Формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Государственное регулирование - это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:
1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.;
2) прямое. Сюда относят регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:
1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;
2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;
3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;
4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;
5) социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.
К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:
1) установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;
2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством. В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.). Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле - это деятельность исполнительных органов власти.
Методы государственного регулирования делятся на:
1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;
2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;
3) морально-политические (убеждение, массовая информация).
Функции государственного управления:
1) прогнозирование. Прогноз бывает ежегодным, краткосрочным и долгосрочным, носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;
2) планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение) ;
3) подбор и расстановка кадров;
4) материально-техническое обеспечение;
5) финансирование;
6) информационное обеспечение;
7) оперативное управление собственностью;
8) нормативное регулирование;
9) учет и контроль.
Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:
1. Создание условий цивилизованного функционирования рынка:
· определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления
· создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров
· защита интересов и прав потребителей
· установление стандартов и мер
· предупреждение споров между предпринимателями
· Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса
2. Решение макроэкономических проблем:
· пропорциональность развития экономики
· темпы экономического роста
· объем национального производства
· внешнеэкономические связи страны
· уровень занятости и социальная защита населения
Контроль и последующее гос. регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный.
Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры.
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.
Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено:
· Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем
· Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности
· Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений
· Контролем за использованием общенациональных ресурсов
· Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения
Функции государственного управления:
· Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение
· Информационное обеспечение и конроль за выполнением нормативов и ограничений
· Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов
· Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
· Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массовой информации.
ЗАДАЧА 9
Комитет по управлению имуществом г. Комсомольска – на – Амуре объявил в печати конкурс по продаже магазина «Овощи». В условиях конкурса было указано, что продаваемое предприятие имеет кредиторскую задолженность в размере 1 млн. руб. Конкурс выиграло ООО «Дружба». После оформления договора купли-продажи выяснилось, что фактическая кредиторская задолженность предприятия составляет 4 млн. руб.
ООО «Дружба» обратилось в арбитражный суд с иском к комитету по управлению имуществом о внесении изменений в договор купли-продажи. Истец просил включить в договор пункт о том, что покупатель становится правопреемником прав и обязательств приобретаемого предприятия в соответствии с условиями конкурса. Арбитражный суд в иске отказал.
Обоснуйте решение арбитражного суда. Какие действия должно предпринять ООО «Дружба» в данной ситуации?
Решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 559 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (статья 132 Кодекса), за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.
В пункте 2 статьи 132 указано, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, права требования, долги, а также права на обозначения и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Внесение в договор условия, которое ограничивало бы правопреемство покупателя по обязательствам приобретенного предприятия объемом кредиторской задолженности, указанным в печатном сообщении об условиях конкурса по продаже магазина, не основано на приведенных выше положениях Кодекса.
В то же время покупатель в силу пункта 3 статьи 565 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать уменьшения покупной цены в случае передачи ему в составе предприятия долгов (обязательств) продавца, которые не были указаны в договоре продажи предприятия или передаточном акте, если продавец не докажет, что покупатель знал о таких долгах (обязательствах) во время заключения договора и передачи предприятия. Такие требования истцом не заявлялись и не были предметом судебного разбирательства.
Поэтому ООО «Дружба» может заново подать иск в суд, но с иным основанием, а именно: уменьшение покупной цены предприятия.