Методы организации производства

Производственная мощность и производственная программа.

Производственная мощностьорганизации, предприятия, цеха, участка - это способность закрепленных за ними средств труда (техноло­гической совокупности машин, оборудования и производственных площа­дей) к максимальному выпуску продукции за год (сутки, смену) в соответ­ствии с установленной специализацией, кооперированием производства и ре­жимом работы.
Разница между производственной мощностью и производственной программой(объемом производства) представляет собой резервы пред­приятия, т. е. производственная программа показывает степень использо­вания производственной мощности.
Для расчета производственной мощности предприятия используются следующие исходные данные:

1. Количество, состав и техническое состояние оборудования и дан­ные о производственных площадях.

2. Технические нормы производительности оборудования и трудоем­кости выпускаемой продукции.

3. Фонд времени работы оборудования и режим работы предприятия.

4. Номенклатура выпускаемых изделий и их количественное соотно­шение в программе.

Порядок и принцип расчета производственных мощностей промыш­ленных предприятий осуществляется согласно отраслевым инструкциям по группам технологического оборудования, агрегатам и другим основным производственным участкам и цехам.

Билет № 2

1. Классификации предприятий.Предприятие можно классифицировать по следующим параметрам:

· по отраслевой принадлежности;

· по количественным параметрам;

· по качественным параметрам.

Любая организация (предприятие) прежде всего характеризуется выбранной организационно-правовой формой при его создании и конкретны­ми целями и задачами, определяющими его деятельность на предстоящий и длительный период.
Организация (предприятие) использует следующие принципы рыноч­ной экономики:

· свобода предпринимательства, полная хозяйственная самостоя­тельность;

· использование различных форм собственности с преобладанием частной;

· свободные цены (кроме особо регулируемых государством и субъек­тами РФ);

· антимонопольная деятельность;

· открытость внутреннего рынка (свобода выхода на внешние рынки);

- договорные формы между хозяйствующими субъектами. Выбор стратегии и тактики предприятий в новых условиях хозяйство­вания обусловлено следующим:

· недостаточная обеспеченность ресурсами заказчиков продукции;

· рост цен на материалы, конструкции, энергию, транспорт и другие
услуги, что приводит к удорожанию работ и увеличению сроков их произ­водства.

Согласно ГК РФ все организации (предприятия) в зависимости от ос­новной цели своей деятельности подразделяются накоммерческиеи некоммерческие.
Отличие некоммерческих предприятий от коммерческих в том, что извлечение прибыли у первых не является основной целью и она нераспределяется между участниками. К ним относятся: различные фонды, союзы, об­щественные и религиозные организации, потребительские кооперативы.
Коммерческие предприятия в соответствии с их организационно-пра­вовыми формами можно классифицировать по нескольким признакам.
Более сложная структура управления организацией формируется при смешанной форме собственности или с большим числом собственников, например, акционерное общество открытого типа. Классификация предприя­тий может быть представлена следующим образом:

· коммерческие предприятия; -хозяйственные товарищества и общества;

· производственные кооперативы; -полные товарищества;

· государственные и муниципальные унитарные предприятия;

· товарищества на вере (коммандитные); -общества с ограниченной ответственностью;

· общества с дополнительной ответственностью; -акционерные общества.

Самоуправлениетрудового коллектива может быть реализовано, когда предприятие регистрируется и функционирует в форме производствен­ного кооператива.
^ Управление трудовым коллективомна предприятиях со смешан­ной и только частной формой собственности сравнительно несложно. При самоуправлении трудового коллектива практически реализуются те же функции, что и при самоуправлении собственника.

^ Государственное регулированиеможет быть представлено пра­вовыми, экономическими, финансовыми и социальными видами с использо­ванием соответствующих рычагов и стимулов - это налоги, льготы и раз­личные запреты.

^ Прямое государственное регулированиезаключается в разработ­ке и функционировании нормативных актов, положений и мероприятий, ока­зывающих воздействие на положение дел предприятий (организаций).

