Формы, виды, методы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

под формами государственного регулирования пред­принимательской деятельностиследует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность

Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны за­нимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственно­го регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заклю­чающиеся в определении направлений и стратегии развития экономи­ки в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулиро-вания) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйствен­ной деятельности.

Экономической формой государственного регулирования предприни­мательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулиро­вание, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интере­сов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозиро­вание и программирование социально-экономического развития. Разумеет­ся, что налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. Кроме того, НК РФ например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вмес­те с тем главное предназначение названных форм регулирования пред­принимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия.

Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные фор­мы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, при­меняемые в пределах, установленных законами, компетентными государс­твенными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организацион­ным формам государственного регулирования предпринимательской де­ятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные пред­писания, применение нормативов и лимитов, установление квот.Государственный контроль за соблюдением законодательства субъек­тами предпринимательской деятельности — это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринима­тельской деятельности.

Государственная поддержка также является одной из форм государ­ственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в оп­ределенных сферах экономики. «Сюда от­носятся государственная поддержка субъектов малого предприниматель­ства... меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обес­печению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей».

Защита субъектов предпринимательской деятельности, как форма го­сударственного регулирования предпринимательской деятельности, ха­рактеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты де­лятся на судебные и внесудебные.

Поскольку, как уже отмечалось выше, формы государственного регу­лирования предпринимательской деятельности должны иметь норматив­ное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми фор­мами государственного регулирования предпринимательской деятельно­сти.

Методыгосударственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.

1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

- государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

- государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- налогообложение;

- лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

- выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.

2. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

- прогнозирование и планирование;

- предоставление налоговых льгот;

- льготное кредитование;

- государственный (муниципальный) заказ и др.

В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов в литературе различают следующие способы регулирования

Прямое регулирование осуществляется путем установления к предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в нормативных правовых актах и в виде предписаний, адресованных конкретным субъектам.

Косвенное регулирование заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы хозяйствующих субъектов. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций, а экономическими методами, стимулами. К ним, например, относятся финансовые формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (налоговые льготы, кредиты, субсидии, субвенции и т.д.).

Квазирегулирование предполагает оказание государством влияния на предпринимательский сектор с тем, чтобы он самостоятельно разрешал проблемы. Государственное регулирование здесь имеет опосредованный и не столь регламентированный характер, в силу чего государственное вмешательство приобретает небольшие размеры.

Саморегулирование представляет собой способ решения проблем рыночными механизмами при минимальном государственном вмешательстве.

Совместное регулирование предполагает совместное участие в регулировании самого государства в лице его органов и различных участников рынка. Контроль за действиями хозяйствующих субъектов осуществляется и государством и участниками рынка.

11.

11 Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков участвует или может участвовать в предпринимательских правоотношениях, граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления, учреждения и организации и т.д.

признаки:1) регистрация в установленном законом порядке;2) наличие имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;3) самостоятельная имущественная ответственность.

Виды субъектов предпринимательского права различают:

1) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица: а) индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ч I ст. 23 ГК РФ) ; б) коммерческая и некоммерческая организации (ст. 50 ГК РФ).

2) по признаку происхождения собственности:а) публичные, учрежденные государством, субъектами РФ,б) частные, учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права (ст. 212 ГК РФ);

3) по экономическим показателям:а) малые;б) средние;в) крупные,

4) по признаку основной деятельности в сферах:а) промышленности;б) сельского хозяйства;в) транспорта;г) торговли.

Иные субъекты предпринимательства:1) филиалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций,2) производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги, простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица).

Наши рекомендации