Глава 4 организация логистического процесса государственных закупок основные понятия
Факторы, определяющие государственную логистическую систему:
• уровень государственного управления;
• степень собственного участия государственной организации в логистическом процессе.
Уровни организации государственной логистической системы:
• федеральный уровень;
• уровень субъектов Российской Федерации;
• муниципальный уровень.
Организационные типы государственных логистических систем:
• беспосредническая система;
• посредническая система;
• комбинированная система.
Основные участники государственной логистической системы:
• государственный покупатель (заказчик);
• рыночный продавец (поставщик, участник размещения заказа);
• государственный посредник (уполномоченный орган);
• рыночный посредник (специализированная организация); комиссия по размещению заказа;
• орган контроля;
• информационный орган.
Государственный заказчик — любая государственная организация как получатель бюджетных средств.
Участник размещения заказов — лицо, претендующее на заключение государственного контракта.
Уполномоченный орган — исполнительный орган государственной власти, создаваемый имеющим на это право другим исполнительным органом государственной впасти и осуществляющий функции по размещению заказов для государственных заказчиков кроме непосредственного подписания самих государственных контрактов.
Специализированная организация — юридическое лицо, которое на основе договора с государственным заказчиком или уполномоченным органом осуще
147
ствляет функции по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
Комиссия или комиссии по размещению заказа — совокупность незаинтересованных физических лиц, назначенных государственным заказчиком или уполномоченной организацией в целях определения победителя конкурса, аукциона или при проведении запроса котировок.
Уполномоченный орган контроля — орган государственной власти, уполномоченный на осуществление контроля в форме проведения плановых и внеплановых проверок в сфере размещения заказов.
Уполномоченный информационный орган — обобщенное наименование организаций, которые на профессиональной основе обеспечивают участников системы размещения заказов необходимой для этого процесса информацией.
Факторы, определяющие структуру государственной системы закупок.Управление государственным логистическим процессом осуществляется организациями, составляющими государственную систему размещения заказов. В совокупности организационная структура государственных закупок охватывает все без исключения государственные организации, финансируемые из денежных фондов государства и нуждающиеся в соответствующем материальном обеспечении.
Государственные организации как покупатели необходимых им товаров и услуг либо непосредственно организуют весь логистический процесс закупок, либо участвуют в нем в значительной мере опосредованно, если большую часть закупочных процедур «делегируют» другим — «уполномоченным» или «специализированным» — государственным организациям, специализирующимся на закупочных процедурах.
действующая юридическая форма российской системы размещения заказов государственными организациями тесно связана с делением государственных организаций по уровням государственного управления и одновременно проводит их разделение по их функциональной роли в системе размещения заказов.
Государственная система размещения заказов пронизывает все уровни государственного управления, а потому и все виды бюджетных государственных организаций. Все государственные организации как участники всеобъемлющей организационной системы размещения государственных заказов занимают свое место в общем логистическом процессе применительно:
• к уровню государственного управления. Любая государственная организация есть организация, принадлежащая к соот-
148
ветствующему уровню государственного управления — федеральному, субфедеральному или муниципальному Каждый уровень государственного управления имеет специфическую модель организации системы размещения заказов и их последующего исполнения. Эта специфика уровня управления отражает различия в самом управлении, различия в текущих целях и интересах и другие различия, свойственные различию между целым и его частям, но одновременно отражает и относительную самостоятельность каждого уровня государственного управления в принятии тех или иных управленческих решений в тех границах, которые предоставляются законом для формирования собственной («местной», «оригинальной») системы размещения заказов. Таким образом, имеется в виду, что каждая часть единого целого до известной степени всегда есть тоже самостоятельное целое;
степени собственного участия в логистическом процессе. Эта степень участия зависит от наличия или отсутствия дополнительных государственных организаций, специализирующихся, или уполномоченных, на размещении заказов для многих других государственных организаций-заказчи ков. Каждый уровень государственной власти при формировании своей специфической системы размещения государственных заказов имеет выбор, состоящий в объединении закупочных процессов для групп подведомственных государственных организаций, что вызывает необходимость создания специализированных «посредников» в размещении заказов, или в предоставлении прав на осуществление закупок каждой государственной организации по отдельности. В последнем случае отдельные государственные организации имеют право самостоятельно (независимо) решать все организационные вопросы закупок товаров и услуг, но при этом все равно действовать в тех границах, которые предписываются государственным законодательством в данной области. Формой проявления компромисса данного выбора является создание такого порядка закупок, при котором отдельная государственная организация вправе самостоятельно размещать заказы на суммы до какого-то предела, а в случае превышения этого предела обязана передать всю процедуру размещения своих заказов уполномоченному на это вышестоящему органу государственной власти.
