Направления реформирования пенсионных систем
В последние два десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой происходит реформирование пенсионных систем. Необходимость реформ вызвана устойчивой тенденцией роста доли населения пенсионного возраста и соответственно увеличения нагрузки на работающее население по содержанию нетрудоспособных. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой в середине 1990-х гг. коэффициент зависимости находился в пределах от 0,17 до 0,25, то есть на одного работающего приходилось четыре-пять пенсионеров. К 2005 г. это соотношение достигнет 1:2,5 в Западной Европе и 1: 3,5 в США. В 2020 г. значение коэффициента зависимости увеличится до 0,28-0,43, а в 2050 г. - до 0,38-0,60.
При использовании распределительных систем растут государственные расходы на пенсионное обеспечение. В настоящее время они составляют в странах с развитой рыночной экономикой в среднем 9% ВВП. Согласно прогнозам необходимые расходы на пенсионное обеспечение неработающих в первые десятилетия XXI в. могут достичь от 14 до 20% ВВП. Затраты на поддержание приемлемого уровня жизни пенсионеров становятся слишком большими для государства. Высокая нагрузка на экономику увеличивающихся государственных расходов на пенсионное обеспечение рассматривается в качестве фактора, ограничивающего экономический рост.
Государственным распределительным пенсионным системам присуща ориентация на сокращение различий в доходах пенсионеров по сравнению с различиями доходов работающих. Эта ориентация нередко оборачивается уравнительностью, стимулирует социальное иждивенчество и ослабляет склонность к сбережениям. Все это также оказывает сдерживающее влияние на экономический рост. Решение этих проблем во многих странах связывается с реформированием сложившихся пенсионных систем. В качестве магистрального направления реформ рассматривается достижение сбалансированного функционирования трех уровней пенсионных систем:
1) распределительной системы, предусматривающей обязательное участие всех работающих и предоставляющей пенсии нетрудоспособным престарелым лицам в размерах, достаточных для обеспечения определенного минимального уровня потребления;
2) накопительной системы, предусматривающей обязательное участие в ней всех работающих;
3) накопительной системы, участие в которой является добровольным для граждан.
Первый уровень – государственная распределительная система – легче всего решает задачу перераспределения доходов между разными поколениями и между представителями каждого поколения. Эта система обеспечивает некоторый минимальный уровень пенсий. Второй уровень – обязательная накопительная система – обеспечивает дополнительный доход пенсионерам, величина которого зависит от размеров их пенсионных взносов в период работы. Третий уровень – добровольная накопительная система предоставляет возможность желающим накопить еще большие средства для получения более высокой пенсии. Трехуровневая пенсионная система в целом более надежно страхует от многих рисков, с которыми сталкиваются пожилые люди, в особенности от рисков, связанных с неопределенностью будущей экономической ситуации и финансовых возможностей государства. Это достигается за счет диверсификации систем формирования пенсионных средств и управления их использованием (государственная и частная системы), диверсификации источников финансирования (оплата труда и доходы на капитал) и инвестиционных стратегий, используемых пенсионными фондами, организующими обязательные и добровольные накопительные системы.
В некоторых странах все эти три системы предполагается вычленить в рамках государственной пенсионной системы, управляться они будут государственными организациями. В других странах вторая и/или третья системы должны будут управляться частными пенсионными фондами или страховыми компаниями. В ряде стран с развитой рыночной экономикой реализуются меры по поэтапному сокращению масштабов государственной распределительной системы и перераспределению обязательных пенсионных взносов в пользу обязательной накопительной системы.
Особое внимание в мире привлекла радикальная пенсионная реформа, проведенная в начале 1980-х гг. в Чили. Реформа состояла в переходе от распределительной пенсионной системы к обязательной накопительной системе с фиксированными взносами. Новая система является обязательной для работников определенных отраслей и охватывает более половины общего числа занятых в экономике. Эта система является частной – ее субъектами выступают конкурирующие друг с другом частные пенсионные фонды. Государство жестко контролирует их деятельность, чтобы предотвратить возможность мошенничества или осуществления слишком рискованных инвестиций. Государство гарантирует участникам системы минимальную доходность на накапливаемые ими суммы взносов, а также выплату пенсий в некотором минимальном размере безотносительно к величине накопленной индивидуальной паушальной суммы, в том числе и в случае банкротства или ликвидации частного пенсионного фонда. За прошедшее время новая система продемонстрировала жизнеспособность и возможность приносить высокие доходы на аккумулируемые пенсионные активы. Она оказала позитивное влияние на развитие рынка капитала. Вместе с тем радикальная замена государственной пенсионной системы на частную, т.е. приватизация пенсионного обеспечения, оказалась возможной лишь в условиях диктаторского политического режима. Другие страны Латинской Америки – Аргентина, Боливия, Колумбия, Мексика, Перу приступили в 1990-х гг. к внедрению частных пенсионных систем, построенных по образцу чилийской. Но преобразования там были не столь радикальны: работникам предоставляется право выбора между старой, государственной и новой, приватизированной системами и даже право возвращения к старой системе. Масштабы охвата работающих новыми системами также гораздо скромнее.
Страны с переходной экономикой столкнулись с демографическими проблемами, подобными тем, что существуют в государствах с развитой рыночной экономикой. Рост числа лиц пенсионного возраста, приходящихся на занятых в экономике, усложняет выполнение государством гарантий пенсионного обеспечения. А высокие ставки пенсионных взносов к фонду оплаты труда в сочетании со слабостью государственного контроля за выполнением требований законодательства, регулирующего экономическую деятельность, влекут уклонение в значительных масштабах от уплаты пенсионных взносов, осуществление экономической деятельности в неформальном секторе и усиливают проблему недостаточности доходов государственных распределительных пенсионных систем для выплаты пенсий в социально приемлемых размерах. Поэтому страны с переходной экономикой начали подготовку и проведение реформы своих государственных распределительных пенсионных систем. В Венгрии с 1998 г. практически начато внедрение трехуровневой смешанной пенсионной системы. В Казахстане, Латвии, Польше, России курс на создание трехуровневых смешанных пенсионных систем рассматривается в качестве основного направления намечаемых реформ. В Венгрии, Польше, России, Румынии, Чехии возникли частные добровольные накопительные пенсионные системы. В Чехии в частных накопительных пенсионных системах уже участвует примерно 20% работников. В ходе реформ предполагается постепенно увеличить сроки выхода на пенсию и сблизить эти сроки для мужчин и женщин.