Учет арендованных основных средств

Арендованные основные средства учитываются арендатором на забалансовом счете 001 “Арендованные основные средства” в оценке, указанной в договоре аренды:

Дт 001 - отражена стоимость арендованных основных средств указанная в договоре.

По окончании срока аренды предмет аренды возвращен арендодателю:

Кт 001

Если же стоимость объекта в договоре аренды не указана, арендатору следует отразить объект в иной оценке, которую целесообразно предусмотреть в учетной политике.

Возможны следующие варианты:

- рыночная стоимость имущества;

- условная оценка (за квадратный метр площади или за объект в целом);

- годовая сумма арендной платы либо сумма арендной платы за весь срок аренды.

В отчетности отражаются не натуральные показатели, а стоимостные показатели.

Кроме того, на счете 001 может учитываться имущество, полученное по договору ссуды (безвозмездного пользования).

Обособленно учитываются арендованные основные средства, находящиеся за пределами РФ, т. к. при проведении инвентаризации комиссия может учесть их наличие только по документам.

Аналитический учет ведется по арендодателям, по каждому объекту арендованных основных средств (согласно п. 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н) по инвентарным номерам арендодателя).

Тема 13.2. Учет и сроки списания в убыток задолженности неплатежеспособных контрагентов

В соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) подлежит списанию:

- дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек;

- другие долги, нереальные для взыскания.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Дебиторская задолженность, списанная организацией в установленном порядке, учитывается на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" в течение 5 лет с момента списания.

Списание соответствующих сумм производится по каждому долгу и обязательству, которые выявляются при проведении инвентаризации расчетов. Основанием для списания является приказ (распоряжение) руководителя организации, а также соответствующее письменное обоснование.

При списании дебиторской задолженности в бухгалтерском учете делаются записи:

Дт 91 Кт 62 – списана дебиторская задолженность;

и одновременно

Дт 007 - на сумму списанной задолженности.

По истечении 5 лет производится списание с забалансового счета:

Кт 007 - на сумму задолженности.

В случае погашения ранее списанной задолженности в учете делаются записи:

Дт 51 Кт 91 - поступили денежные средства в погашение списанной задолженности;

Кт 007 - на сумму поступления.

Аналитический учет ведется по каждому должнику, чья задолженность списана в убыток, и каждому долгу.

Тема 13.3. Учет бланков строгой отчетности

Согласно п. 2 и п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" бланки строгой отчетности могут применять организации и индивидуальные предприниматели, которые ввиду специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения не могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт с применением контрольно-кассовой техники.

Бланки строгой отчетности предназначены для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению. К ним относятся квитанции, билеты, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам.

Учет бланков строгой отчетности осуществляется на забалансовом счете 006 “Бланки строгой отчетности” в условной оценке, которая чаще всего совпадает с их покупной стоимостью или равна 1 руб. за единицу.

Поступление бланков отражается записью:

Дт 006.

При отпуске бланков делается запись:

Кт 006.

На счете 006 учитывается также информации о наличии и движении трудовых книжек и вкладышей к ним, дипломов, удостоверений и т.п. бланков.

Перечень документов строгой отчетности, порядок их хранения и использования устанавливает организация.

Существуют различия между понятиями «денежные документы» и «бланки строгой отчетности». Денежный документ удостоверяет право на получение определенной услуги, стоимость которого отражена в самом документе: например, приобретенный для работника авиабилет для поездки в командировку. Стоимость авиабилета учитывается на счете 50-3 “Денежные документы”. Организация, осуществляющая продажу авиабилетов, относит бланки авиабилетов к бланкам строгой отчетности и учитывает их на счете 006.

Аналитический учет по счету 006 "Бланки строгой отчетности" ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.

Тема 13.4. Учет обеспечения обязательств, выданных и полученных

В соответствии со ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. На забалансовых счетах отражаются залог, поручительство, банковская гарантия, задаток.

Забалансовый счет 008 “Обеспечения обязательств и платежей полученные” предназначен для обобщения информации о наличии и движении полученных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим лицам. Аналитический учет ведется по каждому полученному обеспечению.

В случае если в гарантии не указана сумма, то для бухгалтерского учета она определяется исходя из условий договора.