149
Уровни организации государственной логистической системы.
Уровни организации современной российской системы государственной логистики находятся в полной зависимости от существующих уровней государственного управления в Российской Федерации, а значит, и соответствующих им уровней финансирования государственных организаций. данные уровни включают:
• федеральный уровень — организация государственной логистической системы на уровне федеральных государственных организаций;
• субфедеральный (региональный) уровень, ила уровень субъекта Российской Федерации,— организация государственной логистической системы на уровне субъектов Российской Федерации;
• муниципальный (местный) уровень — организация государственной логистической системы на уровне муниципальных образований (муниципальные районы, городские округа, внутри городские муниципальные образования, городские и сельские поселения).
Каждый уровень государственного управления в пределах, предоставленных ему законодательством, самостоятельно решает вопросы об организационной структуре всех требуемых логистических процедур, и прежде всего в части системы размещения государственных заказов. Поэтому можно сказать, что в нашей стране одновременно существует сразу три типа логистических систем, различающихся способам и размещения государственных заказов.
В свою очередь, наличие трех уровней государственного управления не означает возможность ограничения лишь тремя логистическими системами, В некотором роде можно говорить, что на федеральном уровне управления имеется единственная логистическая модель, хотя потенциально и на этом уровне законодатель может ввести различные формы организации осуществления государственных закупок в единственном числе. Но пока можно считать, что на данном уровне имеется лишь одна модель логистической системы государственных закупок, хотя в ней и возможны различия, например, в зависимости от самих способов закупок (торговые или неторговые и т.д.).
Но уж если речь идет об уровне субъекта Российской Федерации, или уровне органов местного самоуправления, которых насчитывается несколько тысяч, то потенциально количество моделей организации государственной логистической системы может быть очень велико.
150
В некотором роде можно было бы говорить о том, что разнообразию государственных логистических систем нет числа. Однако такое утверждение будет неточным, так как в целом весь государственный логистический процесс определен законодательно, и потому все возможные его вариации есть не что иное, как частности, а не обязательно как нечто принципиально различное.
Классификация государственных логистических систем.Классифицирование государственных логистических систем по уровням государственного управления имеет тот недостаток, что основывается лишь на одном критерии — на учете уровня государственного управления. Однако действительные их различия коренятся в са-
- мой их организации, или в их организационной структуре, количество вариантов которой достаточно ограниченно, ибо связано с
- наличием или отсутствием «посредников» в государственном логистическом процессе.
В этом ключе рассмотрения возможны три варианта организационных логистических систем:
• беспосредническая логистическая система — логистическая е- система, в которой государственная организация самостоятельно осуществляет все логистические процедуры; их посредническая логистическая система логистическая
система, в которой все основные логистические процедуры осуществляет посредническая организация (обычно уполномоченный государственный орган);
• комбинированная логистическая система — логистическая система, в которой государственная организация выступает
то в качестве самостоятельного участника, то действует через посредника (рис. 46).
ли –
Основные участники государственной логистической системы.
