Резервы активов коммерческого банка и классификация кредитов по степени риска
Банк регулярно рассматривает возможные риски, оценивает их и принимает меры к снижению их уровня. Часть рисков можно оценить расчётным путём и создать резервы на возможные потери, часть рисков заранее оценить невозможно. В процессе анализа необходимо учитывать все риски – как расчётные, так и нерасчётные.
Основной материальный, балансовый метод защиты от рисков – формирование резервов на возможные потери. Для создания резерва все активы банка подразделяются на несколько групп по экономическому содержанию и в зависимости от степени риска.
Резервы на возможные потери по ссудам – это специальный резерв, формирование которого связано с наличием кредитных рисков в деятельности банков. Этот резерв обеспечивает создание банкам более стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли банков, вызванных списанием потерь по ссудам.
Резерв формируется за счёт отчислений, относимых на расходы банков. Он используется только для покрытия непогашенной клиентами ссудной задолженности по основному долгу. За счёт этого резерва производится списание потерь по нереальным ко взысканию ссудам банков.
Оценка кредитных рисков производится банками по всем ссудам и всей задолженности клиентов, приравненной к ссудной.
Классификация кредитов по степени риска осуществляется банками самостоятельно при анализе качества активов банков. Конкретные критерии, используемые банками при анализе активов, и процедуры принятия и исполнения решений по формированию и использованию резерва на возможные потери по ссудам должны содержаться в соответствующих документах банка, определяющих его кредитную и учётную политику и подходы к её реализации.
В целях определения размера расчётного резерва, связанного с влиянием факторов кредитного риска, ссуды классифицируются на основании профессионального суждения специалистов банка по критериям качества:
1) I категория качества (стандартные ссуды) – отсутствие кредитного риска
2) II категория качества (нестандартные ссуды) – умеренный кредитный риск
3) III категория качества (сомнительные ссуды) – значительны кредитный риск
4) IV категория качества (проблемные ссуды) – высокий кредитный риск
5) V категория качества (безнадёжные ссуды) – отсутствует вероятность возврата ссуды вследствие неспособности или отказа заёмщика выполнять обязательства по ссуде, что обуславливает полное обесценение ссуды.
По другим балансовым и внебалансовым активам банка величина резерва определяется в следующем порядке.
На основании мотивированного суждения об уровне риска банк классифицирует отдельные элементы расчётной базы резерва в одну из пяти групп риска с точки зрения вероятности потерь:
1) I группа риска – анализ деятельности контрагента и функционирования рынка не выявил реальной и потенциальной угрозы потерь. В том числе есть основания полагать, что контрагент полностью и своевременно выполнит свои обязательства (размер резерва 0%)
2) II группа риска – анализ деятельности контрагента и функционирования рынка позволяет констатировать существование умеренной потенциальной угрозы потерь (размер резерва 1-20%)
3) III группа риска – анализ деятельности контрагента и функционирования рынка выявил существование серьёзной потенциальной угрозы потерь (размер резерва 21-50%)
4) IV группа риска – анализ деятельности контрагента и функционирования рынка выявил одновременно существование потенциальных и умеренных угроз (размер резерва 51-100%)
5) V группа риска – есть достаточные основания полагать, что стоимость отдельного элемента расчётной базы резерва будет полностью потеряна в связи с невыполнением контрагентом договорных обязательств и отсутствием обеспечения выполнения указанных обязательств (размер резерва 100%)
Для вынесения мотивированного суждения об уровне риска банк использует материалы о финансовом состоянии контрагента, а также иные доступные факторы:
- оценка странового риска
- общее состояние отрасли, к которой относиться контрагент
- конкурентное положение контрагента в своей отрасли
- деловую репутацию контрагента и руководства организации-контрагента
- качество управления организацией
- краткосрочные и долгосрочные планы и перспективы развития контрагента
- степень зависимости от аффилированных лиц и самостоятельность в принятии решений
- существенную зависимость от одного или нескольких поставщиков или заказчиков
- кредитную историю
-меры, предпринимаемые контрагентом для улучшения своего финансового положения
- вовлеченность контрагента в судебные разбирательства
- подробную информацию о деятельности контрагента.
2. Характеристика деятельности коммерческого банка (на примере коммерческого банка ОАО «Банк Москвы»)