Объекты контроллинга

В контроллинге важнейшие объекты –

Центры ответственности и затраты!

I. Центры ответственности.

Центр ответственности (ЦО) – сегмент внутри предприятия, где аккумулируется информация о затратах, доходах и т.п., обеспечивает управление этими затратами и доходами.

Могут дифференцироваться:

· По объекту деятельности

- Центр затрат

- Центр доходов

- Центр прибыли

- Центр инвестиций

· По функциональному признаку

- Центры ответственности по сбыту

- По производству

- По персоналу (по кадровым процессам)

Требования к ЦО:

1) Обязательно должен быть руководитель/ответственное лицо на основах единоначалия;

2) Должны использоваться измеримые показатели;

3) Для каждого вида затрат в идеале должен быть ЦО, для которого эти затраты прямые;

4) В ЦО (в Центре затрат) обязательно должны присутствовать прямые затраты;

5) В одном ЦО может быть сосредоточено несколько функций, а может – на одну функцию приходится несколько ЦО;

II. Классификация затрат на персонал.

Два вида затрат в УП

Денежные затраты Затраты труда (представлены показателями: количество работников, количество отработанных дней и количество отработанных часов).

Затраты на персонал составляют:

- Затраты на оплату труда

- На найм

- Связанные с развитием персонала

- На функционирование кадровой службы

- И др.

Затраты на персонал могут быть в 2-3 раза выше, чем затраты на оплату труда.

Для эффективного управления затратами на персонал необходимо определить, к какому виду (классификации) эти затраты относятся:

· Прямые и косвенные

· Относительно объемов производства

1) Постоянные (не зависят от объемов производства)

2) Переменные (повторяются с каждой единицей продукции)

- По срокам окупаемости

1) Капитальные (единовременные) – те, которые рассчитаны на достаточно продолжительный период ( > года) и носят разовый характер

2) Текущие – затраты, повторяющиеся постоянно, раз за разом

- По источникам

1) От государства (федеральный, местный бюджет)

2) Со стороны общественных фондов

3) Со стороны предприятия (затраты входят в себестоимость или затраты будут без прибыли)

4) Со стороны самого работника

- С точки зрения важности для управления

1) Релевантные (значимые)

2) Нерелевантные (незначимые)

- С точки зрения обязательности

1) Обязательные

2) Необязательные

- Резервообразующие и нерезервообразующие

Пример: если необходимо проанализировать, как повлияло на предприятие изменение ассортимента продукции, то необходимо использовать классификацию затрат на постоянные и переменные затраты.

III. Измерение и регулирование затрат на персонал.

Существуют разные подходы измерения затрат на персонал:

1. Измеряется, во сколько обойдется предприятию потеря сотрудника (рассчитывается ущерб от непосредственного увольнения и от простоя РМ)

2. Рассчитываются не только то, что в п.1, а ещё и затраты, связанные с заменой работника (на найм нового работника, на адаптацию)

3. Перемножение текущей стоимости содержания работника на возможное количество лет, в течение j работник останется на предприятии

4. Нормативный способ – затраты на оплату труда работника умножить на коэффициент, характеризующий отношение затрат на персонал к затратам на оплату труда

Регулирование затрат на персонал зависит от (методы регулирования):

1) Точность планирования затрат на персонал;

2) Численная адаптация персонала (предусматривает два механизма – по количеству человек (если надо повысить объем производства, надо работников нанимать; если избыточная численность, затраты сокращать, работников увольнять) по времени (соответственно стимулировать работу на несколько ставок, вводить рабочие дни в праздничные, либо сокращать рабочую неделю, рабочий день, отправлять в администр. отпуска работников))

3) Нормирование (тарифное нормирование – замораживание выплат сверх тарифа, сокращение социальных выплат)

4) Повышение эффективности труда


Наши рекомендации