Потенциально организационная модель государственной логистической системы включает семь главных («принципиальных») воз
Типы
пок государственных логистических систем
7 ______
Беспосредническая Посредническая Комбинированная
) де- логистическая логистическая логистическая
жет система система система
Рис. 46. Типы государственных логистических систем
151
можных типов организаций (членов, звеньев) — участников, необходимых для осуществления логистического процесса на рынке между государственной организацией как покупателем и участниками рынка как продавцами (поставщиками) товаров и услуг государству. Основными участниками применительно к юридической форме российской государственной системы размещения заказов как уже говорилось, являются:
• государственная организация-покупатель (государственный заказчик);
• участник рынка — продавец (поставщик, участник размещения государственного заказа);
• государственный посредник (уполномоченный государственный посреднический орган);
• рыночный посредник (специализированная организация);
• государственная комиссия по размещению заказа;
• орган контроля;
• информационный орган.
Следует заметить, что это исчерпывающий перечень потенциальных участников государственной системы размещения заказов, но не государственной логистической системы в целом. Однако, принимая во внимание, что государственная система размещения заказов составляет «сердцеви ну» государственного логистического процесса, в дальнейшем ограничимся именно данным составом участников как составом участников государственной логистической системы в целом.
Именно комбинации из указанного перечня потенциальных участников и являются основой трех ранее перечисленных организационных типов логистических систем государства.
В то же время сама исходная потенциальная многовариантность организационного состава участников логистической системы государства делает «невозможным» существование какой-то единственной российской модели организации государственной логистической системы.
Взаимоотношения между всеми перечисленными организационными структурами в государственной логистической системе изображены на рис. 47.
Государственная организация как покупатель и как государственный заказчик в логистическом процессе.Потенциальные покупатели товаров иуслуг в лице государственных организаций обязательно получают юридический статус государственных заказчиков на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ, поскольк
152
Орган контроля
Рис. 47. Взаимосвязи всех (возможных) участников государственной логистической
системы
ОНИ ЯВЛЯЮТСЯвсего ЛИШЬ ПОЛуЧаТеЛЯМИ бюджетных средств, предназначенных для ПОКУПКИтоваров, а не частными собственниками ЭТИХсредств.
Государственная организация в государственном логистическом процессе имеет двойствен н ы й характер:
• с одной стороны, она — обычный рыночный покупатель, т.е. государственная организация получает необходимые ей товары и услуги, не принудительно изымая их у владельцев, а получает в обмен на деньги, т.е. покупает за деньги;
• с другой стороны, она — государственный заказчик, т.е. первоначально государственная организация есть получатель бюджетных (денежных) средств, только при наличии которых она и может быть покупателем товаров на рынке. Понятие заказчика означает не просто процесс покупки товара на рынке, а подразумевает целый процесс размещения государственной организацией заказов («заявою>) на поставку товаров (услуг, работ) (рис. 48).
Государственная организация-покупатель не перестает быть государственным заказчиком, если функцию по размещению заказов осуществляет не она сама, а особый посредник, уполномоченный на это специальный государственный орган власти, который может быть создан по закону. В том случае государственная организация покупатель все равно остается государственным заказчиком, так как:
1) только сама государственная организация-покупатель определяет содержание государственного заказа (виды закупаемых товаров и т.п.) и его главные условия;
153
1 1 1 | ‚. Государственная организация- [_ покупатель (заказчик) г | -+ Рыночныи посредник | Рыночный продавец 1I (поставщик, участник размещения государственных заказов) |
Комиссия по размещению заказа | |||
Государственный посредник | |||
. | |||
Информационный орган |
Государственная организация-покупатель
4. 4
Функционально: 1 Организационно:
осуществляет или
не осуществляет функции получатель бюджетных
по размещению средств
государственного заказа ___________________________
1 подписывает и участвует 1
в исполнении 1 расходователь бюджетных
государственного контракта средств
Рис. 48. Место государственной организации-покупателя в логистическом процессе
2) только государственная организация-покупатель всегда является непосредственным покупателем товаров и услуг, или она всегда является:
• лицом, непосредственно заключающим или подписывающим государственный контракт;
• плательщиком по государственному контракту и получателем товаров (услуг) по нему (или он и есть лицо, обязанное по контракту).
