Методические разработки для практических, семинарских, лабораторных и студийных занятий
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Принципы бухгалтерского учета»
Настоящие методические рекомендации определяют требования и условия, предъявляемые при изучении дисциплины «Принципы бухгалтерского учета» как в аудитории так и самостоятельно условиях КСО.
При описании процесса используются следующие термины и определения:
СРО – самостоятельная работа обучающегося, совокупность всей самостоятельной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне ее, как в контакте с преподавателем, так и в его отсутствии.
СРСП – самостоятельная работа студентов в контакте с преподавателем называется самостоятельной работой под руководством преподавателя и указывается в расписании.
СРС – это самостоятельная работа студента вне аудитории и в отсутствии контакта с преподавателем.
По дисциплине Принципы бухгалтерского учета основными видами и элементами работы студентов являются:
- подготовка к лекциям;
- подготовка к практическим занятиям;
- подготовка к микроэкзаменам и контрольным работам, аттестации;
- подготовка к индивидуальной сдаче выполненных практических и семинарских заданий;
- написание рефератов.
Подготовку к лекциям студент начинает после прочтения первой лекции по курсу. Этот вид работы по времени занимает небольшой удельный вес, но является очень важным. Роль этой работы сводится к выяснению той части программного материала, которая осталась непонятой и не изученной студентом. Поэтому при подготовке к следующей лекции студенту требуется изучить изложение основного материала программы, которую выдают студентам, какие вопросы были освещены в предыдущей лекции и которые предстоит изучить на следующих занятиях. Это можно сделать также при помощи плана изложения материала отдельных тем, который предлагает преподаватель на первом занятии.
В последующем студент должен продолжить работу над изучением материала, изложенного на лекции. Это можно осуществить посредством изучения материала лекции, материала в учебниках и учебных пособиях, нормативных и законодательных актах, конспектирования первоисточников, которыми могут служить, например, законодательные материалы, стандарты бухгалтерского учета, методические указания и др.
Изучение материала, изложенного в тексте лекций, преследует две цели:
Ø выделить те места в лекции, которые составляют ее основу или носят практический характер;
Ø уяснить место данной лекции в составе курса, связь с другими темами.
Текст лекции для лучшего запоминания надо подразделить на отдельные вопросы, выделить в них главные моменты. Для ускорения проработки материала в последующем, например, при подготовке к практическим занятиям, контрольным работам микроэкзаменам и экзаменам, в тексте следует выделить разными пометками или подчеркиванием разноцветными чернилами основные формулировки, выводы, практические предложения, корреспонденцию счетов.
Здесь рекомендуется отметить определение особенности оформления конспекта лекций, в котором желательно оставлять свободное место для последующих пометок и дополнений, которые могут возникнуть при проработке учебников и учебных пособий, инструктивных и других указаний. Эти работы необходимо завершить к началу следующей лекции.
Для более детального изучения отдельных моментов преподаватель может потребовать конспектирование первоисточников. Поэтому у студента должна быть отдельная тетрадь, которая остается у него после сдачи экзаменов и которой он может пользоваться в практической работе. Например, при изучении темы "Внеоборотные активы: учет, износ и амортизация" желательно, чтобы студенты законспектировали МСФО (IAS) 16 «Недвижимость, здания и оборудование». Конспектирование первоисточников следует начинать после лекции только по указанию преподавателя и заканчивать до начала практических или семинарских занятий по этой теме.
Задачей практических занятий по принципам бухгалтерского учета является овладение студентами порядка составления первичных документов, последующая их обработка, методикой и техникой заполнения регистров бухгалтерского учета и сверка их между собой. Кроме того, студенты должны изучить и научиться пользоваться действующими инструктивными указаниями по всем разделам бухгалтерского учета.
Широкие цели проведения практических занятий по принципам бухгалтерского учета ставят перед студентами повышенные требования к самостоятельной работе по подготовке к ним. Она начинается с предварительного ознакомления студента с целью задания, которая помещена на впереди каждого из них, а также с тем, что требуется выполнить на практических занятиях.
Подготовка к практическим занятиям может условно подразделяться на два этапа: непосредственная подготовка к выполнению определенного задания и самостоятельное окончание тех работ, которые студенты не успели закончить в аудитории.
На первом этапе студенты должны изучить действующие нормативные материалы по определенному разделу/теме/ курса. Большую помощь здесь могут оказать контрольные вопросы, помещенные в конце каждого задания. При подготовке к практическим и семинарским занятиям следует дополнительно проработать конспект лекций, учебники и учебные пособия, законодательные документы, а также конспекты первоисточников. Особое внимание при подготовке к практическим занятиям должно обращаться на методику расчетов, например, амортизационных отчислений, калькуляции себестоимости продукции, расчетов начисления заработной платы. Изучая порядок составления расчетов, студент должен мысленно представить исходные величины, необходимые при этом, откуда /из каких документов и регистров/ они могут быть получены, а также сумму расчетов.