Например, поставщик заключает договор на поставку продукции и требует от покупателя гарантию в обеспечение оплаты продукции на полную сумму договора.

На дату получения гарантии делается запись:

Дт 008 – отражено получение гарантии

В соответствии со ст. 373 ГК РФ банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если в гарантии не предусмотрено иное.

После отгрузки продукции и получения оплаты в учете делаются записи:

Дт 62 Кт 90-1 - отражена выручка от продажи продукции;

Дт 90-3 Кт 68-НДС - начислен НДС;

Дт 51 Кт 62 - поступили денежные средства от покупателя;

Кт 008 - отражено списание гарантии.

Забалансовый счет 009 “Обеспечения обязательств и платежей выданные” предназначен для обобщения информации о наличии и движении выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей. Аналитический учет ведется также по каждому выданному обеспечению. Суммы, учтенные на счете 009, списываются по мере погашения задолженности.

Например, покупатель приобретает товар. Согласно договору покупатель должен предоставить обеспечение в форме залога. В залог предоставлен автомобиль, который при этом будет находиться в распоряжении залогодателя (продавца). Стороны составляют договор о залоге.

В соответствии со ст. 339 ГК РФ в договоре о залоге указываются предмет залога и его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, а также должно содержаться указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество.

В бухгалтерском учете у организации-покупателя при поступлении товара делаются записи:

Дт 41 Кт 60

Дт 19 Кт 60

и одновременно

Дт 009.

После оплаты стоимости товаров поставщику:

Дт 60 Кт 51

и одновременно

Кт 009.

В бухгалтерском учете у организации-продавца при реализации товара делаются записи:

Дт 62 Кт 90-1

Дт 008.

После получения оплаты реализованных товаров:

Дт 51 Кт 62

и одновременно

Кт 008.

Тема 13.5. Учет износа основных средств

В соответствии с п. 17 ПБУ 6/01 по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.

Для учета износа основных средств применяется счет 010 “Износ основных средств”.

Начисление износа отражается записью:

Дт 010.

При выбытии отдельных объектов (продажа, дарение, ликвидация и т. д.) сумма начисленного износа по ним списывается:

Кт 010.

Аналитический учет по счету 010 ведется по каждому объекту.

Вопросы для самоконтроля

1. В каком случае товарно-материальные ценности учитываются на забалансовых счетах?

2. Какой забалансовый счет применяется при учете товаров, принятых на комиссию?

3. Каков порядок учета арендованных основных средств у арендатора?

4. По какой стоимости учитываются арендованные основные средства в забалансовом учете?

5. В течение какого периода подлежит забалансовому учету списанная дебиторская задолженность?

6. Каков порядок учета бланков строгой отчетности?

7. Какие операции отражаются по счету 010 «Износ основных средств»?

Практические задания (с решением)

1. В феврале 2015 года организация – налогоплательщик НДС получила в аренду объект основных средств, стоимость которого по передаточному акту - 600 000 руб. Договор аренды заключен на 10 месяцев. В соответствии с договором арендная плата в сумме 21 240 руб. (с НДС) уплачивается ежемесячно, начиная с марта 2015 года. Арендатор имеет право произвести дооборудование объекта за свой счет.

В марте 2015 года организация заключила договор с подрядной организацией на выполнение работ по дооборудованию объекта основных средств. В конце марта подрядчик закончил работы по дооборудованию объекта и выставил арендатору счет на сумму 70 800 руб., включая НДС. Счет был акцептован и оплачен. В связи с тем, что вложения во внеоборотные активы классифицируется организацией как отделимое улучшение, принято решение учесть их при вводе в эксплуатацию как отдельный объект основных средств.

Составьте бухгалтерские записи, составленные арендатором по хозяйственным операциям, совершенным в феврале-марте 2015 года.

Решение

Февраль

Дт 001 600 000 руб. – отражена стоимость объекта основных средств, полученного в аренду.

