Методы организации производства
Производственная мощность и производственная программа.
Производственная мощностьорганизации, предприятия, цеха, участка - это способность закрепленных за ними средств труда (технологической совокупности машин, оборудования и производственных площадей) к максимальному выпуску продукции за год (сутки, смену) в соответствии с установленной специализацией, кооперированием производства и режимом работы.
Разница между производственной мощностью и производственной программой(объемом производства) представляет собой резервы предприятия, т. е. производственная программа показывает степень использования производственной мощности.
Для расчета производственной мощности предприятия используются следующие исходные данные:
1. Количество, состав и техническое состояние оборудования и данные о производственных площадях.
2. Технические нормы производительности оборудования и трудоемкости выпускаемой продукции.
3. Фонд времени работы оборудования и режим работы предприятия.
4. Номенклатура выпускаемых изделий и их количественное соотношение в программе.
Порядок и принцип расчета производственных мощностей промышленных предприятий осуществляется согласно отраслевым инструкциям по группам технологического оборудования, агрегатам и другим основным производственным участкам и цехам.
Билет № 2
1. Классификации предприятий.Предприятие можно классифицировать по следующим параметрам:
· по отраслевой принадлежности;
· по количественным параметрам;
· по качественным параметрам.
Любая организация (предприятие) прежде всего характеризуется выбранной организационно-правовой формой при его создании и конкретными целями и задачами, определяющими его деятельность на предстоящий и длительный период.
Организация (предприятие) использует следующие принципы рыночной экономики:
· свобода предпринимательства, полная хозяйственная самостоятельность;
· использование различных форм собственности с преобладанием частной;
· свободные цены (кроме особо регулируемых государством и субъектами РФ);
· антимонопольная деятельность;
· открытость внутреннего рынка (свобода выхода на внешние рынки);
- договорные формы между хозяйствующими субъектами. Выбор стратегии и тактики предприятий в новых условиях хозяйствования обусловлено следующим:
· недостаточная обеспеченность ресурсами заказчиков продукции;
· рост цен на материалы, конструкции, энергию, транспорт и другие
услуги, что приводит к удорожанию работ и увеличению сроков их производства.
Согласно ГК РФ все организации (предприятия) в зависимости от основной цели своей деятельности подразделяются накоммерческиеи некоммерческие.
Отличие некоммерческих предприятий от коммерческих в том, что извлечение прибыли у первых не является основной целью и она нераспределяется между участниками. К ним относятся: различные фонды, союзы, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы.
Коммерческие предприятия в соответствии с их организационно-правовыми формами можно классифицировать по нескольким признакам.
Более сложная структура управления организацией формируется при смешанной форме собственности или с большим числом собственников, например, акционерное общество открытого типа. Классификация предприятий может быть представлена следующим образом:
· коммерческие предприятия; -хозяйственные товарищества и общества;
· производственные кооперативы; -полные товарищества;
· государственные и муниципальные унитарные предприятия;
· товарищества на вере (коммандитные); -общества с ограниченной ответственностью;
· общества с дополнительной ответственностью; -акционерные общества.
Самоуправлениетрудового коллектива может быть реализовано, когда предприятие регистрируется и функционирует в форме производственного кооператива.
^ Управление трудовым коллективомна предприятиях со смешанной и только частной формой собственности сравнительно несложно. При самоуправлении трудового коллектива практически реализуются те же функции, что и при самоуправлении собственника.
^ Государственное регулированиеможет быть представлено правовыми, экономическими, финансовыми и социальными видами с использованием соответствующих рычагов и стимулов - это налоги, льготы и различные запреты.
^ Прямое государственное регулированиезаключается в разработке и функционировании нормативных актов, положений и мероприятий, оказывающих воздействие на положение дел предприятий (организаций).
^ Косвенное государственное регулированиевключает разработку и реализацию налоговой, финансово-кредитной, амортизационной и ценовой политики. При прямом и косвенном государственном регулировании актуальным остается вопрос социального спектра, затрагивающий интересы жизнедеятельности всех работников.
