Лекция 9. основы бюджетирования в организации
1. Понятие бюджетирования.
2. Бюджет продаж.
3. Бюджет производства.
4. Бюджет прямых материальных затрат.
5. Бюджет прямых затрат на оплату труда.
6. Бюджет потребности в мощностях.
7. Бюджет общепроизводственных затрат.
8. Бюджет цеховой себестоимости.
9. Бюджет общехозяйственных расходов.
10. Бюджет коммерческих расходов.
11. Бюджет доходов и расходов и прогнозного баланса.
12. Бюджет инвестиций.
13. Бюджет движения денежных средств.
14. Виды бюджетов.
15. Подготовка отчетов об исполнении бюджетов.
Понятие бюджетирования
Планирование представляет собой постановку целей деятельности в виде количественных и качественных показателей, которые необходимо достигнуть организации за тот или иной период времени.
В зависимости от периода планирования различают:
– оперативное или текущее планирование (до 1 года),
– тактическое или среднесрочное планирование (1 – 3 лет),
– стратегическое или долгосрочное планирование (более 3 лет).
Внедрение в организации системы планирования призвано решать следующие задачи:
– повышения эффективности использования ресурсов организации;
– обеспечения координации деятельности и взаимосвязи интересов отдельных подразделений и организации в целом;
– прогнозирования, анализа, оценки различных вариантов хозяйственной деятельности организации и повышения обоснованности принимаемых управленческих решений;
– обеспечения финансовой устойчивости и улучшения финансового состояния организации.
Необходимо заметить, что для обозначения процесса оперативного планирования в российской управленческой практике используется ряд понятий: бюджетирование, финансовое планирование, планирование финансово-хозяйственной деятельности.
Бюджет – план, содержащий стоимостные показатели, но стоимостные показатели можно встроить практически в любой план. Например, план производства отражает планируемую продукцию в натуральном выражении. Но если добавить в план производства еще одну графу – стоимость произведенной продукции по учетной цене, по фактической себестоимости – план превратится в бюджет. Получается, что деление плана на планы и бюджеты условно и практически любой план одновременно можно квалифицировать как бюджет.
Технология оперативного планирования, то есть перечень используемых бюджетов (планов) и последовательность их составления в ее классическом виде следующая:
Бюджет (план) продаж
Бюджет (план)производства
Бюджет прямых материальных затрат
Бюджет прямых затрат на оплату труда
Бюджет потребности в мощности
Бюджет общепроизводственных затрат
Бюджет цеховой или производственной себестоимости
Бюджет общехозяйственных расходов
Бюджет коммерческих расходов
Бюджет доходов и расходов
Бюджет инвестиций (план капитальных вложений)
Бюджет движения денежных средств (план денежных потоков)
Прогнозный баланс
Рис.5. Схема бюджетирования (планирования)
Представленная схема бюджетирования носит упрощенный характер и не отражает всех взаимосвязей составляемых бюджетов.
Бюджет продаж
Процедура планирования начинается с составления бюджета продаж. Бюджет продаж показывает объем продаж по видам продукции в натуральных и стоимостных показателях на протяжении бюджетного периода.
Таблица 12
Бюджет продаж
Наименование продукции | Количество | Средняя цена | Стоимость |
продукция № 1 продукция № 2 … продукция № n |
Подготовка бюджета продаж – самый ответственный момент в процедуре планирования. В последовательности составления бюджетов он стоит первым, поэтому любое искажение показателей в бюджете продаж скажется на всех последующих бюджетах. Бюджет продаж непосредственно связывает организацию с внешней средой (с покупателями). При подготовке бюджета продаж должны быть учтены две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы определяют ограничения связанные с самой организацией. К ним относятся:
– возможности проектирования новых видов продукции (может организация или не может разработать продукцию, которая требуется покупателю);
– уровень технологий, которыми располагает организация;
– уровень производственных мощностей (организация не способна производить продукцию в необходимом покупателю количестве и в необходимые сроки);
– отсутствие необходимых материалов или средств для их приобретения.
Поскольку данные факторы связаны с самой организацией, определение их величины не составляет большого труда.
Внешние факторы определяют состояние внешней среды и место организации в этой среде. К ним относятся:
– уровень спроса на производимую продукцию и степень его сезонных колебаний;
– эластичность спроса (зависимость спроса от уровня цен);
– платежеспособность покупателей и динамика ее изменений;
– сложившаяся доля организации на данном рынке;
– количество и поведение конкурентов;
– общая экономическая ситуация в стране.
Очевидно, что крайне затруднительно достаточно точно определить количественное и качественное значение перечисленных факторов. Тем не менее, они должны быть учтены при формировании бюджетов продаж.
Сравнительно редко возникает ситуация, когда к началу планового периода организация подписала договоры и сформировала пакет заказов. В этом случае, для подготовки бюджета продаж достаточно перенести данные из договоров. Подобная ситуация возможна при подготовке бюджета на ближайший месяц, реже на ближайший квартал, а при формировании годового бюджета придется бюджет продаж прогнозировать. При прогнозировании продаж используются фактические данные прошлых периодов. На их основе и строится прогноз, для этого используют две группы инструментов:
– математические методы (средних квадратов, трендовый анализ),
– экспертная оценка (когда прогнозирование ведется на основе опыта и интуиции менеджера).
При использовании любого из вариантов необходимо принять во внимание все рассмотренные выше факторы внешней среды. На основе данных, сформированных в бюджете продаж, формируется бюджет производства.
Бюджет производства
Бюджет производства определяет виды и количество продукции, которые должны быть выпущены в предстоящем бюджетном или плановом периоде.
Таблица 13
Бюджет производства
Наименование продукции | Незавершенное производство на начало периода | Выпуск готовой продукции | Незавершенное производство на конец периода |
продукция № 1 продукция № 2 … продукция № n |
Кроме количества готовой продукции, которая должна быть выпущена, бюджет производства должен отражать информацию о производственных заделах, то есть незавершенном производстве на начало и конец периода. При расчете количества готовой продукции, которая должна быть произведена в течение бюджетного периода, следует учитывать существующие запасы готовой продукции на начало периода и желаемую величину запасов на конец периода (переходящие запасы).
Для того чтобы при проведении расчетов учесть наличие переходящих запасов следует воспользоваться уравнением:
Запасы на начало периода | + | Поступление запасов в течение периода | = | Выбытие запасов в течение периода | + | Запасы на конец периода | (31) |
Применительно к бюджету производства уравнение примет следующий вид:
Выпуск готовой продукции | = | Количество реализуемой продукции | + | Запас готовой продукции на конец периода | - | Запас готовой продукции на начало периода | (32) |
С учетом запасов незавершенного производства определяется количество продукции, которая должна быть запущена в производство в течение периода.
Запуск продукции | = | Выпуск готовой продукции | + | Незавершенное производство на конец периода | - | Незавершенное производство на начало периода | (33) |
На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа бюджетов, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.