Княжеские традиции попечения нуждающихся
СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ: ПАРАДИГМА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ И МОНАСТЫРСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В X-XVII ВВ.
Место темы в учебном курсе
Тема дает основные представления о тенденциях отечественной практики общественной помощи с древнейших времен до периода государственных регламентации в Московском царстве. Показаны этапы, характерные тенденции церковной и государственной благотворительности и общественной помощи.
Основные рассматриваемые вопросы
1. Средневековая российская парадигма помощи и поддержки.
2. Княжеские традиции попечения о нуждающихся.
3. Церковно-монастырская благотворительность.
4. Церковное и государственное призрение нуждающихся в Московском государстве.
Средневековая российская парадигма помощи
И поддержки
В X — XIII веках происходит изменение парадигмы помощи и поддержки. Это связано с тем, что изменилась социокультурная ситуация, разрушились родоплеменные отношения. Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала иных принципов интеграции и иных форм поддержки и защиты. Внешняя экспансия христианского мира внесла свои аспекты в трансформацию общественных отношений, что не могло не отразиться на реципрокных и редистрибутивных связях. Основные тенденции помощи и поддержки в данный период связаны с княжеской защитой и попечительством, с церковно-монастырской поддержкой.
Историческое значение княжеского благотворения и нищелюбия заключается в том, что формирующаяся централизованная власть ищет пути развития социальной политики в отношении субъектов, не объединенных родовыми связями. Можно добавить, что с принятием христианства была не только осуществлена административная и правовая реформа, но и предприняты попытки социального реформирования в области помощи и поддержки. Первоначально этот процесс осуществлялся в рамках дружинных традиций, языческих братчин, но постепенно происходит отчуждение реципрокных и редистрибутивных связей между князем и нуждающимся. По-видимому, это произошло тогда, когда со стороны княжеской власти приходит осознание невозможности единолично осуществлять христианское социальное реформирование, поскольку общество было неоднородным и в нем существовало двоеверие. Бинарная оппозиция веры практически приводила к оппозиции уклада, что, в свою очередь, приводило к невозможности судить по законам, которые также должны иметь не только свои положения, но и своего правового субъекта.
Примечательны в этом отношении свидетельства русских летописей, об «увлечении» князя Владимира христианскими идеями о всепрощении, милосердии, щедрости. Однако этот «массовый», а не дифференцированный подход к различным социальным проблемам без учета бинарной социокультурной оппозиции приводит к тому, что вспыхивает недовольство по поводу того, что княжего суда зачастую избегают лица, требующие наказания. Власть в силу политических и военных причин отходит от самостоятельного проведения идей социального христианского реформирования, подключая к этой деятельности Церковь. Она не только наделяет ее юридическими полномочиями, закрепляемыми из поколения в поколение, но и оказывает ей как нарождающемуся институту поддержки финансовую помощь в виде десятины — отчислений от различных видов налогов. Власть делегирует и расширяет полномочия Церкви в отношениях с клиентами, которых со временем становится все больше.
Институт Церкви носитель не только новой государственной идеологии, но и новой философии помощи, основанной на христианских канонах милосердия. Можно предположить, что в этот исторический период появляется первая официальная институциональная форма защиты в виде приходов и монастырей, которые несли в себе различные функции — от вспомоществования до лечения, от судебного делопроизводства до социального и семейного воспитания. Тем самым философия помощи, виды поддержки несут в себе новые элементы общественной практики.
В период с XIV по XVI век происходит смена ориентации мотивов помощи и поддержки, изменяются субъекты поддержки. Ктиторские монастыри сменяются монастырями-вотчинами. И если деятельность данных заведений первоначально носит открытый характер, то постепенно, когда в государстве начинают складываться товарно-денежные отношения, монастыри отходят от благотворительности. Да и в самой Церкви наблюдается раскол между различными группировками— «стяжателями» и «нестяжателями». Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть Церкви, берет под свой законодательный контроль нуждающихся. Именно в этот период государственная власть формирует так называемый «остаточный принцип» в подходах к социальным проблемам нуждающихся.