^ Косвенное государственное регулированиевключает разработ­ку и реализацию налоговой, финансово-кредитной, амортизационной и цено­вой политики. При прямом и косвенном государственном регулировании ак­туальным остается вопрос социального спектра, затрагивающий интересы жизнедеятельности всех работников.

2.
^ План производства продукции.


План производства и реализации продукции – это научно обоснованное плановое задание по объему реализации номенклатуры, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработано на основе заключенных договоров по доставке продукции или услуг.

В плане производства разрабатывается главный раздел называемый «Производственная программа деятельности организации на текущий год». Она состоит из следующих разделов:

·
Количество рабочих дней в году

·
Количество смен

·
Выпуск продукции в год (в смену) в натуральных показателях

·
Выпуск продукции в год в рублях

·
Рассчитывается налог на добавленную стоимость (НДС).


Этот план основывается на нескольких принципах:
1.научное обоснование

2.изучение рынка

3.выбор производственной программы в соответствии со спросами и возможностями предприятия

Билет № 3

^ 1. Организационно-правовые формы организаций (предприятий).Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (скла­дочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также приобретенное и произведенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

В соответствии с ГК РФ участниками хозяйственных товариществ и обществ могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица (коммерческие организации).

В зависимости от характера объединения и степени ответственности участников по его обязательствам объединения предпринимателей делят­ся на объединения лици объединения капиталов.Хозяйственное то­варищество, как правило, представляет собой объединение лиц. Члены та­кого товарищества объединяют не только денежные и иные средства, но и собственную деятельность. В приложении этих средств каждый участник имеет право на ведение дел, представительство и управление. Хозяйствен­ное общество - объединение капиталов, которое предполагает сложение только капиталов, а руководство и оперативное управление обществом осу­ществляется специально созданными органами. Ответственность по обя­зательствам объединения капиталов несет само общество, а сами участ­ники (учредители) общества освобождены от риска, возникающего в ре­зультате хозяйственной деятельности.

По ГК РФ хозяйственные товарищества могут создаваться в фор­ме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитные това­рищества), хозяйственные общества - в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнитель­ной ответственностью.

^ Полное товарищество- это объединение двух или более лиц для ведения предпринимательской деятельности на совместной основе в соот­ветствии с заключенным между ними договором, которые несут неограни­ченную солидарную ответственность не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом.

Полное товарищество является юридическим лицом, самостоятель­ной фирмой, обладает набором прав, позволяющих ему выступать в каче­стве субъекта хозяйственной деятельности.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Участни­ки полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Объединенное имущество, предназначенное для ведения предприни­мательской деятельности, представляет собой общую долевую собствен­ность и принадлежит всем участникам на паевой основе.

Полные товарищества основаны на лично-доверительных отношени­ях, поэтому появились и развиваются как форма семейного предпринима­тельства, оказывающие в основном платные услуги.

^ Товарищество на вере (коммандитное товарищество)– это объединение двух или нескольких лиц на основании договора между ними в целях ведения совместной хозяйственной деятельности. Принципиальное отличие коммандитного товарищества от полного товарищества состоит в том, что только одна часть его членов, именуемых полными товарищами, несет полную субсидиарную ответственность по обязательствам товари­щества всем своим имуществом. Другая часть его членов в виде членов-вкладчиков (коммандистов) несет ограниченную ответственность и отве­чает по обязательствам только своим паевым вкладом в общество. Ком­мандисты могут сделать вклад не только в денежной форме, но и в виде предоставления помещения, транспортных средств и иным образом. Товарищества на верене имеют устава, создаются и действуют на основании учредительного договора.

^ Хозяйственные общества- это вторая группа организационно-пра­вовых форм, в виде которых выступает коллективное предпринимательство. Они подразделяются на общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО) и акционер­ные общества (АО).

^ Общества с ограниченной ответственностью(000). Главный признак, определивший название и составляющий одно из важнейших пре­имуществ общества с ограниченной ответственностью, состоит в том, что участники (учредители) несут ответственность по обязательствам, приня­тым на себя только в пределах своих вкладов в капитал, и именно в этом смысле ответственность общества ограничена. В соответствии с ГК РФ 000 - это добровольное объединение граж­дан, юридических лиц, или тех и других вместе с целью осуществления совместной хозяйственной деятельности путем первоначального образова­ния уставного фонда только за счет вкладов учредителей, которые и обра­зуют общество.

