Понятие, формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности, являясь по своей сути публичной деятельностью, основывается на функцио­нальной заданности цели (например, реализация государственной экономи­ческой политики), средств ее достижения (наличие предусмотренных в нор­мах права приемов, способов воздействия на объект), форм, т.е. способов существования, выражения и преобразования (изменения или отмены) этих средств (все приемы и способы воздействия на объект имеют правовую фор­му таких актов, как целевая программа, разрешение, квота, лицензия), про­цесса ее осуществления (предусмотренные нормами права процедуры).

Государственная экономическая политика находит свое закрепление в таких актах, как ежегодные послания Президента Республики Беларусь Пар­ламенту, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Ос­новные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год.

Субъекты государственного регулирования предпринимательской дея­тельности реализуют функции государства по регулированию предпринима­тельской деятельности. Таковыми, в частности, являются:

защита экономического правопорядка;

распределение и перераспределение доходов между администра­тивно-территориальными единицами, отраслями и отдельными субъектами предпринимательской деятельности;

контроль за соблюдением норм права в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении;

создание конкурентной среды;

обеспечение нормальной занятости населения и т.п.

ответственности соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей.

Денежная политика — использует такие инструменты, как цены, нало­ги, валютное регулирование.

Антимонопольное регулирование — направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, созда­ния и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав по­требителей.

Способы государственного регулирования предпринимательской дея­тельности условно можно разделить на две группы:

административные — представляют собой приемы одно­стороннего воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на:

а) установление правил поведения общеобязательного или частного ха­рактера, т.е. определенного режима в сфере реализации исполнительной вла­сти;

б) предписание об обязательном совершении определенных дей­ствий;

в) утверждение конкретных (адресных) заданий;

г) разрешение определенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);

д) регистрацию определенных действий;

е) установление стандартов, квот и т.п.;

ж) ограничение определенных действий» и т.д.;

экономические — представляют собой приемы, реализуемые че­рез материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.) и направ­ленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования по­средством воздействия на его имущественные интересы.

Указанные способы взаимосвязаны и взаимозависимы, так как одно­временно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое содержание.

Источники правового регулирования хозяйственной деятель­ности

Поскольку основным источником права в Республике Беларусь являет­ся нормативный правовой акт, характеристику источников правового регули­рования предпринимательской деятельности целесообразно начать с анализа законодательства о предпринимательской деятельности, именуемого в юри­дической литературе в зависимости от принятой терминологии предприни­мательским или хозяйственным законодательством.

В основе всей национальной правовой систем лежит Конституция. Конституционная основа хозяйственной деятельности — это система консти­туционных норм, призванных обеспечивать равновесие между правом всех на свободное осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности и обязанностью государства в социальных целях регулировать эту деятельность в строго установленных пределах. В этой связи конститу­ционные нормы:

закрепляют предпосылки для реализации права на осуществление предпринимательской и иных видов экономической деятельности (единая денежная система, единая финансово-кредитная система, право частной соб­ственности и т.д.);

определяют условия осуществления предпринимательской дея­тельности (свобода осуществления, равенство субъектов предприниматель­ства независимо от формы собственности, государственное вмешательство в частные дела только в социальных целях и т.п.);

устанавливают гарантии прав и интересов предпринимателя (неприкосновенность собственности, возможность ее принудительного от­чуждения только при условии соблюдения специальных императивных норм, гарантия судебной защиты прав и интересов и т.д.).

Применительно к конституционной основе экономики Республики Бе­ларусь можно предложить систему общих конституционных принципов, ко­торые определяют характер правового регулирования хозяйственной (эконо­мической) деятельности и ее основного вида — предпринимательской дея­тельности.

Наши рекомендации