2.
^ План производства продукции.
План производства и реализации продукции – это научно обоснованное плановое задание по объему реализации номенклатуры, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработано на основе заключенных договоров по доставке продукции или услуг.
В плане производства разрабатывается главный раздел называемый «Производственная программа деятельности организации на текущий год». Она состоит из следующих разделов:
·
Количество рабочих дней в году
·
Количество смен
·
Выпуск продукции в год (в смену) в натуральных показателях
·
Выпуск продукции в год в рублях
·
Рассчитывается налог на добавленную стоимость (НДС).
Этот план основывается на нескольких принципах:
1.научное обоснование
2.изучение рынка
3.выбор производственной программы в соответствии со спросами и возможностями предприятия
Билет № 3
^ 1. Организационно-правовые формы организаций (предприятий).Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также приобретенное и произведенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
В соответствии с ГК РФ участниками хозяйственных товариществ и обществ могут быть индивидуальные предприниматели и юридические лица (коммерческие организации).
В зависимости от характера объединения и степени ответственности участников по его обязательствам объединения предпринимателей делятся на объединения лици объединения капиталов.Хозяйственное товарищество, как правило, представляет собой объединение лиц. Члены такого товарищества объединяют не только денежные и иные средства, но и собственную деятельность. В приложении этих средств каждый участник имеет право на ведение дел, представительство и управление. Хозяйственное общество - объединение капиталов, которое предполагает сложение только капиталов, а руководство и оперативное управление обществом осуществляется специально созданными органами. Ответственность по обязательствам объединения капиталов несет само общество, а сами участники (учредители) общества освобождены от риска, возникающего в результате хозяйственной деятельности.
По ГК РФ хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества), хозяйственные общества - в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.
^ Полное товарищество- это объединение двух или более лиц для ведения предпринимательской деятельности на совместной основе в соответствии с заключенным между ними договором, которые несут неограниченную солидарную ответственность не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом.
Полное товарищество является юридическим лицом, самостоятельной фирмой, обладает набором прав, позволяющих ему выступать в качестве субъекта хозяйственной деятельности.
Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Объединенное имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности, представляет собой общую долевую собственность и принадлежит всем участникам на паевой основе.
Полные товарищества основаны на лично-доверительных отношениях, поэтому появились и развиваются как форма семейного предпринимательства, оказывающие в основном платные услуги.
^ Товарищество на вере (коммандитное товарищество)– это объединение двух или нескольких лиц на основании договора между ними в целях ведения совместной хозяйственной деятельности. Принципиальное отличие коммандитного товарищества от полного товарищества состоит в том, что только одна часть его членов, именуемых полными товарищами, несет полную субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Другая часть его членов в виде членов-вкладчиков (коммандистов) несет ограниченную ответственность и отвечает по обязательствам только своим паевым вкладом в общество. Коммандисты могут сделать вклад не только в денежной форме, но и в виде предоставления помещения, транспортных средств и иным образом. Товарищества на верене имеют устава, создаются и действуют на основании учредительного договора.
^ Хозяйственные общества- это вторая группа организационно-правовых форм, в виде которых выступает коллективное предпринимательство. Они подразделяются на общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО) и акционерные общества (АО).
^ Общества с ограниченной ответственностью(000). Главный признак, определивший название и составляющий одно из важнейших преимуществ общества с ограниченной ответственностью, состоит в том, что участники (учредители) несут ответственность по обязательствам, принятым на себя только в пределах своих вкладов в капитал, и именно в этом смысле ответственность общества ограничена. В соответствии с ГК РФ 000 - это добровольное объединение граждан, юридических лиц, или тех и других вместе с целью осуществления совместной хозяйственной деятельности путем первоначального образования уставного фонда только за счет вкладов учредителей, которые и образуют общество.
