Понятие финансов, их признаки и функции
Тема 1. Понятие и правовые основы финансовая деятельность в РФ
План лекции:
1. Понятие финансов, их признаки и функции
2. Финансовая система РФ: понятие и структура
3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления
Государственные органы осуществляющие финансовую деятельность
Понятие финансов, их признаки и функции
Финансовое право - это отрасль права, которая регулирует экономические, а именно финансовые, отношения. Для понимания природы и особенностей этой отрасли права необходимо иметь четкое представление о том, что такое финансы.
Финансы - это одна из экономических категорий наряду с такими, как цена, прибыль, кредит и т.д. Она выражает реально существующие общественные отношения, которые и называются финансовыми. В связи с этим понятия «финансы» и «финансовые отношения» в науке принято считать идентичными.
Финансы как явление общественной жизни возникают с появлением государства и денег. Деньги, выполняя функцию средства обращения и средства платежа, являются важнейшей предпосылкой появления финансов как самостоятельной сферы денежных отношений.
Финансы- экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
1) денежное отношение;
2) распределительное отношение;
3) безэквивалентное отношение.
Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:
1) экономический аспект.
Финансы- экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреждений.
2) материальный аспект.
Финансы- денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.
Финансы- денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.
Денежные фонды- обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.
Содержание финансов- денежные отношения, благодаря которым образуются денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.
Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными.
Централизованные денежные фонды в определенных территориальных пределах (федеральный, республиканский, областной) - используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.
Децентрализованные- фонды предприятий, организаций, используются для производственных и социальных нужд в масштабах данного предприятия (организации, ассоциации).
Внебюджетные целевые фонды- пенсионный, фонд занятости, медицинский и др. Их средства образуются за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц.
Финансы предприятий- исходное звено, основа всей финансовой системы. Связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, создании национального дохода и распределения его при посредстве финансовой системы.
Кредит выражается в привлечении и аккумуляции в кредитные ресурсы свободных средств государства, юридических и физических лиц, предоставляемых на принципе возвратности.
Государственный кредит- отношения по временному использованию денежных средств (юридических и физических лиц) государством, выступающим в данном случае в качестве заемщика. В результате образуется внутренний долг. Заимствование осуществляется в форме государственного займа, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в сберегательные банки в качестве источника кредитных ресурсов.
Банковский кредит- отношения по образованию в распоряжении банков денежных фондов (кредитных ресурсов) в результате использования хранящихся на их счетах временно свободных средств и предоставлению этих ресурсов на началах возмездности и возвратности юридическим и физическим лицам на производственные, социальные нужды.
Функции финансов
Финансам присущи следующие функции:
- распределительная;
- контрольная;
- регулирующая (стимулирующая);
- стабилизационная.
Распределительная функция реализуется в эффективном и сбалансирован-ном распределении национального дохода в целях обеспечения субъектов экономической деятельности необходимыми финансовыми ресурсамивформе денежныхфондов целевогоназначения.
Контрольная функция заключается в их способности количественно отслеживать весь ход распределительного процесса. Финансы постоянно сигнализируют о том, как складывается процесс мобилизации финансовых ресурсов в те или иные денежные фонды, как используются финансовые ресурсы и т.д.
Регулирующая (стимулирующая) функция призвана обеспечить воздействие государства на экономические отношения через финансы.
Стабилизационная функция проявляется в обеспечении всех субъектов экономической деятельности и населения стабильными условиями для общественных отношений.
1.2. Финансовая система РФ: понятие и структура
Финансовая система- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Финансовая система РФ включает в себя:
1) государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
2) внебюджетные специальные фонды;
3) государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
4) фонды страхования (имущественного и личного);
5) финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
Эти звенья существуют как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.
Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков и в большей части - безналичными денежными платежами и расчетами.
3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления
Финансовая деятельность государства- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Главной целью этой деятельности является - создание условий обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободного развития (ст. 7 Конституции).
Содержание этой деятельности выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля.
Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий.
Воздействие государства на социально-экономические процессы так же осуществляется путем - предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании, предоставлении отсрочек по налоговым платежам.
При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование - безвозвратный и безвозмездный их отпуск, и кредитование - выделение средств на началах возмездности и возвратности.
Финансовой деятельности присущи следующие организационно-правовые особенности:
1. она имеет межотраслевой характер, поскольку затрагивает все отрасли сферы государственного управления;
2. в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу других субъектов финансового права;
3. осуществление государством финансовых функций сочетает деятельность представительных и исполнительных органов власти;
4. сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Все Министерства и Ведомства РФ осуществляют финансовую деятельность через свои соответствующие структурные подразделения, исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления, а также выполняют на соответствующей территории определенные функции в области финансов в пределах свое компетенции.
Формы осуществления финансовой деятельности различаются в зависимости от компетенции соответствующих органов государства. Согласно ФЗ «О Правительстве РФ» определены полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:
1. обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
2. разрабатывает и предоставляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его представление;
3. предоставляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета;
4. разрабатывает и реализует налоговую политику;
5. обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
6. принимает меры по регулированию РЦБ;
7. осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом;
8. осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
9. руководит валютно-финансовой деятельности в отношении РФ и иностранных государств;
10. разрабатывает и осуществляет меры по единой политике цен и т.д.
Методы осуществления финансовой деятельности:
1) при мобилизации (сборе) денежных средств:
- метод обязательных платежей (налоги и сборы);
- метод добровольных платежей (лотереи, займы, пожертвования);
2) при распределении государством денежных средств:
- метод финансирования (безвозмездное и безвозвратное их выделение);
- метод кредитования (выделение денежных средств на принципах платности, возмездности, возвратности и срочности).