Возможности ERP-систем для автоматизации процессов логистики
Большое количество распределенных торговых точек и многочисленной номенклатуры делает проблемы автоматизации логистических процессов наиболее важными. Именно в области логистики зачастую проявляются отраслевые особенности предприятия, нуждающиеся в специальном подходе к автоматизации.
Логистика —наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его требованиями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.
Следуя приведенному определению, можно выделитьпять направлений логистики:закупочная, транспортная, складская, производственная, распределительная.
Рассматривая эти направления логистики в разрезе функционала ERP-системы, можно более точно определить области логистики, автоматизируемые в розничной торговле (таблица 1).
Таблица 1 - Области логистики, автоматизируемые в розничной торговле
Направление логистики | Автоматизируемые процессы в розничной торговле |
Закупочная | Управление взаимоотношениями с поставщиками: выбор, управление закупками и ассортиментом, управление процессом обработки и выполнения заявок на закупку, управление взаиморасчетами. Планирование и анализ работы с поставщиками: анализ эффективности элементов системы поставок, планирование закупок в зависимости от рыночного спроса, разработка стратегии системы снабжения |
Распределительная | Управление взаимоотношениями с клиентами* управление заказами клиентов, управление взаиморасчетами с клиентами. Планирование и анализ работы с клиентами: прогнозирование продаж, управление маркетингом, управление ценообразованием |
Складская | Управление складом**: управление приемкой товара на склад и его отгрузкой со склада, перемещением товара по складу, управление инвентаризацией |
Производственная | Управление вспомогательным производством |
Транспортная | Управление отгрузкой и транспортировкой товара |
Иногда для управления взаимоотношениями с клиентами используют дополнительные программные комплексы, выделенные в отдельный класс систем автоматизации CRM (Customer Relationship Management). Такие системы могут работать как самостоятельно, так и служить дополнением к ERP-системе, расширяя ее функциональные возможности в области управления взаимоотношениями с клиентами.
Иногда для управления складом используют дополнительные программные комплексы, выделенные в отдельный класс систем автоматизации WMS (Warehouse Management System). Такие системы могут работать как самостоятельно, так и служить дополнением к ERP-системе, расширяя ее функциональные возможности в области управления складом.
Структура торговой фирмы
При организации ИС в торговле нужно иметь представление о торговой фирме. Структура торговой фирмы состоит из следующих подразделений: административные подразделения, торговые отделы, центральный склад, бухгалтерия, технические службы. Каждое из подразделений выполняет свои функции.
Административные подразделения – это подразделения ведущие управление всей торговой фирмой. Они стоять над всеми подразделениями.
Торговые отделы – относительно независимые с точки зрения торговой политики подразделения. Основные функции торговых отделов однородны. К основным видам документов с которыми работают торговые отделы относятся договора на поставку, накладные, акты (учета, списания), счет-фактуры, счет на поставку, товарный отчет. Товарный отчет содержит данные о номерах документов строгой отчетности (накладные, акты, счета) за отчетный период и итоговые суммы по каждому документу с разбивкой на типы поступлений и затрат. В рамках управленческого учета подготавливаются необходимые отчеты: о текущем балансе, о заказанном товаре и условиях поставки, об остатках товара на складе и финансовом положении отдела. Особой тщательности требует анализ документооборота администрации т.к. он менее всего унифицирован и имеет отличия, которые связаны с пристрастием администрации к различным схемам управления.
Центральный склад – подразделение, используемое для учета и хранения товаров. Основные функции центрального склада – принимать, хранить и отпускать товар, вести учет товара на складе. К основным видам документов относятся накладные и счета – фактуры. К отчетным документам относятся отчеты о поступлении и выбытии товара, об остатках товара на складах.
Бухгалтерия – ведет бухгалтерский учет операций по движению товара. Бухгалтерия является независимым от торговли подразделением. Она собирает все документы по движению товары, формирует все необходимые бухгалтерские отчеты.
Технические службы – подразделения, занимающиеся обслуживанием торговой формы.
Схема взаимодействия этих подразделений показана на рис. 3.
Рис. 3. Схема взаимодействия подразделений торговой фирмы
Торговые отделы связаны с центральным складом, т.к. это основное место хранения и отпуска товара на реализации, бухгалтерия связана с центральным складом, т.к на основании операций по учету товара выполняемых на складе в бухгалтерии формируются проводки. Торговые отделы передают в бухгалтерию все операции по поступлению и реализации товара, списанию товара. На основании этих операций формируются проводки, которые используются в бухгалтерском учете торговых операций. Данные из бухгалтерии, торговых отделов и центрального склада поступают в административные отделы. Технические службы связаны со всеми подразделениями для обслуживания торговой фирмы.