^ Общество с дополнительной ответственностью(ОДО) -это разновидность хозяйственных обществ. Оно бывает учреждено одним или несколькими лицами, уставный капитал его разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
Особенностью ОДО является то, что при недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом в солидарном порядке.
^ Акционерное общество(АО) - форма предприятия, капитал которого образуется за счет выпуска и размещения акций, а участники предприятия (акционеры) несут ответственность, ограниченную только той суммой, которая была уплачена за приобретенные акции. Акционерное общество создается на основе добровольного объединения капиталов юридических и физических лиц с целью извлечения прибыли путем удовлетворения общественных потребностей в их продукции (работ, услуг).
В зависимости от состава учредителей, способа формирования уставного капитала и статуса его участников законодательство различает два типа акционерных обществ - закрытые и открытые.
^ Закрытое акционерное общество(ЗАО) - это общество, акции которого распределяются только среди учредителей, оно не имеет права проводить открытую подписку и распределение акций. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами данного общества. Срок осуществления преимущественного права не может быть менее 30 и более 60 дней. Число участников ОАО не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах.
^ Открытое акционерное общество(ОАО) формирует уставный капитал путем выпуска и свободной публичной продажи акций без согласия других акционеров. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения: годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Преобразование государственной или муниципальной собственности ориентировано на открытое акционирование, дающее возможность приобретать акции широкому кругу покупателей, что дает возможность передавать имущество в собственность предпринимателям для более эффективного его использования.
^ Производственные кооперативы.ГК РФ (ст. 107) определяет производственный кооператив как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, выполнение работ, оказание услуг, сбыт продукции), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Прибыль производственного кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. 25% от общего числа членов кооператива могут не принимать трудового участия в работе кооператива, а вносят только паевой взнос в виде денежных средств или иного имущества, получая дивиденды на этот пай.
^ Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятиемпризнается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть расширено по вкладам (долгам, паям), в том числе и между работниками предприятия, и находится в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с Законом о государственных и муниципальных предприятиях унитарные предприятия действуют в следующих организационно-правовых формах: унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения и унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).
^ Федеральное казенное предприятиеможет быть создано при выполнении одного из следующих словий:
1.
если осуществляемая им деятельность допускается федеральными законами исключительно для государственных предприятий;
2.
если преобладающая или значительная часть производимой предприятием продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) поставляется для федеральных государственных нужд.
^ Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведениясоздается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Имущество предприятия формируется за счет средств, выделяемых целевым назначением из соответствующего бюджета, имущества, передаваемого предприятию собственником, доходов от собственной предпринимательской деятельности, других источников. Малые предприятия в условиях развития рыночных отношений играют важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении ведомственного экономического монополизма, а также оказывают большое влияние на развитие национальной экономики. Во многих странах с рыночной системой хозяйствования результаты деятельности малых предприятий определяют типы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. В основе создания и развития правовых норм предпринимательства в России лежат Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Постановления Совмина РСФСР от 18 июля 1991 г. № 6 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» и Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 гг от 3 июля 1998 г № 697.
2.
^ Себестоимость продукции. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)представляют собой расходы предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с использованием в процессе производства сырья и материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии, труда, основных фондов, нематериальных активов и других затрат некапитального характера. Они включаются в себестоимость выпускаемой продукции, уровень которой определяет объем прибыли, рентабельность продукции и капитала, а также другие конечные показатели финансово-экономической деятельности организации (предприятия).
По воспроизводственному признаку затраты предприятия подразделяются на три вида:-затраты на производство и реализацию продукции, образующие ее себестоимость.Это текущие затраты, покрываемые из выручки от реализации продукции при посредстве кругооборота оборотного капитала. По своей экономической сущности эти затраты обеспечивают процесс простого воспроизводства без расширения и модернизации технической базы и увеличения авансированных активов; -затраты на расширение и обновление производства.Как правило, это крупные единовременные вложения средств капитального характера под новую или модернизированную продукцию. Они расширяют применяемые факторы производства, увеличивают уставный капитал и имущество организации. Затраты состоят из капитальных вложений в основные фонды, прироста норматива оборотных средств, затрат на формирование дополнительной рабочей силы для нового производства. Эти затраты финансируются из амортизационного фонда, прибыли, кредита и др.;- затраты на социально-культурные, жилищно бытовые и иные аналогичные непроизводственные нужды предприятия.Они прямо не связаны с производством, не включаются в себестоимость продукции, финансируются из специальных фондов, формируемых из распределяемой прибыли.