Март

Дт 20 Кт 76 18 000 руб. - начислена арендная плата;

Дт 19 Кт 76 3240 руб. – выделен НДС с суммы арендной платы;

Дт 68/НДС Кт 19 3240 руб. – принят к вычету НДС с суммы арендной платы;

Дт 76 Кт 51 21 240 руб. – перечислена арендная плата;

Дт 08 Кт 60 60 000 руб. – акцептован счет подрядчика на стоимость работ по дооборудованию арендованного объекта;

Дт 19 Кт 60 10 800 руб. – выделен НДС из стоимости работ по дооборудованию арендованного объекта;

Дт 60 Кт 51 70 800 руб. – оплачен счет подрядчика за работы по дооборудованию арендованного объекта;

Дт 01 Кт 08 60 000 руб. – приняты на учет законченные капитальные вложения в арендованный объект;

Дт 68/НДС Кт 19 10 800 руб. - принят к вычету НДС с суммы затрат по дооборудованию арендованного объекта.

В ответе необходимо привести подробные ссылки на нормы бухгалтерского (налогового) законодательства, на основании которых сделаны бухгалтерские записи.

2. Организация – налогоплательщик НДС по договору поставки приобрела материалы на сумму 472 000 руб., в т.ч. НДС – 72 000 руб. Материалы были доставлены транспортной организацией. Стоимость транспортных услуг составила 5900 руб., в т.ч. НДС - 900 руб. Материалы и транспортные услуги оплачены полностью, счета-фактуры получены. Приобретенные материалы использованы во вспомогательном производстве.

Как отразить указанные операции в бухгалтерском учете организации, приобретающей материалы, и сформировать фактическую себестоимость приобретенных материалов, если в соответствии с учетной политикой организация ведет учет материалов с использованием счетов 15 и 16, а в качестве учетной цены принята цена поставщика?

Решение

Дебет Кредит Сумма Содержание
15 60/расч 400 000 Отражена покупная стоимость материалов
19 60/расч 72 000 Отражен НДС по поступившим материалам
15 60/расч 5000 Отражены услуги перевозчика по доставке материалов
19 60/расч 900 Отражен НДС по транспортным услугам
68/НДС 19 72 000 Принят к вычету НДС по счету-фактуре поставщика
68/НДС 19 900 Принят к вычету НДС по счету-фактуре перевозчика
10 15 400 000 Оприходованы материалы по учетной цене
16 15 5000 Отражено отклонение между фактической себестоимостью материалов и их учетной ценой
60/расч 51 472 000 Оплачена стоимость материалов
60/расч 51 5900 Оплачена стоимость транспортных услуг
23 10 400 000 Списаны материалы, отпущенные на нужды вспомогательного производства
23 16 5000 Увеличены затраты вспомогательного производства на сумму положительного отклонения в стоимости материалов

В ответе необходимо привести подробные ссылки на нормы бухгалтерского (налогового) законодательства, на основании которых сделаны бухгалтерские записи.

3. При проведении инвентаризации в фотолаборатории была обнаружена недостача фотоаппарата, первоначальная стоимость которого – 42 000 руб. Виновным в недостаче признан работник лаборатории. На момент выявления недостачи по фотоаппарату была начислена амортизация в сумме 17 500 руб.

По договоренности с работодателем работник передает организации принадлежащий ему фотоаппарат, оцененный в 14 500 руб. Остальную сумму он обязуется внести в кассу.

Определите размер ущерба, подлежащего возмещению. Составьте бухгалтерские записи.

Решение

Размер ущерба, исходя из стоимости фотоаппарата с учетом степени его износа, составил 24 500 руб. (42 000 – 17 500).

Сумма, подлежащая внесению в кассу организации в счет возмещения ущерба, равна 10 000 руб. (24 500 - 14 500).

Дт01/субсчет «выбытие» Кт01 42 000 руб. – списана первоначальная стоимость фотоаппарата;

Дт02 Кт01/субсчет «выбытие» 17 500 руб. – списана начисленная амортизация;

Дт94 Кт01 24 500 руб. – остаточная стоимость отнесена на потери;

Дт73/2 Кт94 24 500 руб. – недостача списана на виновное лицо;

Дт10 Кт73/2 14 500 руб. – отражена передача фотоаппарата в счет возмещения недостачи;

Дт50 Кт73/2 10 000 руб. – оставшаяся сумма возмещения внесена работником в кассу организации.

В ответе необходимо привести подробные ссылки на нормы бухгалтерского (налогового) законодательства, на основании которых сделаны бухгалтерские записи.

Наши рекомендации