В это же время происходит ориентация на западную цивилизацию, что находит отражение в регламентации образа жизни такого слоя населения, как профессиональные нищие. Причем законодательные мероприятия против данного социального недуга, проводятся почти одновременно с такими государствами, как Франция, Германия, Англия. Однако непоследовательная государственная политика, стремление власти только законодательно регулировать возникающие проблемы (в период голода, эпидемий, социальных катаклизмов), не смогли снять проблемы профессионального нищенства.
Княжеские традиции попечения нуждающихся
Традиционно в отечественной историографии, посвященной проблеме истории социальной работы, период княжеского попечительства, или княжеского нищелюбия, определяется достаточно схематично. В деятельности русских князей отмечают факты, связанные с личным милосердием, «милостыни с рук», не видя архетипической формы попечения, которая распространится на последующие века.
Княжеское попечительство нуждающихся с X века приобретает упорядоченные черты в связи с официальным введением христианства. Легализация христианства потребовала от князя Владимира введения определенных мер. Официальное признание христианства в Византии императором Константином означало распространение влияния Церкви на различные сферы жизнедеятельности общества, признание наличия ее институтов: богаделен, монастырей, церквей, кладбищ и т. д. на уровне власти, на уровне закона. В X веке ситуация в Древней Руси была совершенно другая. Необходимо было создать по образу и подобию инфраструктуру Церкви, с ее храмами, монастырями, законодательно определить ее полномочия и сферу влияния на общество, подготовить служителей Церкви, определить финансовые механизмы, позволяющие Церкви быть самостоятельным субъектом помощи и поддержки нуждающихся.
Можно наблюдать, что институционализация христианства осуществлялась через практику строительства сначала церквей и монастырей, с введением законодательства и формированием финансовых механизмов, позволяющих обеспечить потребности Церкви. Так в 989 году князь Владимир I ставит первый кирпичный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, в 995 году состоялось его открытие. Как пишут отечественные исследователи, с открытия данного храма было положено начало социально-христианского реформирования общества на основе канонов православия, любви к ближнему, жертвенности, милостыни. Именно с этого периода происходит оформление традиций «княжей милостыни», когда князья развозили «брашно» по «затворам», раздавали милостыню «с рук».
БРАШНО — снедь, съестные припасы (согласно договору 945 года, Б. — выдают отправляемым из Царьграда); Б. — мучное кушанье, борошно-ржаная мука, возможно именно эти съестные припасы развозили по улицам русские князья для раздачи убогим, «больным по затворам» (упоминается в летописях о деяниях кн. Владимира, кн. Андрея Георгиевича, внука Владимира Мономаха, и др.).
Традиции строительства церквей русскими князьями можно наблюдать и в последующие века. Так, князем Юрием Владимировичем Долгоруким между 1140 — 1157 годом были построены многие храмы, Спасский собор в Суздале, Спасский и Георгиевский во Владимире-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасский собор в Переславле-Залесском.
В 996 году Уставом Владимира законодательно определяются роль и место Церкви в системе общественных отношений. Определяется финансовый источник доходов Церкви, десятина. Десятина складывается из судебных доходов князя, десятой части пошлин, собираемых в казну князя, десятой части доходов князя от его домов, стад, земли. Практически русские князья не только легализировали, но и финансировали институты Церкви.
ДЕСЯТИНА — церковный налог, впервые установленный в конце X века великим князем Владимиром; сначала предназначался для киевской Десятинной церкви, затем принимает характер повсеместного налога. Взимался церковными организациями, за исключением монастырей. Во время татаро-монгольского нашествия десятина представляла собой взимающуюся дань.
Устав регламентирует дела, которые подлежали Церковному суду, а также институты помощи Церкви нуждающимся: больницы, гостиницы, странноприим-ницы; игумен, чернец, черница, вдовица, калика, сторонник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец. Обращает на себя внимание тот факт, что в Древней Руси (возможно, впервые) официально «институт вдов» на уровне княжеской власти узаконен Владимиром I, именно тогда вдовы попадают под защиту Церкви с рядом других категорий нуждающихся.