Билет № 4
Методы организации производства.
Следует выделить три типа организации производства: единичный (индивидуальный), серийный (партионый), массовый. Каждому типу производства соответствуют свой метод организации производства.
1.
единичный – единичный метод - индивидуальное рабочие место, операцию работник выполняет отначало и до конца один, оборудование универсальное и работник высокой квалификации.
Характеризуется:
o
широкая номенклатура производственной продукции в небольших объемах
o
использования универсального оборудования
o
высокий удельный вес ручных и машинно-ручных операций
o
высокий удельный вес рабочих высокой квалификации
o
специализация рабочих мест на выполнение нескольких технологических операций
2.
серийный – бригадно-операционный метод – создается бригада, где за каждым членом бригады закрепляются операции в зависимости от его квалификации.
Характеризуется:
o
Выпуск относительно небольшой номенклатуры продукции партиями или сериями
o
Преобладание специального и специализированного оборудования и технологической оснастки
o
Преобладание рабочих средней квалификации
o
Закрепление на рабочих местах нескольких технологический операций (значительно больше, чем в единичном производстве)
o
Использования статистических методов управления и контроля качества продукции
2.
массовый – паточно-операционный метод – все операции расположены по ходу технологического процесса и за каждым рабочим местом закрепляется ряд операций.
Характеризуется:
o
выпуск узкой номенклатуры в продукции в больших объемах
o
преобладают рабочие невысокой квалификации
o
за одним рабочим местом закреплена одна технологическая операция
o
высокий уровень механизации и автоматизации
o
использования автоматических систем управлением предприятием и контроля качества
2.
Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции.
Организации классифицируют затраты по экономическим элементам и учитывают их по следующим статьям: -материалы; -топливо; -электроэнергия; -оплата труда; -отчисления на социальные нужды;
·
амортизация; -ремонтный фонд; ремонт и техническое обслуживание или резерв расходов на оплату
всех видов ремонта; -покупнаяпродукция; -прочие прямые расходы; -цеховые расходы;
·
общеэксплуатационные расходы; -внеэксплуатационные расходы. Структура затрат предприятия и отражение их в себестоимости продукции представлены на рисунках 1-5.
Полный перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (услуг, работ) предприятий, а также порядок их отнесения к отдельным элементам регламентируется «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 1992 года № 552.
Билет № 5
^ 1. Содержание и методы планирования хозяйственной деятельности. Цели планированиямогут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия. Организация планирования зависит от величины предприятия.
В литературе о планировании на предприятиях обычно различают две схемы организации работ по составлению планов: по методу break-down (сверху - вниз) и по методу build-up (снизу-вверх). По методу break-down руководство предприятия определяет цели и задачи, в частности плановые показатели по прибыли. Затем эти показатели по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия включаются в планы подразделений. По методу build-up поступают наоборот. Расчет показателей реализации начинают отдельные сбытовые подразделения, и затем уже руководитель отдела реализации предприятия сводит эти показатели в единый план, который впоследствии может войти составной частью в общий план предприятия. Методы break-down и build-up представляют две противоположные тенденции. На практике нецелесообразно использовать только один из этих методов. Планирование и составление бюджетов представляют собой текущий процесс, в котором необходимо постоянно осуществлять координацию бюджетов различных подразделений. План по прибыли и финансовый план являются центральными элементами внутрифирменного планирования. На предприятии необходимо планировать использование как основного, так и оборотного капитала. Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для этого нужно найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, сбалансировать различные источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступления с доходов. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т. д.
