Специальные случаи ответственности из причинения вреда
а) Ответственность публично-правового образованияза причиненный вред.
Публично-правовое образование наряду с физическими и юридическими лицами является субъектом гражданских прав. Публично-правовое образование выступает в гражданских отношениях не только как носитель политической власти, но и как частное лицо, подчиняясь общим принципам и нормам гражданского права. Именно поэтому публично-правовое образование может быть и субъектом деликтного обязательства.
Идея ответственности государства перед лицами, пострадавшими от произвола его органов и чиновников, получила международное признание. В РФ правовым основанием ответственности публично-правового образования является ст. 53 Конституции, провозглашающая, что каждый гражданин «имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) органов государственной власти и их должностными лицами».
Положения ст. 53 Конституции РФ конкретизируются значительным числом нормативных актов, устанавливающих ответственность публично-правовых образований и их должностных лиц за причинение внедоговорного вреда.
Правовые нормы, содержащиеся в этих нормативных актах, могут быть разделены на три группы: 1) нормы об ответственности за вред, причиненный незаконным действием (бездействием) государственных органов и органов местного самоуправления либо их должностных лиц (ст. 1069 ГК и другие законы РФ); 2) нормы об ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК); 3) нормы, в соответствии с которыми государство добровольно возложило на себя обязанность возмещать вред, причиненный определенным группам граждан (например, репрессированным, чернобыльцам, военнослужащим и др.).
Рассмотрим случаи ответственностиза вред, причиненный незаконным действием (бездействием) государственных органов и органов местного самоуправления либо их должностных лиц.
Причинителем вреда являются органы публичной власти (органы государственной власти и управления, включая органы местного самоуправления), которые должны быть наделены властными функциями, либо обладающие властными полномочиями их должностные лица.
Определение должностного лица содержится в ст. 285 УК РФ. Однако применительно к данному случаю круг должностных лиц необходимо сузить. К должностным лицам следует относить представителей власти либо лиц, занимающих во властных органах должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных функций вне этих органов, т.е. в отношении лиц, по службе им не подчиненных. Эти лица вправе издавать властные акты, действующие вне этих органов.
Поэтому не подпадают под ст. 1069 ГК работники органов публичной власти, не обладающие властными функциями вне этих органов (начальник охраны министерства, завхоз и т.п.), либо не являющиеся должностными лицами (например, водитель служебного автомобиля).
Не могут рассматриваться в качестве должностных лиц работники государственных и муниципальных предприятий и организаций, выполняющие профессиональные или технические обязанности (инженеры, врачи и т.д.).
Все иные организации, не наделенные функциями публичной власти (учреждения образования, здравоохранения и т.п.), и их должностные лица также отвечают за причиненный вред, но только по правилам ст. 1068 ГК.
Наряду с общими условиями гражданско-правовой ответственности закон (ст. 1069 ГК) устанавливает три специальных условия.
Во-первых, незаконные действия органов публичной власти и должностных лиц выражаются в виде принятия незаконных нормативных или индивидуальных правовых актов, а также совершения фактических действий, носящих противоправный характер. Противоправность может выражаться и в бездействии (неправомерный отказ в регистрации, выдаче документов и т.п.).
Акты вышеназванных органов предполагаются законными до тех пор, пока они не будут признаны недействительными в судебном порядке (ст. 13 ГК). Признание ненормативного акта недействительным и возмещение причиненного им вреда производится в одном судебном процессе. Нормативные акты могут быть признаны недействительными только в случаях, прямо предусмотренных законом, а иск о возмещении вреда обычно рассматривается в другом судебном процессе. Основанием признания акта недействительным является несоответствие его содержания нормам закона или иного правового акта (указам Президента, постановлениям Правительства). Причем эти акты должны всегда затрагивать имущественную сферу потерпевшего.
Во-вторых, речь идет о совершении деяний органами публичной власти или должностными лицами, подпадающими под действие ст. 1069 ГК.
В-третьих, данные субъекты должны совершить вышеназванные незаконные деяния при исполнении своих служебных обязанностей (некоторые должностные лица вправе издавать акты власти, находясь вне работы и во внеслужебное время).
Опровержение вины причинителя вреда вряд ли возможно, т.к. должностные лица и органы публичной власти должны знать закон и подчиняться ему. Особенность заключается в том, что в данном случае не совпадает фигура причинителя вреда и лица, ответственного за вред. Ответственность несет публично-правовое образование. Вред возмещается за счет казны. Казну представляют финансовые органы.
Вред возмещается в полном объеме, включая моральный вред. Впоследствии публично-правовое образование имеет право регрессного требования к причинителю вреда в полном объеме, если иной размер не установлен законом (п. 1 ст. 1081 ГК).
Помимо ст. 1069 ГК в настоящее время действует значительное число законодательных актов, предусматривающих ответственность государства в лице непосредственно виновных органов (например, ответственность антимонопольных органов; ответственность органов государственной власти и управления за вред, причиненный товарной бирже и участникам биржевых сделок, и т.п.).
