основная цель внутрипроизводственного финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных источников.
Исходя из этого основными задачами финансового планирования деятельности предприятия являются:
♦ обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
♦ определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
♦ выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
♦ установление эффективных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
♦ соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
♦ контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия. Значение финансового планирования состоит в том, что в его процессе выработанные стратегические цели воплощаются в форму конкретных финансово-экономических показателей: объем продаж, себестоимость, прибыль, инвестиции и др.; устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении; определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия; оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.
Принципы финансового планирования вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют и свои особенности.
1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер, т. е. представлять собой совокупность взаимосвязанных элементов, развивающихся в едином направлении ради общей цели. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможным в рамках вертикального единства фирмы.
2. Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что нельзя планировать эффективно деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений.
3. Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. В ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители.
4. Принцип непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться систематически в рамках установленного цикла.
5. Принцип гибкости тесно связан с предыдущим и заключается в придании планам и процессу планирования в целом возможности изменять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые резервы безопасности (ресурсов, производственных мощностей и т. д.).
6. Принцип обеспечения платежеспособности – планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года.
7. Принцип предельной рентабельности – при планировании инвестиций следует выбирать те проекты, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.
8. Принцип сбалансированности рисков – проекты и программы могут быть включены в финансовый план только при условии удовлетворительности рисков; при этом особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).
Ключевыми понятиями процесса финансового планирования в организации являются: 1. Финансовый план – обобщенный плановый документ, отражающий формирование и использование финансовых ресурсов на плановый период. 2. Бюджет – форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в ресурсах в рамках до одного года с поквартальной и помесячной разбивкой. В практике управления используются два основных вида бюджетов: операционные и финансовые. 3. Бюджетирование – процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).
Методы финансового планирования и источники информации.
Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью системы методов.
Методы финансового планирования — это конкретные способы и приемы расчетов финансовых показателей организации.
В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, многовариантности расчетов, балансовый и др.
Метод экономического анализа позволяет оценить финансовое состояние предприятия, определить динамику финансовых показателей, тенденции их изменения, внутренние резервы увеличения финансовых ресурсов. Этот метод целесообразно применять в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а выявленная в процессе анализа взаимосвязь показателей стабильна и сохранится в плановом периоде.
Нормативный метод используется для определения потребности в финансовых ресурсах на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов, как законодательно установленных (ставки налогов и других обязательных платежей, нормы амортизационных отчислений и т.п.), так и разработанных непосредственно на предприятии и используемых для регулирования хозяйственно-финансовой деятельности.
Метод многовариантности расчетов состоит в том, что рассчитываются альтернативные варианты плановых показателей, чтобы выбрать из них оптимальный. При этом критериями выбора могут быть:
* минимальная величина стоимости вложенного капитала;
* максимальная величина прибыли;
* максимальная рентабельность активов и собственного капитала;
* повышение конкурентоспособности организации и др.
Использование балансового метода позволяет увязать между собой отдельные плановые показатели, например потребности организации в финансовых ресурсах с источниками их формирования.
Балансовая увязка по денежным доходам имеет вид:
Он+П=Р+Ок,
где Он, к - остатки средств в денежной форме на начало, конец отчетного периода.,
П – поступление денег в фонд, Р – расход средств из фонда.
Экономико-математическое моделирование.
Содержание ЭММ в планировании финансовых показателей заключается в том, что этот метод позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на величину этого показателя. Любые экономические процессы имеют качественную и количественную определенность, то есть их взаимосвязи характеризуются направлением и величиной изменения. Находить количественное выражение взаимосвязей между экономическими процессами и показателями с наименьшими затратами труда позволяют ЭММ. Эти методы дают возможность также разработать несколько вариантов плана и выбрать из них наилучший.
Коэффициентный метод – при помощи коэффициентов, базирующихся на достижениях прошлого периода, несколько уточненных, рассчитывают предполагаемые доходы, затраты, платежи в бюджет, и внебюджетные фонды.
Метод дисконтированных денежных потоков – используют при составлении финансовых планов для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств.
Информационное обеспечение финансового планирования деятельности организации представляет собой систему сбора и обработки внешней и внутренней информации.
Внешняя информация предназначена для обеспечения руководства необходимыми сведениями о состоянии среды, в которой оно действует. Сбор внешней информации предполагает накопление различных данных о ситуации на рынке (о конкурентах, клиентах и т.д.).
Источники внешней информации:
- издания, публикации, сообщения официальных органов власти;
- отчеты информационно-аналитических агентств и консалтинговых компаний;
- средства массовой информации и рекламы (газеты и журналы, телевидение и радио);
- публикуемые годовые отчеты клиентов, партнеров и контрагентов;
- личные контакты с клиентурой, партнерами и контрагентами.
Внутренняя информация предназначена для анализа и оценки финансового состояния организации при принятии различного рода управленческих, инвестиционных, организационных, административных и иных решений.
Источники внутренней информации:
- финансовая (бухгалтерская) отчетность;
- статистическая отчетность;
- налоговая отчетность;
- оценочные расчеты по проводимым операциям;
- результаты внутренних исследований;
- акты ревизий и проверок;
- справки, подготовленные соответствующими службами по заданию руководства организации.
Финансовая отчетность представляет собой систему сбора информации об имущественном и финансовом состоянии организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности, если организация в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.
Каждая форма отчетности содержит определенную информацию, которая позволяет решать конкретные задачи финансового планирования.
Финансовую отчетность в условиях рынка следует рассматривать как главный источник информации для расчета показателей о результатах деятельности хозяйствующих субъектов и их финансовом положении, на базе которых вырабатываются обоснованные управленческие решения.