Понятие, формы, методы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это воздействие государства на предпринимательскую деятельность путём принятия и введения в действие нормативных актов, правовых актов индивидуального регулирования, организация контроля за соблюдением законодательства и применение мер стимулирования и ответственности к нарушителям установленных требований.

Задачами регулирования:

Основная задача – обеспечения сочетания публично-правовых интересов и частно-правовых интересов, дабы в должной степени реализовывалась государственная политика в соответствующей сфере.

На настоящий момент нет единства взглядов относительно перечня задач регулирования.

Непосредственные задачи государственного регулирования – это:

1) Во-первых, обеспечение государственных и общественных нужд (в социальной, экономической сферах…).

2) Обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.

3) Обеспечение свободы предпринимательской деятельности.

Формы государственного воздействия:

1. Во-первых, это государственное регулирование предпринимательской деятельности и контроль за ней.

2. Во-вторых, создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности.

3. В-третьих, это планирование.

В зависимости от степени государственного воздействия на общественные отношения можно выделить:

1) Максимальный,

2) Средний

3) и минимальный уровень такого воздействия.

К видам государственного воздействия на критерии «территория» можно отнести: государственное регулирование на территории всей РФ и на территории субъекта РФ, или группы субъектов.

Методы государственного регулирования.

Два основных методов государственного воздействия на экономику:

1. Иерархический (или административный).

2. Товарно-денежный (или экономический).

Различают воздействие прямое (директивное) и косвенное (экономическое).

Ни один из этих методов, способов не существует в чистом виде.

Основные направления директивного метода:

1) Установления требований к предпринимательской деятельности (лицензирование…).

2) Введение запретов на те или иные проявления в ходе ведения предпринимательской деятельности (запрет на монополистическую деятельность…).

3) Создание, реорганизация и прекращение унитарных предприятий.

С помощью экономических методов. В чистом виде их тоже нет.

Установление льгот налогообложения, установление стимулирующих мер при ведении той или иной деятельности

Средства, которыми располагают данные методы.

Основные средства государственного регулирования – правовые акты. В теории предпринимательской деятельности в основном рассматривается деление на два вида: нормативно-правовые акты и индивидуального регулирования.

С нормативно-правовыми актами всё понятно (иерархия – Конституция и т.д.).

Акты индивидуального регулирования – это акты позитивного регулирования. Принимаются при отсутствии правонарушения со стороны субъекта и определяют права и обязанности конкретного лица.

Выделяются подвиды индивидуальных актов:

1) Акты регистрации (субъекта предпринимательской деятельности, регистрации реорганизации и ликвидации…)

2) Акты разрешения. Традиционно к ним относят лицензии прежде всего.

3) Акты согласия на совершение хозяйствующим субъектам определённых действий. Согласие со стороны государственного органа. В частности, ФЗ «О защите конкуренции» предполагает согласии антимонопольной службы, когда происходят сделки, результатом которой являются слияние и поглощение.

В рамках этой группы существует ещё и обособленная подгруппа «актов директивного характера». Они носят директивный, властный характер, принимаются в отношении унитарных предприятий. Пример: акты планирования (собственник имущества, на основе имеющихся данных, определяет объём продукции, которые необходимо выпустить, источники финансирования, сроки…). Применяются в директивной форме. И второй вид – акты распоряжения (распоряжение о проведении аудиторской проверки в унитарном предприятии, утверждение сметы в отношении казённого предприятия).

Второй вид актов индивидуального регулирования – это акты реагирования на правонарушения.

Акт «предписание» об устранении нарушения, взыскание штрафа.

2. Государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности.

Государственное прогнозирование и планирование предпринимательской деятельности – это частный случай планирования, осуществляемый относительно экономики в целом.

Без планирования не обойтись никак, ведь необходимо ставить перед собой какие-то цели и идти к их достижению.

Раньше было директивное планирование, теперь переход к индикативному планированию (это планирование с установлением соответствующих индикаторов, определённых показателей – по срокам, по объёмам, по интенсивности, по территориям). И происходит отслеживание, как они достигаются.

Индикативное планирование – это процедуры координации экономических процессов при соблюдении равноправия государства и предпринимателей и согласовании интересов всех субъектов экономики.

Таковое планирование носит рекомендательный характер для всех субъектов, за исключением унитарных предприятий и государственных учреждений (у них директивное планирование).

Прогнозирование и программно-целевой метод планирования.

Программно-целевой метод планирования – это федеральные целевые программы.

Основной нормативный акт в этой сфере – это федеральный закон от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Устанавливает процедуры прежде всего государственного прогнозирования.

Государственное прогнозирование – это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития в Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Разработку государственных прогнозов обеспечивает Правительство РФ.

При этом государственные прогнозы разрабатываются в целом по РФ, по отраслям экономики и по регионам.

В зависимости от срока прогнозирования выделяют: прогнозы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

При прогнозировании учитываются различные факторы: динамика развития, демографическая ситуация, с учётом всех рисков… Так что несколько вариантов всегда разрабатываются.

Прогнозы на долгосрочную перспективу. Осуществляется на срок 10 (десять) лет.

В рамках данного прогноза разрабатывается концепция социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу.

В частности, данный вопрос регламентируется распоряжением Правительства от 17 ноября 2008 года «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Прогнозы на среднесрочную перспективу. Разрабатывается на период от трёх (3) до пяти (5) лет и ежегодно корректируются.

Данный вид прогноза является основой для разработки федеральных целевых программ. Это находит своё подтверждение и на уровне законов – статья 74 Бюджетного Кодекса РФ.

Прогнозы на краткосрочную перспективу. Они разрабатываются ежегодно с учётом действующих федеральных целевых программ.

Эти данные содержатся в ежегодных обращениях Президента к Правительству.

Это мы говорили о прогнозировании.

Федеральные целевые программы.

Основной нормативный акт – ФЗ от 13 декабря 1994 года «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Этот закон в основном содержит принципиальные положения, касающиеся разработки федеральных целевых программ.

Постановление Правительства от 26 июня 1995 года «О реализации ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»», в нём порядок разработки федеральных целевых программ определяется.

Федеральная целевая программа – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ.

По каждой целевой программе разрабатываются те мероприятия, которые должны быть осуществлены, указываются сроки их осуществления, кто осуществлять должен…

По каждой целевой программе разрабатывается паспорт.

Данные о федеральных целевых программах представляются в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета (проектом закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год).

Целевые программы могут разрабатываться не только на федеральном уровне, но и на ведомственном уровне.

Что касается тенденций в сфере прогнозирования и планирования.

Тенденция к переходу к индикативному от директивного планирования.

Тенденция к преимущественному использования прогнозов на среднесрочную перспективу, с соответствующей разработкой планов социально-экономического развития.

Связано это прежде всего с мобильностью экономики.

Директивное планирование – оно потихонечку уходит с макроуровня, однако оно применяется в отношении казённых предприятий.

В настоящее время действует Порядок планирования и финансирования деятельности казённых заводов, утверждён Постановлением Правительства от 6 октября 1994 года.

Уполномоченный орган исполнительной власти (к ведению которого отнесено то или иное казённое предприятие) на основе выявленной потребности в товарах и услугах, производимых для государственных нужд, утверждает и доводит до казённого предприятия обязательный для исполнения план-заказ.

В плане-заказе, в частности, устанавливаются следующие показатели: объём поставок товаров, фонд оплаты труда, лимит численности работников, объём средств, выделяемых из бюджета на финансирование данного производства.

Наши рекомендации