И после князя Владимира русские князья регламентировали жизнедеятельность Церкви, определяли ориентиры ее деятельности.
В начале XII века Устав князя Ярослава Владимировича в ст. 32 — 35 регулирует жизнедеятельность людей Церкви, предусматривает санкции за нарушение христианской морали — от епитимий и штрафов до принудительного заключения в монастыри. Нечто подобное мы видели в период правления Карла I, в период существования каролинговского попечения.
БОЛЬНИЦА — место в монастыре, особенно отдаленное для призрения и врачевания скорбных, не только тут живущих, но и странников; больная женщина.
ГОСТИНИЦА — постоялый двор.
СТРАННОПРИИМНИЦА — покой или дом, где принимаются странники.
ИГУМЕН — настоятель мужского монастыря, сан ниже архимандрита.
ЧЕРНЕЦ, ЧЕРНИЦА — монах, монахиня. Чернище — ребенок от чернеца, прижитое вне брака.
ЗАДУШНЫЙ ЧЕЛОВЕК — раб, освобожденный господином для спасения своей души. В церковных уставах кн. Владимир и Всеволод причисляются к церковным людям наряду с пономарем, вдовицей, каликой и другими.
ЕПИТИМЬЯ — духовное наказание с целью преодоления греховных привычек.
В начале XIII века в Уставе князя Всеволода Мстиславича расширяется круг «церковныхлюдей», которые подлежат патронированию церкви: игумен, игуменья, поп, дьяк и дети их, и «кто в клиросе», попадья, чернец, черница, проскурница, паломник, свечегас, сторонник, слепец, хромец, вдовица, пущеник, задушный человек, изгои (попов сын, грамоте необученный, выкупившийся холоп, купец разорившийся, «аще князь осиротеет»). В дальнейшем, когда оформляется отечественное церковное законодательство, роль светского законодательства снижается вплоть до времен Петра Великого.
Новый этап в институционализации Церкви наступает в период правления князя Ярослава Мудрого. Русские князья начинают строить монастыри и продолжают строить церкви. В 1037 году начато строительство в Киеве первого монастыря — Георгиевского. В 1077— 1093 годах князь Всеволод Ярославич строит в Киеве церковь Св. Михаила в Выдубицком монастыре, основывает женский Андреевский монастырь, в котором пострижется его дочь Анна. В 1125—1132 годах князь Мстислав Владимирович построил в Киеве церкви Св. Федора и Богородицы Пирогощей, основал Федоровский монастырь.
Однако в связи с тем, что первые священники, прибывшие на Русь, были греками, которые не знали традиций, обычаев, и даже языка, встала необходимость не только создавать центры христианства, монастыри, но и готовить отечественных проповедников. С этой целью в 1030 году князь Ярослав в Новгороде собирает детей знатных горожан с целью их дальнейшего обучения «книгам». Под книжным учением в XI веке понимали изучение Священного Писания, священных текстов, подобно тому как переводится Библия — книги. Именно с этой целью, в начале XI века Ярослав Мудрый при кафедральной церкви Святой Софии организует первую библиотеку.
Татищев, по неизвестным источникам, делает вывод, что в 1086 году при Андреевском женском монастыре, княжной Анной (Янкой) было устроено училище на 300 девиц, где их учили «писанию», пению и иным полезным ремеслам. Можно предполагать, что велась подготовка будущих славянских христианских проповедников для различных типов монастырей. Таким образом, появлялся слой населения, который должен был патронировать людей, которые входили в церковное ведение. Необходимость в этих людях была, как отмечают отечественные историки XIX века, в Новгороде в XII веке целые улицы населяли люди, состоявшие в ведомстве Церкви.
Власть не только организовывала обучение будущих священников, но достаточно жестко контролировала распространение христианской грамотности в самой среде священников. Известна грамота Всеволода Мстиславовича князя Новгородского, датируемая 1135 годом, когда сыновей священников «незнающих грамоте», причисляют к «изгоям».