Частный продавец как участник государственного логистического процесса (рис.49). Потенциальные продавцы товаров и услуг в лице, как правило, негосударственных организаций или просто частных (индивидуальных) предпринимателей на рынке в государственном логистическом процессе имеют двойственный статус:
• во-первых, рыночный статус продавца, ибо, с одной стороны, они исходно, или по самой своей рыночной сути, есть обычные продавцы товаров и услуг;
• во-вторых, статус продавца в процессе государственных закупок, который в данном случае есть прежде всего юридический статус участника размещения государственного заказа. Участник размещения государственного заказа — это лицо, претендующее на заключение государственного контракта, или договора купли-продажи товара или услуги с государственным покупателем.
Юридически участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо, имеющее любую организа
ционно-правовую форму, любую форму собственности, любое местонахождение, включая местонахождение его капитала, или любое физическое лицо, включая индивидуального предпринимателя. Иначе говоря, в этом понимании таким участником может быть даже и государственная организация. Такое имеет место в том случае, когда государственная организация выступает в качестве производителя товаров и услуг в особых случаях, например в случае государственной монополии и т.п. Однако участие государства в рыночной экономике всегда ограничено интересами капитала, а потому, как правило, продавцом для государственных покупателей выступают частные ком пании.
Отличие позиции продавца от позиции участника размещения государствен ного заказа состоит в следующем:
участник размещения государственного заказа совсем не обязательно есть непосредственный продавец товара (услуги). Исходно он есть лишь участник размещения заказа, т.е. участник лишь определенного рода действий, осуществляемых государственной организацией, связанных с выбором из нескольких продавцов только одного поставщика, который наилучшим образом устраивает государственного заказчика;
• участник размещения государственного заказа есть только лишь возможный продавец, ибо совершается выбор среди нескольких конкурирующих продавцов. Если выбор сделан в пользу данного продавца, то он и становится реальным поставщиком (продавцом);
• участник размещения государственного заказа есть лишь потенциальный продавец. Выбор государственного заказчика есть выбор на основе заданных критериев. Если ни один из участников размещения заказа не удовлетворяет этим критериям государственного заказа, то выбор не происходит вообще. В этом случае никто из участников размещения государственного заказа вообще не превращается в возможного продавца.
В результате рыночный статус продавца товара находится в известном противоречии со статусом участника размещения государственного заказа: с одной стороны, продавец товара есть объективно продавец, который продает свой товар на рынке всем желающим покупателям и является таковым до тех пор, пока его товар необходим участникам рынка.
155
С другОй СТОрОНЫ, ПО ОТНОШНИЮк государственной организации-пОкупателю все ВЫГЛЯДИТ СОВССМ иначе, так как в ЭТОМ случае РЫНОЧНЫЙ продавец МОЖеТ стать действительным продавцом, если ТОЛЬКО ОШ
• включится в юридический процесс государственных закупок;
• выиграет право на заключение государственного контракта с государственной организацией — непосредственным покупателем товара.
Государственный посредник в государственном логвствческом процессе, или уполномоченный орган. Процесс государственных закупок кроме непосредственных своих (и очевидных) типов участников в лице государственных организаций-покупателей и рыночных продавцов предусматривает возможность существован особого государствен НОГО посредника между группой непосредственных государственных организаций-покупателей и возможным и рыночными продавцами, который называется «уполномоченным органом».
Уполномоченный государственный орган, или уполномоченный орган,— это исполнительный орган государственной власти, создаваемый имеющим на Это право другим исполнительным органом Государственной власти и осуществляющий функции по размещению заказов для государственных заказчиков, кроме непосредственного
Частны
Функционально: 1 . Организационно: _]
Продавец товаров Рыночная организация
и услуг всем участникам (юридическое лицо)
рынка
Участник процесса 1
НПродавец товаров и услуг 1размещения государственного
государственным заказа: возможный продавец i
организациям-покупателям (поставщик)
Рис. 49. Частный продавец как участник государственного логистического процесса
156
продавец |
как участник государственного |
логистического процесса |
подписания самих государственных контрактов и всех вытекающих из этого последующих логистических действий (по расчетам, доставке, хранению и т.п.).
