Русь на рубеже 11-12 веков. Княжеские междоусобицы. Владимир Мономах

Русь в 10-11 веках. Введение христианства на Руси.

На рубеже X-XI веков Русь была страной достаточно цивилизованной, с развитыми городами и государственными порядками. Однако в то время как в большинстве соседних государств уже утвердились мировые религии, на Руси еще сохранялись языческие верования. В 980 году Владимир Святославич решил установить единый для всех славянских племен культ. Из множества богов было отобрано несколько, которых объявили общими для всей Руси. Главным богом стал Перун – покровитель князя и дружины. В Киеве и Новгороде были поставлены священные идолы, перед которыми горели костры и прилюдно приносились жертвы. Однако древнее язычество не могло ответить на новые вопросы, которые ставила перед людьми жизнь. Владимир Святославич задумал избрать для Руси новую веру. Путешественники из восточных стран (булгары) предлагали ему принять ислам, купцы-евреи – обратиться к иудейской вере, а проповедники из Западной Европы – крестить Русь по обряду римской христианской церкви. Но Владимир остановил свой выбор на православном христианстве. Жителей Руси многое связывало с православной Византийской империей. Торгуя, воюя, заключая союзы с Византией, они привыкли заимствовать у нее многие порядки. На «греческого царя» (императора) равнялись русские князья, усиливая свою власть. Блистательный Царьград в глазах русской знати, горожан был столицей мира. Бабка Владимира княгиня Ольга в 957 году побывала в Константинополе, где ее принимал сам император. Там она по примеру многих правителей новых европейских государств отказалась от язычества и приняла крещение в Константинопольском храме Святой Софии. Однако византийские императоры рассматривали принятие каким-либо народом православия как подчинение Византии. Чтобы не допустить этого, в 988 году русское войско Владимира явилось в Крым и захватило греческий город Херсонес (Корсунь). По требованию Владимира в обмен на город византийцы были вынуждены прислать ему священников для крещения и сестру императора царевну Анну в жены. Она стала единственной супругой князя. Он отказался от многоженства, буйных пиров. По приказу великого князя языческих идолов уничтожили. Все люди в городах и селениях, повинуясь своему правителю, сходились к рекам, где их крестили греческие священники. На месте языческих святилищ стали строить христианские храмы. Византийские мастера обучали русских людей хитрому искусству каменной кладки, стенной росписи, мозаики. По законам христианской церкви, подкрепленным государственной силой, были запрещены кровавые жертвоприношения, многоженство. Все молодожены должны были венчаться в церкви, крестить детей. На Русь стали привозить христианские книги, переведенные в Болгарии на славянский язык и написанные на славянской азбуке – кириллице. Многие люди стали учиться читать и писать. Теперь русские князья могли на равных говорить с христианскими правителями Европы. Они стали направлять своих посланников в европейские столицы. 988 года государственной религией Руси стало православие. Оно оказало сильное влияние на развитие культуры, цивилизации в русских землях.

Русь на рубеже 11-12 веков. Княжеские междоусобицы. Владимир Мономах.

В период с кон. 10 до нач. 12 вв. включительно государство Русь (Русская земля) состояло из волостей, которыми управляли князья династии Рюриковичей. Распределение княжеских столов было прерогативой киевского князя– верховного правителя государства. Волости поначалу не закреплялись за определёнными князьями: каждый из них по воле главы государства, как правило, менял в течение жизни несколько столов. Наиболее важными центрами волостей были Новгород, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Полоцк, Туров, Ростов, Владимир-Волынский, Муром, Перемышль, а также Тмуторокань на Таманском полуострове (анклав русских владений вне восточнославянской территории). После смерти Владимира в 1015 разгорелась борьба за власть между его сыновьями. В ходе неё Святополк Владимирович организовал убийство своих братьев Бориса, Глеба и Святослава; двое первых позже стали первыми русскими святыми. В 1016 Святополк был разбит братом Ярославом Владимировичем, князем новгородским, и бежал в Польшу. В 1018 Болеслав выступил походом на Русь. Ярослав потерпел поражение, и Святополк вернулся на киевский стол. Однако новгородцы вновь оказали поддержку Ярославу, и Святополку пришлось вскоре опять бежать из Киева. В 1019 он подступил к столице с печенежским войском, но был разбит Ярославом, бежал на западные границы Руси и вскоре умер. В 1021 Ярослав воевал со своим племянником полоцким князем Брячиславом Изяславичем, претендовавшим на Новгород. В 1024 ему пришлось столкнуться ещё с одним своим братом–тмутороканским князем Мстиславом, занявшим Чернигов. После смерти Ярослава в 1054 некоторое время сохранялась политическая стабильность. Трое его старших сыновей – киевский князь Изяслав, черниговский Святослав и переяславский Всеволод– осуществляли управление государством под главенством Изяслава. В 1068 в поход на Русь двинулись половцы – кочевники, пришедшие из-за Волги и сменившие в причерноморских степях печенегов и торков. Ярославичи были разбиты ими в бою на р. Альта. Тогда в Киеве началось восстание горожан, недовольных князем Изяславом. Восставшие освободили Всеслава и провозгласили его киевским князем. Всеслав находился у власти семь месяцев, при этом Святослав и Всеволод Ярославичи признавали его верховенство. Весной 1069 Изяслав с помощью польских войск вернул себе киевский стол. Но союз трёх Ярославичей был уже подорван, и в 1073 Святослав и Всеволод изгнали Изяслава. Киевским князем стал Святослав Ярославич. После его смерти в 1076 престол занял Всеволод, но в следующем году он уступил его вернувшемуся из изгнания Изяславу. В кон. 60-х– нач. 70-х гг. 11 в. по Руси прошла серия народных восстаний под знаменем возвращения древней религии– язычества. Во главе их стояли языческие жрецы-волхвы. Решительные действия представителей государственной власти позволили справиться с этими выступлениями. В 1078 в политическую борьбу вступили представители поколения внуков Ярослава. Лишённые столов князья Олег Святославович и Борис Вячеславович в союзе с половцами овладели Черниговом. В бою близ города они были разбиты Изяславом и Всеволодом Ярославичами. В этом сражении погиб киевский князь Изяслав, и престол занял Всеволод. Киевское княжение Всеволода Ярославича (1078–93) было временем относительной политической стабильности во внутри - и внешнеполитической жизни Руси. После его смерти наступил период обострения усобиц и борьбы с половцами. В 1113 умер Святополк Изяславович и в Киеве вспыхнуло восстание против княжеской администрации. В этой ситуации киевская знать пригласила на княжение Владимира Мономаха. По его инициативе был создан новый свод законов – т.н. Пространная редакция Русской Правды. Мономаху в период его киевского княжения (1113–25) удавалось сохранять относительное единство государства и гасить сепаратистские устремления отдельных князей. Он успешно продолжал наступательную политику против половцев. В 1116 Владимир вёл войну на Дунае против Византии, имея цель посадить на императорский престол в Константинополе самозванца, выдававшего себя за сына императора Романа IV Диогена и ставшего зятем киевского князя. В 1125–32 киевским князем был старший сын Мономаха Мстислав Владимирович. Ему также удавалось удерживать политическое единство Руси.

Наши рекомендации