^ Общество с дополнительной ответственностью(ОДО) -это разновидность хозяйственных обществ. Оно бывает учреждено одним или несколькими лицами, уставный капитал его разделен на доли опреде­ленных учредительными документами размеров. Участники общества со­лидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам сво­им имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Особенностью ОДО является то, что при недостаточности имуще­ства общества для удовлетворения требований кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам об­щества их личным имуществом в солидарном порядке.

^ Акционерное общество(АО) - форма предприятия, капитал кото­рого образуется за счет выпуска и размещения акций, а участники предпри­ятия (акционеры) несут ответственность, ограниченную только той суммой, которая была уплачена за приобретенные акции. Акционерное общество создается на основе добровольного объеди­нения капиталов юридических и физических лиц с целью извлечения прибы­ли путем удовлетворения общественных потребностей в их продукции (ра­бот, услуг).

В зависимости от состава учредителей, способа формирования ус­тавного капитала и статуса его участников законодательство различает два типа акционерных обществ - закрытые и открытые.

^ Закрытое акционерное общество(ЗАО) - это общество, акции которого распределяются только среди учредителей, оно не имеет права проводить открытую подписку и распределение акций. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых други­ми акционерами данного общества. Срок осуществления преимуществен­ного права не может быть менее 30 и более 60 дней. Число участников ОАО не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах.

^ Открытое акционерное общество(ОАО) формирует уставный капитал путем выпуска и свободной публичной продажи акций без согла­сия других акционеров. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобще­го сведения: годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убыт­ков. Преобразование государственной или муниципальной собственности ориентировано на открытое акционирование, дающее возможность приоб­ретать акции широкому кругу покупателей, что дает возможность переда­вать имущество в собственность предпринимателям для более эффек­тивного его использования.

^ Производственные кооперативы.ГК РФ (ст. 107) определяет производственный кооператив как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, выполнение работ, оказание услуг, сбыт про­дукции), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Прибыль производственного кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. 25% от общего числа членов кооператива могут не принимать трудового участия в работе коопе­ратива, а вносят только паевой взнос в виде денежных средств или иного имущества, получая дивиденды на этот пай.

^ Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятиемпризнается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть расширено по вкладам (долгам, паям), в том числе и между работниками предприятия, и находится в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с Законом о государственных и муниципальных пред­приятиях унитарные предприятия действуют в следующих организационно-правовых формах: унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения и унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

^ Федеральное казенное предприятиеможет быть создано при выполнении одного из следующих словий:

1.
если осуществляемая им деятельность допускается федеральны­ми законами исключительно для государственных предприятий;

2.
если преобладающая или значительная часть производимой пред­приятием продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) поставля­ется для федеральных государственных нужд.


^ Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведениясо­здается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество предприятия формируется за счет средств, выделяемых целевым назначением из соответствующего бюджета, имущества, переда­ваемого предприятию собственником, доходов от собственной предприни­мательской деятельности, других источников. Малые предприятия в условиях развития рыночных отношений играют важную роль в формировании антимонополь­ной структуры рынка, в преодолении ведомственного экономического монополизма, а также оказывают большое влияние на развитие национальной экономики. Во многих странах с рыночной системой хозяйствования резуль­таты деятельности малых предприятий определяют типы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В основе создания и развития правовых норм предпринимательства в России лежат Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской дея­тельности», Постановления Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. № 6 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» и Феде­ральная программа государственной поддержки малого предприниматель­ства в Российской Федерации на 1998-1999 гг от 3 июля 1998 г № 697.

2.
^ Себестоимость продукции. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, ус­луг)представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и ма­териалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фон­дов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень кото­рой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельнос­ти организации (предприятия).