В данном случае формально уполномоченный орган есть своего рода торговый посредник по отношению к государственным покупателям, но не совсем аналогичный по функциям товарным брокерам или дилерам, так как круг его действий, или функций, охватывает лишь процедуру размещения государственного заказа, сутью которой является выбор рыночного продавца для каждого государственного покупателя, а не просто нахождение какого-то покупателя (брокерская деятельность) и не промежуточная купляпродажа товара (дилерская деятельность). Уполномоченный государственный орган не имеет прав по покупке товаров и услуг, т.е. он не вправе подписывать государственные контракты от лица государственных организаций-покупателей.
В целом круг функций уполномоченного органа включает:
• процедуры, совершаемые сразу для многих государственных организаций-покупателей;
• действия, которые только предшествуют подписанию государственного контракта, или действия, предваряющие заключение договора купли-продажи (поставки) между государственным заказчиком и выбранным рыночным продавцом среди всех участников размещения государственного заказа;
• действия, ограничивающиеся только размещением государственных заказов, суть которых состоит в организации и осуществлении конкурентного выбора среди всех имеющихся участников размещения государствен ного заказа, который в наибольшей (наилуч шей) степени соответствует понятию действительно рыночного продавца.
Уполномоченный государственный орган есть особого рода посредник:
• это государственный, а не рыночный посредник;
• это посредник только между государственными организациями-покупателями (заказчиками) и рыночными продавцами, а не между любыми участниками рынка;
• это посредник, нацеленный на процедуру конкурентного выбора из участвующих в процессе отбора частных продавцов;
• это посредник, который не принимает на себя никакие обязательства, связанные с непосредственным процессом
157
купли-продажа товара. Только в этом смысле уполномоченный орган напоминает рыночного брокера, но с тем существенным отличием, что брокер «сводит», т.е. помогает найти противоположную сторону договора без «выпячивания» процедуры выбора этой стороны договора, ибо окончательный выбор делают сами стороны рыночного договора, а вовсе не брокер. В отличие от рыночного брокера уполномоченный государственный орган не просто находит продавца, но ему предоставлены все права в части окончательного выбора среди имеющихся на рынке продавцов, и при этом сама государственная организация-покупатель права выбора рыночного продавца лишена полностью.
Важная специфическая особенность государственного рыночного посредника, или государственного уполномоченного органа, состоит и в том, что в отличие от рыночного брокера, которого всегда выбирает нуждающийся в его услугах рыночный покупатель, государственный посредник (уполномоченный орган) создается не по желанию (не по воле или не по экономической целесообразности) государственных организаций-покупателей, а по решению Ри
соответствующего вышестоящего государственного органа исполнительной власти (рис. 50). ф,
Государственный посредник, или уполномоченный орган, есть
воплощение решения государственной власти, а не результат добровольного объединения по согласованной договоренности государственных покупателей, например нуждающихся в подобного рода услугах по размещению своих заказов. Все дело в том, что государственная организация не имеет своих собственных (т.е. присущих именно данной организации) экономических интересов, отличных от интересов государства в целом. Все ее денежные ресурсы и все ее покупки есть собственность государства, и только оно вправе считать, что выгодно, а что невыгодно для государ- ства.
Рыночный посредник, или специализированная организация.
В осуществлении государственного логистического процесса разрешается прибегать к услугам еще одного «помощника», или «посредника», но только в отличие от уполномоченного органа — уже рыночного, который за плату помогает государственной организации-покупателю или даже уполномоченному государственному органу выполнять некоторые вспомогательные действия, относящиеся к процессу осуществления конкурентного выбора из числа
158
40- Государственный рыночный посредник,
или уполномоченный государственный орган
зет
функционально: 1 рганизационно: ]
ра
ю______________________
создается по решению органа
рыночный государственной власти
посредник (может быть создан
[О-или может отсутствовать)
- создается сразу для многих
— осуществляет конкурентныи государственных
Ч-выбор продавца организаций-покупателей
ГО
1 осуществляет предварительные
IЬ,‘] действия по заключению
негосударственных контрактов
оРис.