В первой половине XII века зарождаются тенденции «адресной поддержки» монастырям со стороны русских князей, это касалось не только финансирования, но и строительства определенных «типов» монастырей. Так, в начале XII века князь Николай Давыдо-вич построил в Киеве больничный монастырь. Известна одна из первых грамот Великого князя Мстислава Владимировича и сына его Всеволода 1125— 1132 гг. о предоставлении Новгородскому Юрьеву монастырю прав на сбор виры, дани и продажи.
Особенно широко распространилась целевая финансовая поддержка монастырям в XV веке, когда наиболее активными формами явились отдача угодий, разрешение перехода тяглового населения под юрисдикцию монастырей.
Известна грамота рязанского Великого князя Иоанна Федоровича от 1430— 1456 гг. Солотчинскому монастырю «на село Филиповичи, с дозволения призывать в оное людей из княжения его и других, и освобождение их от дани и ям». В данной грамоте определен порядок перехода свободных людей под юрисдикцию монастыря, а также регламентируется освобождение от налогов на три года. В жалованной грамоте великого князя Иоанна Васильевича от 1479 г. Спасо-Евфимиеву монастырю разрешалось «перезы-
вать и селить людей в слободе за Нерлью с освобождением их от дани и пошлин на десять лет».
ДАНЬ — древняя форма налога, известная на Руси еще в IX веке. После свержения татаро-монгольского ига дань перешла в казну великого московского князя и превратилась в прямой налог. Постепенно термин «дань» заменяется термином «данные деньги».
ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ — государственная повинность тяглового населения русских городов, селений и деревень в X—XVIII веках по перевозке лиц, состоящих на государственной службе, грузов. В XVвеке тягловое население обязывалось поддерживать в порядке пути сообщения и ямы — почтовые станции, предоставлять определенное количество подвод, проводников, ямщиков, поставлять продовольствие.
«Милостыня с рук» как индивидуальная форма благотворительности русских князей в связи с принятием христианства, несмотря на то, что она укладывалась в языческие обряды, принимала новые формы помощи и поддержки.
Конечно же, еще существовали княжеские традиции «милостыни с рук», заложенные Владимиром I. Так из летописей мы узнаем, что в 1175 году умер князь Андрей Георгиевич, внук Владимира Мономаха. Как отмечает летопись, он основывал монастыри, раздавал милостыню, развозил «брашно», съестные припасы больным по «затворам». В более позднее время, русские князья расширяют географию личностной милостыни, посылая помощь братьям по вере на христианский Восток. В XIV веке с митрополитами милостыню передавали в 1371, 1376, 1398 гг. «Милостыня с рук» приобретает и другие формы: так, в 1479 г. в Москве освящен Калитинский храм. Великий Князь раздает милостыню на весь город, монастырям, священникам, инокам, нищим.
ЗАТВОР — темница, тюрьма; иногда так называлась пещера, где в уединении жили монахи-отшельники, «с целью христианского богомыслия».
Были и более древние традиции частной благотворительности, связанные с княжескими пирами. Однако в них принимают участие не только лица, которые там должны быть в соответствии с законами «отцов и дедов», но и новая клиентела, в соответствии с веяниями времени. В 1195 году Рюрик Ростиславович дает пир в честь Давыда Смоленского, на нем помимо знатных людей были «берендеи», «торки», а так же «чернецы» и «нищие». Данные факты встречаются и в более позднее время. В 1218 году великий князь Константин Всеволодович пировал с боярами, как отмечают летописи, он раздавал милостыни убогим.
Языческие сакральные традиции, связанные с рождением или похоронами, принимают новый вид. Так, в 1168 году князь Глеб Юрьевич по случаю рождения сына жертвует бедным двести гривен серебром. Князь Иван Данилович Калита в честь рождения сына в 1326 г. закладывает первую каменную церковь в Москве. А в 1129 году, когда скончался князь Константин Святославович, поминки продолжались три дня. В первый день — епископы, священники, черноризцы, второй день — нищие и убогие, третий — бояре и все остальные. Сама церемония поминок была осуществлена в соответствии с триадой, где подчеркивалось следование христианским традициям князя, что тот был «мнихолюбив», «нищелюбив», «страннолюбив», т. е. уделял внимание священникам, нищим, странным, всем остальным.