По воспроизводственному признаку затраты предприятия подразде­ляются на три вида:-затраты на производство и реализацию продукции, образу­ющие ее себестоимость.Это текущие затраты, покрываемые из выруч­ки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капи­тала. По своей экономической сущности эти затраты обеспечивают про­цесс простого воспроизводства без расширения и модернизации технической базы и увеличения авансированных активов; -затраты на расширение и обновление производства.Как пра­вило, это крупные единовременные вложения средств капитального харак­тера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют при­меняемые факторы производства, увеличивают уставный капитал и иму­щество организации. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты фи­нансируются из амортизационного фонда, прибыли, кредита и др.;- затраты на социально-культурные, жилищно бытовые и иные аналогичные непроизводственные нужды предприятия.Они прямо не связаны с производством, не включаются в себестоимость продукции, финансируются из специальных фондов, формируемых из распреде­ляемой прибыли.


Билет № 4

Методы организации производства.

Следует выделить три типа организации производства: единичный (индивидуальный), серийный (партионый), массовый. Каждому типу производства соответствуют свой метод организации производства.

1.
единичный – единичный метод - индивидуальное рабочие место, операцию работник выполняет отначало и до конца один, оборудование универсальное и работник высокой квалификации.


Характеризуется:

o
широкая номенклатура производственной продукции в небольших объемах

o
использования универсального оборудования

o
высокий удельный вес ручных и машинно-ручных операций

o
высокий удельный вес рабочих высокой квалификации

o
специализация рабочих мест на выполнение нескольких технологических операций

2.
серийный – бригадно-операционный метод – создается бригада, где за каждым членом бригады закрепляются операции в зависимости от его квалификации.


Характеризуется:

o
Выпуск относительно небольшой номенклатуры продукции партиями или сериями

o
Преобладание специального и специализированного оборудования и технологической оснастки

o
Преобладание рабочих средней квалификации

o
Закрепление на рабочих местах нескольких технологический операций (значительно больше, чем в единичном производстве)

o
Использования статистических методов управления и контроля качества продукции

2.
массовый – паточно-операционный метод – все операции расположены по ходу технологического процесса и за каждым рабочим местом закрепляется ряд операций.


Характеризуется:

o
выпуск узкой номенклатуры в продукции в больших объемах

o
преобладают рабочие невысокой квалификации

o
за одним рабочим местом закреплена одна технологическая операция

o
высокий уровень механизации и автоматизации

o
использования автоматических систем управлением предприятием и контроля качества

2.
Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции.


Организации классифицируют затраты по экономическим элементам и учитывают их по следующим статьям: -материалы; -топливо; -электроэнергия; -оплата труда; -отчисления на социальные нужды;

·
амортизация; -ремонтный фонд; ремонт и техническое обслуживание или резерв расходов на оплату
всех видов ремонта; -покупнаяпродукция; -прочие прямые расходы; -цеховые расходы;

·
общеэксплуатационные расходы; -внеэксплуатационные расходы. Структура затрат предприятия и отражение их в себестоимости про­дукции представлены на рисунках 1-5.


Полный перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (услуг, работ) предприятий, а также порядок их отнесения к отдельным эле­ментам регламентируется «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость про­дукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным Постановле­нием Правительства Российской Федерации от 05 августа 1992 года № 552.


Билет № 5

^ 1. Содержание и методы планирования хозяйственной деятельности. Цели планированиямогут быть различны на разных предприяти­ях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависи­мости от вида и величины предприятия. Организация планирования зависит от величины предприятия.

В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению планов: по методу break-down (сверху - вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down руко­водство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые пока­затели по прибыли. Затем эти показатели по мере продвижения на более низ­кие уровни структуры предприятия включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Расчет показателей реализации на­чинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель от­дела реализации предприятия сводит эти показатели в единый план, который впоследствии может войти составной частью в общий план предприятия. Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике нецелесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой те­кущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координа­цию бюджетов различных подразделений. План по прибыли и финансовый план являются центральными эле­ментами внутрифирменного планирования. На предприятии необходимо планировать использование как основно­го, так и оборотного капитала. Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соот­нести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сба­лансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступления с доходов. В частно­сти, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т. д.

2.
^ Методы учета затрат на производство и реализацию продукции.