50. Место государственного посредника в государственном логистическом процессе
л- РЬТНОЧНЫХ IIрОдаВЦоВ,прежде всего помогать в осуществлении функции проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Такого рыночного посредника можно было бы назвать «орган и зато-
- ром торгов», но в законе о государственных закупках он назван
у- «специализированной организацией».
ГОПо закону специализированная организация — это юридическое
лицо, которое на основе договора с государственным заказчиком
или уполномоченным органом осуществляет функции по размев щению заказа пугем проведения торгов в форме конкурса или аукциона.
ЮОсновные функции специализированной организации по закону:
• разработка конкурсной документации и/или документации о торгах (в форме аукциона или конкурса);
• опубликование и размещение необходимых извещений о проведении открытых конкурсов и аукционов;
• направление приглашений принять участие в закрытых конкурсах и аукционах;
• проведение торгов в форме конкурса или аукциона;
а
159
иные функции, связанные с обеспечением проведения тор-
гов.
Поскольку специализированная организация есть лишь привлеченный орган для государственных закупок, постольку выбор данной специализированной организации по закону тоже осуществляется путем проведения торгов самим заказчиком или уполномоченным органом.
По своей рыночной сущности специализированная организация есть в большей степени организатор торгов, но только уже не на чисто товарном или финансовом рынке, а исключительно на государственном товарном рынке; отсюда и вытекает иное юридическое наименование этого организатора торгов, чтобы не смешивать его с посредническими организациями, обслуживающими преимущественно частных торговцев. На рынке такого рода организаторы торговли обычно называются биржами или иными центрами торговли (рис. 51).
По закону юридическая форма специализированной организации может быть любой государственной или частной, коммерческой или некоммерческой. Однако сути рыночных отношений отвечает конечно же частная и потому коммерческая форма ее су-
Рис. 51. Место рыночного посредника в лице специализированной организации
в государственном логистическом процессе
ор- шествования. Государственная форма существования такой организации позволяет предполагать возможность «нерыночного»
РИ- влияния на нее со стороны государственных органов, создавших 5ор ее, с вытекающими из этого последствиями для возможного влияпе- ния на результаты отбора поставщиков.
1-10--Теоретически можно вести речь и о том, что в качестве рыночных помощников для государственной организации-покупателя
за- может выступать не единственная специализированная организа- не ция, а целый набор такого рода организаций, которые специали- на зируются на оказании самых разных логистических услуг государН 1-ственному покупателю.
Государственная комиссия по размещению заказа.В самом общем Мв плане можно сказать, что собственно юридическая процедура при- га- нятия решения о выборе конкретного поставщика (или размещения государственного заказа), с которым должен быть заключен государственный контракт, закрепляется по закону за государ-
за- ственной комиссией по размещению государственного заказа, которая может быть единой для всех вариантов размещения заказа
ий или различаться по способам размещения заказа.
Государственная комиссия по размещению государственного заказа — это совокупность незаинтересованных физических лиц, назначенных государственным заказчиком или уполномоченной организацией в целях определения победителя конкурса, аукциона или при проведении запроса котировок на основе соблюдения всех предварительных юридических формальностей и с последующим юридическим оформлением результатов определения этого победителя.
Государственная организация-покупатель (как заказчик) или уполномоченный орган вправе создавать единственную комиссию или создавать самостоятельные (обособленные) комиссии в виде следующих их разновидностей:
• конкурсная комиссия — предназначена для подведения итогов конкурса;
• аукционная комиссия — предназначена для подведения итогов аукциона;
• котировочная комиссия — предназначается дня подведения итогов проведения запроса котировок.
Число членов комиссии должно составлять не менее пяти человек, которые не должны быть лично или в силу принадлежности к участникам размещения государственных заказов заинтересованы
161
в самих результатах выбора того или иного конкретного рыночного продавца (поставщика).