Такое многообразие субъектов ответственности в гражданском обороте заметно снижает эффективность ст. 1069 ГК. Не случайно в научной литературе вносится предложение во всех случаях возлагать ответственность на государство в лице какого-то одного государственного органа.
Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070 ГК) — это второй вид ответственности государства за вред, причиненный актами власти. Это особый случай нарушения конституционного права каждого гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Поэтому законодатель специально закрепляет норму об ответственности государства за незаконные акты уголовной и административной юстиции.
Ст. 1070 ГК устанавливает ответственность государства за причинение вреда в области правосудия, при этом различаются две ситуации:
П.1 ст. 1070 | П.2 ст.1070 |
Потерпевшим является гражданин (включая наследника умершего), и только в одном случае юридическое лицо | Потерпевшим может быть, не только гражданин, но и юридическое лицо |
Ответственность государства наступает только при наличии указанного в п.1 ст. 1070 ГК исчерпывающего перечня судебно-следственных действий | Вред причинен любыми иными, кроме указанных в п.1 ст. 1070 ГК, судебно-следственными действиями |
Государство отвечает независимо от вины должностных лиц судебно-следственных органов | Государство отвечает только при наличии вины должностных лиц судебно-следственных органов; вина судьи должна быть также установлена приговором суда |
Условия ответственности по правилам п. 1 ст. 1070 ГК нуждаются в детализации. Так, вред должен быть причинен гражданину: незаконным осуждением; незаконным привлечением к уголовной ответственности; незаконным применением меры пресечения в виде заключения под стражу или подписки о невыезде; незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также вред, причинённый юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности. Кроме того, незаконные действия должны быть совершены следователем, дознавателем, прокурором, судьей при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Необходимо наличие реабилитирующего документа, подтверждающего невиновность лица. Реабилитирующие основания должны быть прямо указаны в законе и отражены в соответствующем процессуальном акте (например, оправдательном приговоре). Реабилитирующие основания — основания, при наличии которых лицо официально признается невиновным в совершении преступления или административного правонарушения.
Реабилитирующими основаниями являются: отсутствие события преступления (административного правонарушения); отсутствие состава преступления (административного правонарушения); недоказанность участия обвиняемого в совершении преступления.
Все иные указанные в законе не реабилитирующие основания прекращения уголовного (административного) дела (акт амнистии, истечение срока давности и т.д.) не дают права на возмещение вреда, т.к. они характеризуются отсутствием вины и противоправности в действиях судебно-следственных органов.
Возможны случаи, когда лицо умышленно вводит судебно-следственные органы в заблуждение (самооговор, умолчание и т.п.). Эти обстоятельства должны исключать возможность возмещения вреда. Однако хотя бы примерный перечень подобных действий должен найти закрепление в уголовно-процессуальном или гражданском законодательстве.
Все иные противоправные действия судебно-следственных органов, причиняющие вред гражданину, охватываются п. 2 ст. 1070 ГК.
В целях обеспечения должной защиты интересов граждан и юридических лиц не следует выделять п. 1 и п. 2 в ст. 1070 ГК. Целесообразно изменить и ее редакцию, указав, что ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу, подлежит возмещению государством в случае совершения любых незаконных действий судебно-следственных органов.
Ответственными за вред являются соответствующие публично-правовые образования, и вред возмещается за счет соответствующей казны (ст. 1071 ГК). Вместе с тем, следует отметить недостаточную правовую регламентацию вопроса о возможности последующего предъявления регрессного иска (п. 3 ст. 1081 ГК).
Причиненный вред подлежит возмещению. Имущественный ущерб включает все потери имущественного характера. Эта сумма подлежит индексации на момент причинения вреда. Примерный перечень потерь закреплен в Положении о порядке возмещения ущерба от 18.05.1981 г. Он, безусловно, устарел и нуждается в дополнении. Это существенно облегчит работу судебных органов при определении размера ущерба.
Предлагается расширить этот перечень, включив в него расходы на профессиональную переподготовку, потери за исполненную смертную казнь, утрату заработка в будущем в связи с потерей профессиональной трудоспособности и т.п.
Компенсация морального вреда осуществляется по решению суда в денежной форме независимо от вины должностных лиц судебно-следственных органов (ст. 1100 ГК). Законодатель должен закрепить и иные способы компенсации морального вреда (направление извещений о реабилитации по месту работы, жительства гражданина, публикация опровержения в печати и т.п.).
Помимо этого потерпевший вправе требовать восстановления на работе, возврата жилой площади, восстановления соответствующего звания, чина, государственных наград и т.п.
Потерпевшему предоставляется шестимесячный срок для обращения к судебно-следственным органам. Они производят расчет, который передается в финансовый орган. Выплата производится в течение одного месяца. При несогласии с расчетом размера возмещения его можно обжаловать прокурору. Кроме того, в настоящее время любое решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд с соблюдением условий, установленных законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».