Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном листе.
Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1–B9; C2.
(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...
(3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…
(4) - Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!- убеждала меня жена.
(8)Пройдет... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно…
(11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки!
(13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя...
(15)- Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16) - Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17)Доставай-ка свой альбомчик...
(18)- Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19)- Я давно хотел тебе сказать....(20)У меня нет альбома...
(21)- Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать.
(22)- Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23)- Просто у меня сейчас его нет.
(24)- Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)А далеко он живет, этот твой товарищ?!
(28)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (31)Никуда не может ездить. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом…(34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...
(36)- А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (37)- Только честно?
(38)- Да, папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься?
(46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.
(50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...
(По Л.Куклину)
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему отец после объяснения с сыном не поцеловал его, не обнял, а только пожал руку?»
1) (45)Так ты не сердишься?
2) (48)Это был мой сын, и он стал взрослым.
3) (50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...
4) (46)Ну что я мог сказать?
А2. Укажите, в каком значении употреблено в тексте слово АЛЬБОМ (предложение 20).
1) тетрадь для рисования
2) книга для стихов
3) книга, содержащая коллекцию марок
4) сборник песен
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…
2) Неужели от радости тоже можно плакать?
3) И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...
4) Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки!
А4. Укажите верное суждение.
1) в слове ИЗВЕСТНОСТЬ (предложение 14) есть непроизносимая согласная.
2) в слове ЕМУ (предложение 49) одинаковое количество звуков и букв.
3) в слове ВИДИШЬ (предложение 40) все согласные звуки мягкие.
4) в слове ПРЕДВКУШЕНИИ (предложение15) буква Д обозначает звонкий звук [д].
А5. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.
1) возрастная (предложение 5)
2) смирился (предложение 13)
3) собирателя (предложение 14)
4) потирая (предложение 15)
А6. Укажите слово с неизменяемой приставкой.
1) передалось (предложение 1)
2) превышали (предложение 10)
3) безжалостно (предложение 36)
4) прелюбопытнейшие (предложение 16)
А7. Укажите слово, в котором количество Н в суффиксе определяется правилом правописания кратких причастий.
1) обещанную (предложение 10)
2) прелюбопытнейшие (предложение 16)
3) шокированный (предложение 22)
4) парализованы (предложение 29)
Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.
В1. Замените разговорное слово ВЫКЛЯНЧИВАЛ в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
В2. Замените словосочетание МАТЕРИНСКОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ (предложение 9), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 12.
В4. Среди предложений 13-20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
- Да, (1) папа, (2) жалею... Сначала – очень жалел, (3) а теперь - чуть-чуть... Видишь ли, (4) он так обрадовался, (5) что даже заплакал. Понимаешь, (6) не кричал, (7) не смеялся, (8) а заплакал. Неужели от радости тоже можно плакать? А, (9) пап? И мне теперь очень-очень хорошо... Так ты не сердишься?
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 47. Ответ запишите цифрой.
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочиненного предложения.
У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. Это был мой сын, (1) и он стал взрослым. Поэтому я не обнял его и не поцеловал, (2) как раньше, (3) а только молча протянул ему руку.
В8. Среди предложений 1-12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.
В9. Среди предложений 28-35 найдите сложное предложение с разными видами связи (подчинительной и бессоюзной). Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказыванияА. А. Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Зеленецкого. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.