Члены комиссии свободно назначаются и в любое время заме- ня ются (отзываются) государственным заказчиком ил и упол номоченньтм органом, организуюшим данную комиссию.
Кворум для работы комиссии, как обычно, должен составлять не менее 50% общего количества ее членов.
Ком иссия создается заранее, т.е. до начала всего процесса размещения заказа, т.е. опубликования извещений о проведении открытого конкурса, аукциона и т.д., или до начала самой процедуры размещения заказа (рис. 52).
Функционально государственная комиссия по размещению государственных заказов осуществляет весь комплекс действий, связанный с принятием решения о выборе конкретного поставщика, но главное ее действие — это выбор на основе заранее установленных критериев, к каковым относится цена товара в случае аукциона или пена и все остальные условия контракта в случае конкурса.
Сущность выбора сводится к тому, что если его критерии четко и определенно прописаны в документах к торгам, то никакого
ф ф
Функционально:I Организационно:_]
единая или в виде
определяет отдельных комиссий:
Ч победителя-продавца конкурсной, аукционной,
(поставщика) котировочной -
производит необходимые1 структурный орган,
предторговые действия но не юридическое лицо
(не организация)
______________с
осуществляет необходимые1
непрофессиональный 1<
послеторговые действия I
орган
Рис. 52. Государственная комиссия по размещению государственных заказов как
к
участник государственного логистического процесса
162
Государственная комиссия |
по размещению заказов |
субъективного выбора в этом случае уже не происходит, а потому комиссия по самому выбору не нужна.
На самом деле суть работы комиссии по выбору сводится не к самому выбору, а только к его чисто техническим моментам, связанным с подготовкой к «объективной» процедуре выбора и с юридическим (документальным) оформлением результатов выбора. данная комиссия фактически выполняет определенные законом обязательные процедуры, которые может выполнить кто угодно, т.е. и сам заказчик или уполномоченный государственный орган, а не юридически обязательный по закону структурный орган.
Орган контроля как звено государственного логистического процесса.Государственный логистический процесс есть и рыночный процесс покупки товара, и государственный процесс как процесс расходования государственных средств, а потому он нуждается во внешнем контроле со стороны государства, а в более общем случае — и со стороны широкой общественности, которую представляет само государство.
Закон о государственных закупках предусматривает обязательность контроля за всеми рыночными действиями прежде всего непосредственных государственных организаций-покупателей и всех остальных участников процесса размещения государственных заказов, но особенно:
• государственных организаций-покупателей (заказчиков);
• уполномоченных государственных органов;
• специализированных организаций;
• комиссий по размещению заказов.
Особенность государственного логистического процесса состоит в том, что он не только находится под контролем, который свойствен всем частным участникам рынка, но дополнительно осуществляется специализированным обособленным государственным органом, уполномоченным на осуществление контроля в процессе размещения государственных заказов. Иначе говоря, это такой контроль, который касается только процедуры конкурентного выбора рыночного продавца (поставщика) по любому государственному контракту.
Государственный уполномоченный орган контроля (рис. 53)— это орган государственной власти, уполномоченный на осуществление контроля, т.е. осуществление плановых и внеплановых проверок, в сфере размещения заказов.
В настоящее время такой уполномоченный орган не существует как некий единый орган для всех государственных организаций,
163
4, 4,
Функционально: 1 Организационно:
контроль за соблюдением государственный орган власти:
законодательства уже существующий орган
о размещении госконтроля или вновь
государственных заказов создаваемый
контроль участников государственный орган
системы размещения контроля для каждого
государственных заказов уровня государственного
управления
виды проверок:
плановые
и внеплановые
Рис. 53. Уполномоченный орган контроля как участник системы размещения
государственного заказа
а представляет собой одновременно три типа государственных организаций в соответствии с уровнями государственной власти:
• федеральный уполномоченный орган контроля — государственный орган власти, который контролирует размещение заказов только для федеральных нужд. Таким органом, как уже упоминалось ранее, является Федеральная антимонопольная служба;
• субфедеральный уполномоченный орган контроля — государственный орган власти как уполномоченный орган контроля данного субъекта Российской Федерации, который контролирует размещение заказов для нужд только данного субъекта Российской Федерации. Например, в Москве таким органом контроля является Управление правительства Москвы по экономической безопасности Москвы;
• муниципальный уполномоченный орган контроля — уполномоченный орган контроля местного самоуправления, контролирующий размещение заказов для муниципальных нужд в данном муниципальном управлении.