2.
^ Методы учета затрат на производство и реализацию продукции.
Поскольку исходными данными для формирования налогооблагаемой базы являются данные бухгалтерского учета, то одним из основных документов, влияющих на учет доходов и расходов, является учетная политика предприятия.
При формировании учетной политики организация осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Применение различных способов может существенно влиять на размер доходов и расходов организации. При выборе того или иного способа организация должна учитывать особенности их применения в целях оптимизации прибыли.
В бухгалтерской отчетности выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) для определения финансовых результатов учитывается по моменту её отгрузки (выполнения) и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов.
В то же время письмом Государственной налоговой службы РФ от 05.01.1996 года № ПВ-4-13/Зн для целей налогообложения было разрешено исчислять налоги в соответствии с принятой на предприятии учетной политикой.
Для целей налогообложения выручка от реализации продукции определяется либо по методу начисления,либо по кассовому методу.
На величину издержек производства и обращения влияют:
1.
Способ начисления амортизация основных средств.
·
линейный способ;
·
способ уменьшающегося остатка;
·
способ списания по сумме чисел лет срока полезного использования;
·
способ списания стоимости пропорционально объему продукции
(работ).
Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств осуществляется в течение всего его срока полезного использования, то есть допускается применение различных способов к различным видам основных средств.
^ Линейный способ- наиболее простой и традиционный для российских организаций - характерен тем, что стоимость основных средств равномерно переносится на издержки обращения. Методы суммы чисел лети уменьшающегося остаткапозволяют списывать большую часть стоимости в первые годы эксплуатации. Это наиболее удобно для тех видов основных средств, которые особенно подвержены не физическому, а моральному износу, например, компьютерная техника. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)неудобно использовать в торговле в связи со сложностью определения объема продукции. В то же время применение этого способа возможно при начислении амортизации по транспортным средствам, исходя из предполагаемого пробега. Вообще оптимальность использования каждого из способов оценивается каждой организацией самостоятельно, исходя из конкретной ситуации.
Создание резервов предстоящих расходов и фондов.В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки обращения организация может создавать резервы:
·
на ремонт основных средств;
·
на предстоящую оплату отпусков работникам;
·
по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за товары (с отнесением сумм резерва на финансовые результаты организации), а также на другие цели.
При формировании финансовых результатов внереализационные доходы отражаются в суммах, начисленных или причитающихся организации, и корректировка для целей налогообложения по фактическому поступлению средств не предусмотрена.
К операционным доходам и расходамотносятся: реализация основных средств и прочего имущества, списание основных средств с баланса из-за морального износа, сдача имущества в аренду, содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, аннулирование производственных договоров, результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (курсовые разницы), сумма причитающихся к уплате отдельных видов налогов.
При этом налоги в составе операционных расходов отражаются в суммах, начисленных предприятиями и организациями за отчетный период.
К внереализационным доходам и расходамотносятся:
·
списанная кредиторская и депонентская задолженность, по которой
срок исковой давности истек;
·
суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, спи
санной в прошлые годы в убыток как безнадежной к получению;
-присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров;
·
суммы страхового возмещения и покрытия из других источников
убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий и др.;
·
прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде;
·
убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек
срок исковой давности;
·
долги, нереальные для взыскания;
·
присужденные или признанные организацией штрафы, пени, неустойки и др. за нарушение договоров;
·
убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году;
·
потери от стихийных бедствий, убытки в результате пожаров, аварий, др.;
·
убытки от хищения материальных и иных ценностей, виновники которых по решению суда не установлены;
·
судебные издержки;
·
резерв сомнительных долгов и др.
Дотация на финансовые результаты относится в пределах фактически полученного убытка. Излишне полученные средства подлежат изъятию в соответствующий бюджет или по решению финансовых органов могут быть оставлены в распоряжении организаций и учтены при будущем финансировании.