Поскольку исходными данными для формирования налогооблагаемой базы являются данные бухгалтерского учета, то одним из основных доку­ментов, влияющих на учет доходов и расходов, является учетная полити­ка предприятия.

При формировании учетной политики организация осуществляет вы­бор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нор­мативными актами по бухгалтерскому учету. Применение различных спо­собов может существенно влиять на размер доходов и расходов организа­ции. При выборе того или иного способа организация должна учитывать особенности их применения в целях оптимизации прибыли.

В бухгалтерской отчетности выручка от реализации продукции (това­ров, работ, услуг) для определения финансовых результатов учитывается по моменту её отгрузки (выполнения) и предъявления покупателям (заказ­чикам) расчетных документов.

В то же время письмом Государственной налоговой службы РФ от 05.01.1996 года № ПВ-4-13/Зн для целей налогообложения было разреше­но исчислять налоги в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой.

Для целей налогообложения выручка от реализации продукции опре­деляется либо по методу начисления,либо по кассовому методу.

На величину издержек производства и обращения влияют:

1.
Способ начисления амортизация основных средств.

·
линейный способ;

·
способ уменьшающегося остатка;

·
способ списания по сумме чисел лет срока полезного использования;

·
способ списания стоимости пропорционально объему продукции
(работ).


Применение одного из способов по группе однородных объектов ос­новных средств осуществляется в течение всего его срока полезного ис­пользования, то есть допускается применение различных способов к раз­личным видам основных средств.

^ Линейный способ- наиболее простой и традиционный для россий­ских организаций - характерен тем, что стоимость основных средств рав­номерно переносится на издержки обращения. Методы суммы чисел лети уменьшающегося остаткапозволяют списывать большую часть сто­имости в первые годы эксплуатации. Это наиболее удобно для тех видов основных средств, которые особенно подвержены не физическому, а мо­ральному износу, например, компьютерная техника. Способ списания сто­имости пропорционально объему продукции (работ)неудобно исполь­зовать в торговле в связи со сложностью определения объема продукции. В то же время применение этого способа возможно при начислении аморти­зации по транспортным средствам, исходя из предполагаемого пробега. Во­обще оптимальность использования каждого из способов оценивается каж­дой организацией самостоятельно, исходя из конкретной ситуации.

Создание резервов предстоящих расходов и фондов.В целях рав­номерного включения предстоящих расходов в издержки обращения орга­низация может создавать резервы:

·
на ремонт основных средств;

·
на предстоящую оплату отпусков работникам;

·
по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за товары (с отнесением сумм резерва на финансовые резуль­таты организации), а также на другие цели.


При формировании финансовых результатов внереализационные до­ходы отражаются в суммах, начисленных или причитающихся организации, и корректировка для целей налогообложения по фактическому поступлению средств не предусмотрена.

К операционным доходам и расходамотносятся: реализация ос­новных средств и прочего имущества, списание основных средств с балан­са из-за морального износа, сдача имущества в аренду, содержание закон­сервированных производственных мощностей и объектов, аннулирование производственных договоров, результаты переоценки имущества и обяза­тельств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (курсовые разницы), сумма причитающихся к уплате отдельных видов налогов.

При этом налоги в составе операционных расходов отражаются в сум­мах, начисленных предприятиями и организациями за отчетный период.

К внереализационным доходам и расходамотносятся:

·
списанная кредиторская и депонентская задолженность, по которой
срок исковой давности истек;

·
суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, спи­
санной в прошлые годы в убыток как безнадежной к получению;


-присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, суммы, при­читающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров;

·
суммы страхового возмещения и покрытия из других источников
убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий и др.;

·
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде;

·
убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек
срок исковой давности;

·
долги, нереальные для взыскания;

·
присужденные или признанные организацией штрафы, пени, неустойки и др. за нарушение договоров;

·
убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году;

·
потери от стихийных бедствий, убытки в результате пожаров, ава­рий, др.;

·
убытки от хищения материальных и иных ценностей, виновники ко­торых по решению суда не установлены;

·
судебные издержки;

·
резерв сомнительных долгов и др.


