Направления реформирования

1. Структурно-организационные:

· управление качеством образования

· деверсификация

· система дополнительного образования

· профилизация

2. Содержательно-технологические:

ü активные методы

ü самостоят. работы

ü проблемность изложения

ü интенсификация

ü информатизация

ü акцент с обучающей на познавательную деятельность

3. Создание ресурсного обеспечения

• нормативно-правовое

• кадровое

• материально-техническое

• финансовое

Уровни образования:

· дошкольное

· общее базовое

· общее среднее

· профессионально-техническое

· средне-специальное

· высшее

· послевузовское

+ внешкольное

+повышение квалификации

и переподготовка

Учреждения образования:

• Дошкольные учреждения

• Учреждения обеспечивающие получение базового, среднего, высшего образования, повышение квалификации и переподготовку

• Внешкольные учреждения воспитания и обучения

• Социально-педагогические учреждения

• Специальные педагогические учреждения

• Научно-исследовательские учреждения

• Учреждения управления

Билет 19. Развитие личности, его движущие силы и закономерности.

Движущая сила – противоречие (конфликт между потребностями и возможностями):

Противоречия:

1. внутренние (между системами в рамках одной личности)

2. внешние (которые навязываются личности социумом)

3. универсальные (касаются всех людей)

4. индивидуальные (обуславливают развитие конкретного индивида)

Закономерности:

1. переход количества в качество

2. отрицание отрицания

3. гетерохронность (неравномерность): межличностная, внутриличностная

4. развитие идеи в деятельности и общении

5. развитие ускоряется при наличии перспектив и условий

Билет 20. Периодизация личностного развития в педагогике

Возраст Особенности Новобразования Кризисные моменты Рекомендации по взаимодействию
Преддошкольный (1-3) Эмоциональность, реакции, познавательный интерес, интерес к общению, выражает потребности Появление речи, прямохождение, манипулятивная и имитационная деятельность Кризис «самостоятельности», негативизм, упрямство, обесценивание Уделять больше внимания ребёнку, всегда с ним разговаривать, развитие мелкой маторики рук, организация безопасной среды
Дошкольный (3-6) Интенсивное физическое развитие, совершенствуется нервная система, творчество Становление произвольности мышления, абстрактно-логическое мышление, сюжетно-ролевая игра, чувство юмора, стыд Желание автономии, немотивированная жестокость, появляются различные страхи Играть с ребенком, вводить обязанности, не запрещать самовыражаться, не предъявлять высокие требования
Младший школьный (6-10) Физическое развитие, развитие психики, познавательной деятельности, нравственное воспитание Самоконтроль, целеполагание, возникновение мыслительных операций, комплекс полноценности/неполноценности Раздражительность, учитель выходит на 1ое место, повышенная ответственность, страхи Частая смена деятельности, внимание к физическому развитию, грамотно говорить с ребенком, развивать мыслительные процессы.
Подростковый (11-15) Развитие самосознания, самооценки, интерес к себе, стремление к независимости Самоопределение, самооценка, референтная группа Боязнь быть отвергнутым сверстниками, кризис идентичности, появление вредных привычек, самолюбие, обидчивость Не противопоставлять себя сверстникам, больше доверия
Ранняя юность (15-18) Завершение физического развития, становление самостоятельности, профессиональное самоопределение Выработка мировоззрения, характер, устойчивые черты, расцвет умственной деятельности, полоролевая идентичность Эмоциональные переживания, кризис самостоятельности, повышенной ответственности, чувство справедливости, профессиональное самоопределение Бережно относиться к интимным переживания, помощь в учебе

Юность (18-23), молодость (25-31), ранняя зрелость (31-41), зрелость (41-55), поздняя зрелость (55-65), пожилой возраст (65-75), старость (75-…)

Билет 21. Основные факторы развития и формирования личности.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. Существует несколько теорий о факторах развития личности:

1.Биологизаторская. Согласно этой теории, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

2.Социологизаторская. Личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

3.Биопсихосоциальная. С этой точки зрения, личность формируется под воздействием трёх факторов: окружающей среда, наследственности и воспитания. В идеале все должно быть сбалансировано.

Среда – совокупность жизненных условий, в которых человек проявляет свою индивидуальность.

Наши рекомендации