Билет № 6
^ 1. Производственное планирование и бизнес-план предприятия.
Бизнес-план помогает предприятию решить следующие основные задачи:
1.
Определить направления деятельности, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
2.
Сформулировать долговременные и краткосрочные цели, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;
3.
Выбрать состав и определить показатели товаров, работ и услуг, которые будут предлагаться потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
4.
Оценить соответствие кадров и условий для мотивации их труда при достижении поставленных целей;
5.
Определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;
6.
Оценить материальное и финансовое положение действующего предприятия и соответствие его финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;
7.
Определить необходимые финансовые и материально-технические ресурсы предприятия для реализации инвестиционного проекта;
8.
Оценить производственные издержки и чистую прибыль, которую получит предприятие в результате реализации инвестиционного проекта;
9.
Предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать реализации проекта;
10.
Оценить, насколько улучшится финансовое положение предприятия в результате реализации инвестиционного проекта;
11.
Оценить сильные и слабые стороны своего предприятия и его основных конкурентов с точки зрения реализации проекта.
Структура бизнес-плана и его детализация определяются направленностью и масштабом инвестиционного проекта, сферой деятельности предприятия, его организационной структурой, размерами предполагаемых рынков, наличием конкурентов и перспективами роста.
Степень детализации бизнес-плана соответствует целям фирмы и не включает ничего лишнего. Для привлечения внимания экспертов бизнес-план представляется интересным и легко воспринимаемым. При обосновании прогнозов используется максимальное количество подтверждающих фактов их реализации.
Бизнес-планнаправлен на повышение эффективности организации финансирования инвестиций коммерческими банками, инвестиционными компаниями и другими финансовыми институтами для реализации высокорентабельных инвестиционных проектов предприятия. Он отвечает на самый главный вопрос - стоит ли вкладывать деньги в проект и принесет ли реализация этого проекта доходы, которые окупят все затраты?
Следует отметить важность степени участия в разработке бизнес-плана руководителя предприятия и главных его специалистов.
2.
^ Методы начисления амортизации.
Амортизация основных фондов- это перенос части стоимости основных фондов на вновь созданный продукт для последующего воспроизводства основных фондов ко времени их полного износа. Амортизация в денежной форме выражает износ основных фондов и отчисляется на издержки производства (себестоимость) на основе амортизационных норм.
^ А = Ф+К+М-Л(О)
Т
А – ежегодные ( ежемесячные) амортизационные отчисления
Ф – среднегодовая стоимость основных фондов
К – затраты на капитальный ремонт
Л(О) – ликвидационная (остаточная) стоимость
Т – срок службы основного фонда
Норма амортизации определяется в процентах и представляет собой установленное государством годовой процент погашения стоимости основных фондов и определяют сумму ежегодных амортизационных отчислений.
На = А / Ф *100%
С 1991г осуществлены изменения и порядок начисления амортизационных отчислений:
·
введены нормы ежегодных амортизационных отчислений
·
отмены амортизационные отчисления на капитальный ремонт
·
по машинном оборудованию и транспорту прекратить амортизационные отчисления по срокам службы этих основных фондов
·
введена ускоренная амортизация для малого бизнеса
Начисление годовых амортизационных начислений производится одним из следующих способов:
линейным способом,исходя из первоначальной стоимости основных средств и нормы амортизации;
способом уменьшаемого остатка,исходя из остаточной стоимости основных средств и нормы амортизации;
способом списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования,исходя из первоначальной стоимости основных средств и годового соотношения, где в числителе - число лет, остающихся до конца срока службы объекта, в знаменателе - количество лет срока службы объекта;
способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ),исходя из объема выпуска продукции в натуральном выражении в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования основных средств.
Применение одного из способов для расчетов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования.
Билет № 7
1.
Показатели производительности труда.
Производительность труда – это его эффективность. Производительность труда имеет измерители: руб., в натуральных показателях, трудочасах; и имеет три показателя:
1.