Система государственного контроля в сфере государственных закупок товаров и услуг не является в полной мере централизованной, так как она все же децентрализована по уровням государ164
Орган контроля в процессе |
государственных закупок |
ственного управления, но в пределах каждого из этих трех уровней государственной власти она строго централизуется.
Функционально уполномоченный орган государственного контроля только выявляет нарушения и направляет обязательные предписания об их устранении. В том случае, если нарушения содержат признаки административного правонарушения или состава преступления, уполномоченный орган государственного контроля направляет необходимые документы в федеральный уполномоченный орган контроля и в правоохранительные органы.
Информационные органы государственной логистиiеской системы(рис. 54). Размещение государственных заказов сопровождается необходимым информационн ым обеспечением, которое в случае государственных закупок включает одновременное наличие двух типов информационных систем:
1) обеспечивающая система информации — собственно носители информации. Такими носителями информации по государственной системе размещения заказов установлены:
официальное печатпное издание — официальное печатное издание для опубликования информации о размещении заказов;
ф +
Функционально: 1 1 Организационно: _]
-
официальные интернет-сайты
[
Рис. 54. Информационный орган как составная часть системы размещения
государственного заказа
е к
информирует участников размещения заказов
ч н
организует и ведет реестры государственных контрактов
4-
организует и ведет реестр недобросовестных
поставщиков
165
Информационный орган |
государственных закупок |
официальные |
печатные издания |
государственные |
информационные |
базы данных |
• официальный сайт — официальный государственный сайт в сети Интернет;
2) содержательная система информации — система сведений государственного характера, которая должна быть размещена по закону на официальных носителях государственной информации. Данная система сведений включает:
• реестры государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, в которых содержится система сведений о размещенных заказах. Такие реестры ведутся уполномоченными на их ведение органами исполнительной власти. Например, на федеральном уровне такой реестр ведется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, В Москве такой реестр ведет Тендерный комитет;
• реестр недобросовестных поставщиков — представляет собой систему сведений о недобросовестных продавцах (поставщиках). Данный реестр по закону обязательно ведется федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Однако и на нижестоящих уровнях государственного управления могут создаваться подобные реестры. Например, такой реестр ведется в Москве;
• прочие реестры. Государственные ораны власти и управления могут осуществлять ведение и любых других реестров информационного характера, необходимых им для организации рыночного процесса размещения заказов. Так, в Москве ведется реестр специалистов Москвы по организации и проведению торгов.
Государственные информационные системы создаются самостоятельно каждым уровнем государственной власти в целях широкого раскрытия информации о размещении заказов подведомственными им государственными организациями.
Организационно выпуск официального печатного издания по государственным закупкам и ведение интернет-сайта обычно осуществляются специализированными в данных информационных сферах деятельности организациями, которые часто не имеют прямого отношения к самому процессу размещения государственных заказов и для которых такого рода информационная деятельность есть лишь дополнительная деятельность.
Информационные реестры, кроме реестра недобросовестных поставщиков, который ведется уполномоченным федеральным
166
КОНТРОЛЬНЫМорганом, тоже часто ведутся организациями, не имеющими прямого отношения Кзакупочной деятельности государственных организаций.
Вданном контексте рассмотрения участников государственного процесса закупок уполномоченный информационный орган — обобщенное наименование всех конкретных организаций, которые на профессиональной основе обеспечивают информацию о размещении заказов.