Правовые основы статистического учета и статистической отчетности

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ официальный статистический учет отнесен к ведению РФ. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ»[659] регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета. Правовое регулирование отношений, которые связаны с поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации, обеспечением ее защиты, применением информационных технологий и другими вопросами создания и эксплуатации системы государственной статистики и которые не урегулированы Законом о статистическом учете, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Официальный статистический учет — деятельность, направленная на проведение в соответствии с официальной статистической методологией федеральных статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической информации. Федеральное статистическое наблюдение — сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета. Официальная статистическая информация — сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в РФ, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией.

В качестве субъектов официального статистического учета выступают федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством РФ. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, а также функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

К качестве принципов статистического учета следует назвать полноту, достоверность, научную обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами). При этом предусмотрено обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета.

Первичные статистические данные — это документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения. Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Формуляр-образец формы федерального статистического наблюдения утвержден приказом Росстата от 16 апреля 2008 г. № 85[660]. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Росстатом. Так, приказом Росстата от 29 августа 2012 г. № 470 утверждена форма федерального статистического наблюдения: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», а Приказом Росстата от 20 декабря 2012 г. № 643 — Указания по ее заполнению.

Законом предусмотрена обязанность респондентов (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) безвозмездно предоставлять первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. Первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, могут предоставляться респондентами на бумажных носителях или в электронной форме в соответствии с законодательством РФ. Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета утверждено постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620[661].

Обработка статистической информации осуществляется на основе Единой системы классификации и кодирования информации РФ с использованием системы классификаторов технико-экономической и социальной информации. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 677[662] утверждены Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области; Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Для примера назовем ОКОФ — общероссийский классификатор основных фондов; ОКФС — общероссийский классификатор формы собственности; ОКОПФ — общероссийский классификатор организационно-правовых форм; ОКУД — общероссийский классификатор управленческой документации; ОКП — общероссийский классификатор продукции; ОКВЭД — общероссийский классификатор видов экономической деятельности и др. Определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора.

Статьей 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка представления статистической отчетности, а равно представление недостоверной статистической информации. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 13 мая 1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности»[663] организации возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.

Контрольные вопросы

1. Что такое бухгалтерский учет? Охарактеризуйте систему правового регулирования бухгалтерского учета и раскройте требования к его ведению.

2. Каков состав бухгалтерской отчетности и порядок ее представления?

3. Каковы особенности консолидированной отчетности?

4. Каково соотношение понятий «аудит» и «аудиторская деятельность»? Какими актами регулируется аудиторская деятельность?

5. Каковы правила проведения обязательного аудита?

6. Какие требования предъявляются к налоговой и статистической отчетности?

Литература

1. Апресова Н. Г., Ефименко Е. Н. Налогообложение бизнеса: правовые основы: научно-практическое пособие для магистров. М.: Проспект, 2013.

2. Арзуманова Л. Л. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2011.

3. Ершова И. В., Ершов А. А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2011.

4. Правовые основы бухгалтерского учета: учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева, Е. И. Арефкина. М.: Проспект, 2010.

Наши рекомендации