Дотация на финансовые результаты относится в пределах факти­чески полученного убытка. Излишне полученные средства подлежат изъя­тию в соответствующий бюджет или по решению финансовых органов могут быть оставлены в распоряжении организаций и учтены при будущем фи­нансировании.

   

Билет № 6

^ 1. Производственное планирование и бизнес-план предприятия.

Бизнес-план помогает предприятию решить следующие основ­ные задачи:

1.
Определить направления деятельности, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

2.
Сформулировать долговременные и краткосрочные цели, страте­гии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализа­цию каждой стратегии;

3.
Выбрать состав и определить показатели товаров, работ и услуг, которые будут предлагаться потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

4.
Оценить соответствие кадров и условий для мотивации их труда при достижении поставленных целей;

5.
Определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рын­ка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;

6.
Оценить материальное и финансовое положение действующего предприятия и соответствие его финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;

7.
Определить необходимые финансовые и материально-технические ресурсы предприятия для реализации инвестиционного проекта;

8.
Оценить производственные издержки и чистую прибыль, которую получит предприятие в результате реализации инвестиционного проекта;

9.
Предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать реализации проекта;

10.
Оценить, насколько улучшится финансовое положение предприя­тия в результате реализации инвестиционного проекта;

11.
Оценить сильные и слабые стороны своего предприятия и его ос­новных конкурентов с точки зрения реализации проекта.


Структура бизнес-плана и его детализация определяются направлен­ностью и масштабом инвестиционного проекта, сферой деятельности пред­приятия, его организационной структурой, размерами предполагаемых рын­ков, наличием конкурентов и перспективами роста.

Степень детализации бизнес-плана соответствует целям фирмы и не включает ничего лишнего. Для привлечения внимания экспертов бизнес-план представляется интересным и легко воспринимаемым. При обоснова­нии прогнозов используется максимальное количество подтверждающих фактов их реализации.

Бизнес-планнаправлен на повышение эффективности организации финансирования инвестиций коммерческими банками, инвестиционными ком­паниями и другими финансовыми институтами для реализации высокорента­бельных инвестиционных проектов предприятия. Он отвечает на самый глав­ный вопрос - стоит ли вкладывать деньги в проект и принесет ли реализация этого проекта доходы, которые окупят все затраты?

Следует отметить важность степени участия в разработке бизнес-плана руководителя предприятия и главных его специалистов.

2.
^ Методы начисления амортизации.


Амортизация основных фондов- это перенос части стоимости основных фондов на вновь созданный продукт для последующего воспроиз­водства основных фондов ко времени их полного износа. Амортизация в денежной форме выражает износ основных фондов и отчисляется на издер­жки производства (себестоимость) на основе амортизационных норм.

^ А = Ф+К+М-Л(О)

Т

А – ежегодные ( ежемесячные) амортизационные отчисления

Ф – среднегодовая стоимость основных фондов

К – затраты на капитальный ремонт

Л(О) – ликвидационная (остаточная) стоимость

Т – срок службы основного фонда

Норма амортизации определяется в процентах и представляет собой установленное государством годовой процент погашения стоимости основных фондов и определяют сумму ежегодных амортизационных отчислений.

На = А / Ф *100%

С 1991г осуществлены изменения и порядок начисления амортизационных отчислений:

·
введены нормы ежегодных амортизационных отчислений

·
отмены амортизационные отчисления на капитальный ремонт

·
по машинном оборудованию и транспорту прекратить амортизационные отчисления по срокам службы этих основных фондов

·
введена ускоренная амортизация для малого бизнеса


Начисление годовых амортизационных начислений производится од­ним из следующих способов:

линейным способом,исходя из первоначальной стоимости ос­новных средств и нормы амортизации;

способом уменьшаемого остатка,исходя из остаточной стоимо­сти основных средств и нормы амортизации;

способом списания стоимости по сумме числа лет срока по­лезного использования,исходя из первоначальной стоимости основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, в знаменателе - количество лет срока служ­бы объекта;

способом списания стоимости пропорционально объему про­дукции (работ),исходя из объема выпуска продукции в натуральном вы­ражении в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости ос­новных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования основных средств.