уровень производительности труда
2.
рост производительности труда
3.
темпы роста производительности
Рост производительность труда и темпы роста производительности определяются в сравнение и анализе хозяйственной деятельности предприятия. Уровень производительности труда определяется через выработку и трудоемкость. Эти два показателя связаны между собой и обратной связью. С изменением нормы выработки изменяется трудоемкость и наоборот.
Производительность труда определяется: Пр = О/Ч; где Пр - производительность труда, О- объем реализации услуг, Ч – численность работников (рабочих).
2.
^ Сущность и методы планирования прибыли предприятия.
Планирование – разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия, как в текущем периоде, так и на перспективу.
Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства. Планирование, управление и контроль за деятельностью предприятия за рубежом определяется одним понятием – менеджмент.
Существуют несколько методов планирования:
балансовыйметод – обеспечивает установление связей между потребителями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. На предприятие составляют балансы производственной мощности, рабочего времени, материальной, финансовой и д.р.
расчетно–аналитический метод – используется для расчета показателей плана, анализа, динамики и факторов, обеспечивающие необходимое наличие уровней. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменение в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются импульсы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.
экономно – математическийметод – позволяет разработать экономические модели в зависимости от показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.
графоаналитический метод – дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями. Сетевые графики являются разновидность графоаналитического метода. С их помощью моделируются параллельное выполнение работ в пространстве и во времени по сложным объектам.
программно-целевойметод –позволяет составлять план в виде программы, т.е. комплекс задач и мероприятий, объеденных одной целью и приурочены к определенным срокам.
Принципы планирования:
альтернативность
системность
согласованность
непрерывность
комплексность
целенаправленность и приоритетность
оптимальность
сбалансирование
сочетание отраслевого и реального аспектов
Билет № 8
Планирование численности работников предприятия.
1.
крупная организация – свыше 100 человек
2.
средняя – от 20 до 100 человек
3.
мелкие – от 3 до 20 человек
4.
мельчайшие – от 1 до 3 человек
Состав работников на предприятиях разнообразный и составляют трудовые ресурсы в зависимости от выполнения функции, делятся на категории, но категории делятся:
промышленный производственный персонал – работники, которые связаны с производственным процессом
персонал непромышленной категории несвязан с производственным процессом (врачебно-санаторные, детские сады и т.д.)
Промышленный производственный персонал, его категории:
1.
основные и вспомогательные рабочие
2.
специалисты и руководители (инженерно – технические рабочие) – рабочие, которые осуществляют организацию производственного процесса и руководство им
3.
служащие – работники, которые осуществляют финансово – расчетную и снабженческо-бытовую работы
МОП – младший обслуживающий персонал (технички, лаборанты, дворники и т.д.)
ПСО – пожара - сторожевая охрана (пожарный, вахтеры, гардеробщики, сторожа)
Квалификация работников – уровень специальных знаний и практических навыков, характерный степени сложности выполняемого или конкретного вида работ (квалификация равняется разряду, чем выше разряд, тем выше квалификация).
Профессия – совокупность специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенных вида работ.
Специальность – деление внутри профессии, требующая дополнительных навыков для выполнения работ на конкретном участке производства.
2.
^ Формирование и распределение прибыли.
Валовая или балансовая прибыль распадается на две части: читая прибыль и налог на прибыль. Чистая прибыль может быть направлена:
1.
в фонд накопления – на приобретение строительства основных фондов и осуществление других капитальных вложениях, которые носят безвозвратный характер.
2.
в фонд потребления – используется на финансирование специальных нужд и материальное стимулирование работников.
3.
в резервный фонд – предназначен для покрытия непредвиденных потерь, вызванные стихийными бедствиями и балансовых убытков.
4.
в фонд социальной сферы – обычно создает предприятие, которое имеют на балансе несколько объектов непроизводственного назначения.
5.