Особый вид помощи со стороны русских князей был связан с выкупом пленных из неволи. В Западной Европе этой деятельностью занимались монашеские ордены, однако на Руси это была прерогатива князя. Первые договоры о возвращении пленных существуют еще с 911 года, когда был подписан договор между Русью и Византией о возвращении соотечественников из плена, а также договор от 944 года о сыске и выкупе работающих пленных. Однако новое содержание эта деятельность получает в период нашествия татаро-монгол, когда пленных выкупали из неволи. Так, известно, что в 1247 году Александр Невский, отправляя своего брата Андрея Ярославича Суздальского в орду, посылает с ним «нарочитое количество серебра» для искупления из плена христиан.
Средневековый город на Руси отличался от средневекового города Запада. Во многом его жизнь, особенно в ранние эпохи, определялась жизнедеятельностью князя. Строительство города и восстановление его являлись особым видом княжеского попечения, которое мы встречаем в средневековой Руси.
Князь осуществлял не только строительство городов, на свои средства, но и осуществлял политику переселения. В 990 г. Владимир заложил Белгород, из княжеских доходов были определены средства и переселены из других городов люди. Такая деятельность была характерна и для других русских князей. В 1095 году был заложен князем Ярославом Святославовичем г. Переяславль-Рязанский. В 1157—1174 князь Андрей Юрьевич Боголюбский заложил г. Владимир-на-Клязьме,.построил в нем Успенский собор, достроен Спасский собор в г. Переяславле-Залесском, основаны монастыри. В 1176— 1212 гг. князь Всеволод Юрьевич, Большое Гнездо во Владимире-Залесском и Переяславле-Залесском построил детинцы, основал г. Городец на р. Волге. По его приказу построен Дмитровский собор во Владимире. В 1218—1238 князь Юрий Всеволодович основывает Нижний Новгород, позднее ставит Спасский собор, в Суздале строит каменную церковь Богородицы.
Роль князя в период пандемических ситуаций возрастала, особенно когда это было связано с пожарами. Так, в 1185 г. князь Всеволод Юрьевич восстанавливает Владимир после пожара. В период татаро-монгол, когда сжигание городов было достаточно частым явлением, именно князь руководил устранением последствий пожара. В 1238 г. князь Ярослав Всеволодович _7 начинает восстанавливать город Владимир, собирать и жителей. В 1252 г. Александр Невский, вступив на великокняжеский престол, восстанавливает Владимир, строит церкви, собирает разбежавшихся жителей.
В 1382 году Дмитрий Донской возвращается из Костромы в разоренную Москву, организовывает мероприятия по восстановлению города. «...И нача давати от погребения мертвых от сорока по полтине, и согтоша того: 300 рублев дано, и согтошо мертвых 20000 и 400».
Однако княжеское попечение не было системным, оно укладывалось в нормы традиционализма. В этой связи характерен тот факт, что в период массового голода, когда особенно была необходима помощь князя, мы не можем найти свидетельств его попечения о ближних. Это пространство помощи и поддержки позднее займут монастыри и различные слои горожан.
В период княжеского попечения в ситуации массового голода сложились механизмы самопомощи. Наиболее распространенная форма это «хождение» в земли за дешевым зерном, либо «призывание» из земель необходимых товаров. В 1024 году голод охватил город Суздаль, не получив поддержки от властей, жители отправляются в «болгары» за житом. Самопомощь жителей могла быть представлена и в других формах в пандемических ситуациях. Так, в 1128 году голод в Новгороде сопровождался «мором». Трупы лежали по улицам и площадям. Новгородцы привлекли «наймитов», чтобы вывозить мертвых из города. Мы можем констатировать, что это одно из ранних свидетельств, прообразов «санитарной полиции».