Применение одного из способов для расчетов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования.

Билет № 7

1.
Показатели производительности труда.


Производительность труда – это его эффективность. Производительность труда имеет измерители: руб., в натуральных показателях, трудочасах; и имеет три показателя:

1.
уровень производительности труда

2.
рост производительности труда

3.
темпы роста производительности


Рост производительность труда и темпы роста производительности определяются в сравнение и анализе хозяйственной деятельности предприятия. Уровень производительности труда определяется через выработку и трудоемкость. Эти два показателя связаны между собой и обратной связью. С изменением нормы выработки изменяется трудоемкость и наоборот.

Производительность труда определяется: Пр = О/Ч; где Пр - производительность труда, О- объем реализации услуг, Ч – численность работников (рабочих).

2.
^ Сущность и методы планирования прибыли предприятия.


Планирование – разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия, как в текущем периоде, так и на перспективу.

Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, управление и контроль за деятельностью предприятия за рубежом определяется одним понятием – менеджмент.

Существуют несколько методов планирования:

балансовыйметод – обеспечивает установление связей между потребителями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. На предприятие составляют балансы производственной мощности, рабочего времени, материальной, финансовой и д.р.

расчетно–аналитический метод – используется для расчета показателей плана, анализа, динамики и факторов, обеспечивающие необходимое наличие уровней. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменение в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются импульсы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

экономно – математическийметод – позволяет разработать экономические модели в зависимости от показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

графоаналитический метод – дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями. Сетевые графики являются разновидность графоаналитического метода. С их помощью моделируются параллельное выполнение работ в пространстве и во времени по сложным объектам.

программно-целевойметод –позволяет составлять план в виде программы, т.е. комплекс задач и мероприятий, объеденных одной целью и приурочены к определенным срокам.

Принципы планирования:

альтернативность

системность

согласованность

непрерывность

комплексность

целенаправленность и приоритетность

оптимальность

сбалансирование

сочетание отраслевого и реального аспектов

Билет № 8

Планирование численности работников предприятия.

1.
крупная организация – свыше 100 человек

2.
средняя – от 20 до 100 человек

3.
мелкие – от 3 до 20 человек

4.
мельчайшие – от 1 до 3 человек


Состав работников на предприятиях разнообразный и составляют трудовые ресурсы в зависимости от выполнения функции, делятся на категории, но категории делятся:

промышленный производственный персонал – работники, которые связаны с производственным процессом

персонал непромышленной категории несвязан с производственным процессом (врачебно-санаторные, детские сады и т.д.)

Промышленный производственный персонал, его категории:

1.
основные и вспомогательные рабочие

2.
специалисты и руководители (инженерно – технические рабочие) – рабочие, которые осуществляют организацию производственного процесса и руководство им

3.
служащие – работники, которые осуществляют финансово – расчетную и снабженческо-бытовую работы


МОП – младший обслуживающий персонал (технички, лаборанты, дворники и т.д.)

ПСО – пожара - сторожевая охрана (пожарный, вахтеры, гардеробщики, сторожа)

Квалификация работников – уровень специальных знаний и практических навыков, характерный степени сложности выполняемого или конкретного вида работ (квалификация равняется разряду, чем выше разряд, тем выше квалификация).

Профессия – совокупность специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенных вида работ.

Специальность – деление внутри профессии, требующая дополнительных навыков для выполнения работ на конкретном участке производства.

2.
^ Формирование и распределение прибыли.


Валовая или балансовая прибыль распадается на две части: читая прибыль и налог на прибыль. Чистая прибыль может быть направлена:

1.
в фонд накопления – на приобретение строительства основных фондов и осуществление других капитальных вложениях, которые носят безвозвратный характер.

2.
в фонд потребления – используется на финансирование специальных нужд и материальное стимулирование работников.

3.
в резервный фонд – предназначен для покрытия непредвиденных потерь, вызванные стихийными бедствиями и балансовых убытков.

4.
в фонд социальной сферы – обычно создает предприятие, которое имеют на балансе несколько объектов непроизводственного назначения.