в фонд валютных отчислений – создают предприятия, осуществляющие внешнеторговые операции, а так же организации, проводящие валютные операции на финансовом рынке.
6.
прибыль распределения между учреждениями.
7.
нераспределенная прибыль – присоединяется к уставному капиталу предприятия.
Факторы, влияющие на распределение прибыли: внутреннее и внешнее.
Внутреннее факторы:
менталитет собственника предприятия
инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов
альтернативные внутреннее источники формирования финансовых ресурсов
необходимость завершения начатых инвестиционных программ и проектов.
жизненный цикл предприятия
уровень риска операции и вида деятельности
численность персонала и его участники в прибыли
уровень рентабельности
Внешнее факторы:
·
правовые ограничения
·
налоговая система
·
альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов
·
темпы инфляции
·
коньюктура товарного рынка
·
среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал
·
прозрачность фондового рынка
Билет № 9
^ 1. Нормирование труда. Нормирование труда- это определение необходимых затрат рабочего времени на выполнение конкретного объема работ в конкретных организационно-технических условиях.
^ Рабочее время- установленная законодательством продолжительность рабочего дня (рабочей недели), в течение которого рабочий выполняет порученную ему работу.
В соответствии с единой классификацией затрат рабочего времени все рабочее время делится на время, связанное с выполнением задания (нормируемое время), и время потерь (ненормируемое время). Нормируемое времясостоит из подготовительно-заключительного времени (Тпз), оперативного времени (Тап), времени обслуживания рабочего места (Там), перерывов на отдых и личные надобности (Томт), перерывов по организационно-техническим причинам (Тпм). В свою очередь, оперативное время (Тап) состоит из основного (технологического) (То) и вспомогательного времени (Тв). Время обслуживания рабочего места также подразделяется на время организационного обслуживания (Тоо) и время технического обслуживания (Тмо).
В общем виде величина нормы времени рассчитывается следующим образом:
Нвр =Тнз+Топ+Том+Томп+Тим
Все затраты рабочего времени определяются на принятую для расчета единицу работы (операцию и т. д.) и состоят из двух основных частей: подготовительно-заключительного и штучного времени. Укрупнено норму времени можно представить следующим образом:
Нвр = Тпз+Тшм
где Тшт - штучное время.
В свою очередь, исходя из формулы величины нормы времени норма штучного времени определяется по формуле:
Тшт = Топ+Том+Тол+Тпм
^ Норма штучного времени- это время, затрачиваемое на выполнение определенной операции. Она рассчитывается для единичного, серийного и массового производства и в условиях массового производства совпадает с нормой времени:
Нвр = Тшт =Топ+Там+Томл+Тпм
Топ = То+Тв
Там = Тоо+Тмо
В условиях массового и серийного производства необходимо учитывать затраты на подготовительно-заключительные операции. В этом случае для по детальной калькуляции определяется штучное калькуляционное время (Т штк):
Т штк =Тшт +Тпз /n,
где п - количество деталей в партии.
В этом случае затраты времени на обработку всей партии деталей (Тn) определяются по следующей формуле:
Тn = Тшт* n + Тпз или Т n = Тштк* n.
2.
Рентабельность продукции.
Рынок в современных условиях предъявляет особое требование к организации в плане выпуска продукции или оказания услуг. Для оценки уровня эффективности работ есть показатель прибыли, но показатель рентабельности показывает какова же прибыльность в процентах. Рентабельность обладает свойством сравнения, поэтому может быть использована в сравнение с другими субъектами рынка.
Виды рентабельности:
1.
Рентабельность продаж – характеризует отношение прибыли и величины выручки от реализации продукции, выраженной в процентах: Р = Пч/О*100%
2.
Рентабельность в сравнение с затратами: Р = Пбал/И*100%
3.
Рентабельность имущества: Р = Пч/(Оф+Ос)*100%
4.
затраты на рубль валовой продукции (объем реализации услуг и т.д.): З=И/О (коп.)
Билет № 10