Отличительные особенности финансового и управленческого анализа

Классификационный признак Финансовый (внешний) анализ Управленческий (внутренний) анализ
Цель анализа Оценка состава и структуры имущества предприятия, интенсивности использова­ния капитала, платежеспо­собности и финансовой устойчивости; использова­ния прибыли и прогнозиро­вание денежных потоков; выявление дивидендной политики, осуществляемой руководством предприятия Разработка механизма максими­зации прибыли и повышения эф­фективности хозяйствования; стратегии и тактики конкурентной политики фирмы и программ его развития на перспективу; обосно­вание управленческих решений по достижении конкретных произ­водственных целей
Объект анализа Финансовые показатели хозяйствующего субъекта Различные аспекты производ­ственно-экономической и финан­совой деятельности организации и ее структурных подразделений
Субъекты анализа (исполнители) Внешние пользователи информации' менеджеры и аналитики заинтересован­ных фирм, конкурирующие компании, кредитные агент­ства, банки, инвесторы, аудиторы и др. Различные организационные структуры внутрихозяйственного управления, специалисты высшего и среднего звена, экономические и финансовые отделы, а также внешние консультанты для прове­дения аналитической работы
Организация анализа (периодичность про­ведения) Проводят периодически, не реже одного раза в год, а также по мере представ­ления отчетности в соответ­ствующие инстанции (в налоговую инспекцию — ежеквартально, в статисти­ческое управление — ежеквартально и т.д.) Проводят по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям, где наблюдаются тенденция снижения показателей производства, рост затрат, снижение рентабельности, кризисная ситуация и т.д.
Информационная база анализа Бухгалтерская годовая от­четность (формы 1-5, пояс­нительная записка), внеучетные источники инфор­мации, регулирующие деятельность организации Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-спра­вочная информация, акты ревизий и проверок и другая внутрихозяй­ственная информация
Доступность инфор­мации Открыта для всех потреби­телей, так как информация формируется на базе пуб­личной отчетности Представляет коммерческую тай­ну, используется для внутрихозяй­ственного управления
Потребители инфор­мации Акционеры, инвесторы, банки, поставщики, налого­вые инспекции и другие заинтересованные физиче­ские и юридические лица Менеджеры предприятия, Совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, началь­ники цехов, отделов, бригадиры, основной персонал организации и др.
Использование сис­тем учета Строго систематизирован­ный анализ на базе бухгал­терской отчетности по ут­вержденным методикам Не обязательно системно органи­зованный анализ, зависит от усло­вий функционирования предпри­ятия
Измерители инфор­мации Преимущественно стоимост­ные показатели и коэффи­циенты Стоимостные, натуральные, трудо­вые, условно-натуральные
Использование мето­дов анализа Группировки, вертикальный и горизонтальный сравни­тельный анализ, коэффици­ентный анализ, методы факторного анализа Статистические и математические методы, способ элиминирования, сравнения, графический, маржи­нальный, способ дисконтирования стоимости, теория игр, теория массового обслуживания и др.
Направленность ана­лиза Дать обоснованную оценку финансового положения организации, квалифициро­ванно интерпретировать аналитические расчеты Рассчитать количественное влия­ние факторов на результативные показатели, выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие реше­ния по их мобилизации в произ­водство
Способы проведения анализа Выполнение правил и прин­ципов его проведения по общепринятым методикам   Системность и комплексность проведения анализа, главный критерий - высокая результатив­ность работы, дающая многократ­ный эффект
Формы обобщения Табличные материалы с расчетно-аналитическими данными, сравниваемые с нормативными коэффициен­тами. Письменная интерпре­тация аналитических дан­ных, аудиторские заключе­ния Отчет о результатах анализа, разработка бизнес-планов и про­грамм по реализации выявленных резервов
Вид анализа Внешний, ретроспективный, тематический Внутренний, оперативный, теку­щий, комплексный, перспективный
Степень надежности Во многом субъективен, незначителен по числу ана­литических показателей, не может быть точен ввиду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли Зависит от целей его проведения, использует достоверно точные данные, подтвержденные внутрен­ним аудитом
Место принятия ре­шений по результа­там анализа За пределами деятельности анализируемой организации Используется для управления производством и предприятием в цепом
         

Наши рекомендации