5.
в фонд валютных отчислений – создают предприятия, осуществляющие внешнеторговые операции, а так же организации, проводящие валютные операции на финансовом рынке.

6.
прибыль распределения между учреждениями.

7.
нераспределенная прибыль – присоединяется к уставному капиталу предприятия.


Факторы, влияющие на распределение прибыли: внутреннее и внешнее.

Внутреннее факторы:

менталитет собственника предприятия

инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов

альтернативные внутреннее источники формирования финансовых ресурсов

необходимость завершения начатых инвестиционных программ и проектов.

жизненный цикл предприятия

уровень риска операции и вида деятельности

численность персонала и его участники в прибыли

уровень рентабельности

Внешнее факторы:

·
правовые ограничения

·
налоговая система

·
альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов

·
темпы инфляции

·
коньюктура товарного рынка

·
среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал

·
прозрачность фондового рынка


Билет № 9

^ 1. Нормирование труда. Нормирование труда- это определение необходимых затрат рабо­чего времени на выполнение конкретного объема работ в конкретных организационно-технических условиях.

^ Рабочее время- установленная законодательством продолжитель­ность рабочего дня (рабочей недели), в течение которого рабочий выполня­ет порученную ему работу.

В соответствии с единой классификацией затрат рабочего времени все рабочее время делится на время, связанное с выполнением задания (норми­руемое время), и время потерь (ненормируемое время). Нормируемое вре­мясостоит из подготовительно-заключительного времени (Тпз), оперативно­го времени (Тап), времени обслуживания рабочего места (Там), перерывов на отдых и личные надобности (Томт), перерывов по организационно-техничес­ким причинам (Тпм). В свою очередь, оперативное время (Тап) состоит из основного (технологического) (То) и вспомогательного времени (Тв). Время обслуживания рабочего места также подразделяется на время организаци­онного обслуживания (Тоо) и время технического обслуживания (Тмо).

В общем виде величина нормы времени рассчитывается следующим образом:

Нвр =Тнз+Топ+Том+Томп+Тим

Все затраты рабочего времени определяются на принятую для рас­чета единицу работы (операцию и т. д.) и состоят из двух основных частей: подготовительно-заключительного и штучного времени. Укрупнено норму времени можно представить следующим образом:

Нвр = Тпз+Тшм

где Тшт - штучное время.

В свою очередь, исходя из формулы величины нормы времени норма штучного времени определяется по формуле:

Тшт = Топ+Том+Тол+Тпм

^ Норма штучного времени- это время, затрачиваемое на выполне­ние определенной операции. Она рассчитывается для единичного, серийного и массового производства и в условиях массового производства совпа­дает с нормой времени:

Нвр = Тшт =Топ+Там+Томл+Тпм

Топ = То+Тв

Там = Тоо+Тмо

В условиях массового и серийного производства необходимо учиты­вать затраты на подготовительно-заключительные операции. В этом слу­чае для по детальной калькуляции определяется штучное калькуляционное время (Т штк):

Т штк =Тшт +Тпз /n,

где п - количество деталей в партии.

В этом случае затраты времени на обработку всей партии деталей (Тn) определяются по следующей формуле:

Тn = Тшт* n + Тпз или Т n = Тштк* n.

2.
Рентабельность продукции.


Рынок в современных условиях предъявляет особое требование к организации в плане выпуска продукции или оказания услуг. Для оценки уровня эффективности работ есть показатель прибыли, но показатель рентабельности показывает какова же прибыльность в процентах. Рентабельность обладает свойством сравнения, поэтому может быть использована в сравнение с другими субъектами рынка.

Виды рентабельности:

1.
Рентабельность продаж – характеризует отношение прибыли и величины выручки от реализации продукции, выраженной в процентах: Р = Пч/О*100%

2.
Рентабельность в сравнение с затратами: Р = Пбал/И*100%

3.
Рентабельность имущества: Р = Пч/(Оф+Ос)*100%

4.
затраты на рубль валовой продукции (объем реализации услуг и т.д.): З=И/О (коп.)


Билет № 10

Наши рекомендации