Выполнение большинства практических заданий начинается с уяснения методики заполнения первичных документов, которые используются для сбора и обработки учетной информации. К началу занятий студенты должны знать основные стадии обработки учетной информации хозяйствующих субъектов, время его составления, какую операцию он оформляет, основные реквизиты, круг, лиц, которые участвуют в составлении и подписи документа, порядок представления и обработки. Много сложности у студентов вызывает уяснение порядка ведения аналитического учета по каждому участку учета. Сложность этого материала состоит в том, что в хозяйствующие субъекты в настоящие время используют МСФО или НСФО. Студент, подготавливая себя к будущей практической работе, должен уяснить какие стандарты необходимо использовать в работе. Изучение этой части материала должно происходить на основании конспекта лекций, рекомендуемой, преподавателям литературы, учебников и учетных пособий и самих СБУ. Ознакомление с СБУ обычно начинается на лекции и продолжается при подготовке к практическим и семинарским занятиям. Изучение СБУ производится под руководством преподавателя. При выполнении домашнего задания студент еще раз должен уяснить суть и принципы учета, обоснованность выбора вариантов учета, которые предлагает СБУ. Студент, готовя себя к практической работе, должен научиться также аккуратно, без помарок и подчисток делать записи в соответствии со сложившимися в бухгалтерском учете требованиями, правильно подсчитывать обороты и остатки по счетам.
Особо важную роль во всей подготовке специалистов по бухгалтерскому учету играет изучение корреспонденции счетов при отражении хозяйственных операций. Для запоминания взаимосвязи счетов необходимо:
- уяснить суть хозяйственной операции, /какие изменения произошли в составе активов, собственном капитале и обязательствах;
- установить, какие счета затронуты при отражении данной хозяйственной операции;
- что из себя представляют эти счета, /являются они активными или пассивными/.
Только после этого, как даны ответы на перечисленные вопросы, может быть составлена корреспонденция счетов.
Обычно практические занятия не могут быть полностью закончены в аудитории, и преподаватель задает студентам задание на дом. В большинстве случаев студент продолжает выполнять работу, начатую на практическом занятии. Например, в аудитории были сделаны записи только по одному аналитическому счету, а по другим студент осуществляет самостоятельно. Перед началом работы он полностью разбирается в порядке регистрации записей вместе с преподавателем, устанавливает последовательность записей, и т. п., а затем приступает к выполнению оставшейся работы.
Когда студент впервые сталкивается с той или иной работой, домашнее задание может носить специфической характер. В этом случае преподаватель дает соответствующие объяснения, при получении которых студент должен быть особенно внимательным. Он уясняет объем, цель и последовательность выполнения домашнего задания, взаимосвязь первичных и сводных документов или регистров, характер хозяйственных операций. При уточнении возникших при этом вопросов следует обратиться к конспекту лекций или первоисточников, к разъяснению отдельных положений, имеющихся в сборнике задач. В необходимых случаях надо обратиться к преподавателю за консультацией. Если при выполнении домашних заданий у студента не возникает неясных вопросов, он может на консультации не ходить, но если консультации носят целевой характер, то студенты обязаны ходить на консультации. Контрольные работы преследует цель проверки уровня знаний студентов по одной или нескольким темам. Обычно они проводятся после изучения этих тем или во время очередной аттестации. Выполняя контрольную работу, студент отвечает письменно на поставленные перед ним вопросы или решал тесты. Письменные контрольные работы состоят из вопросов, касающихся положений по организации бухгалтерского учета по отдельным участкам, документального
отражения хозяйственных операций и корреспонденции счетов.
Так как контрольные работы проводятся обычно после прочтения лекций, то студент при подготовке к контрольной работе должен повторить конспекты лекций, первоисточников, в учебниках и учебных пособиях.
При сдаче практических заданий или рефератов студент должен полностью закончить выполнение этой работы.
Законченным считается задание, в котором имеются все требуемые первичные документы, учетные, учетные регистры, расчеты и т.д. Некачественно выполненные работы преподаватель может возвратить на доработку, поэтому студент должен стараться выполнить практическое задание или реферат чисто, грамотно в полном соответствии с требованиями бухгалтерского учета.
Реферат – одна из форм самостоятельной работы обучающегося. Тематику реферата студент определяет самостоятельно, руководствуясь предполагаемой тематикой по каждой дисциплине. Заинтересовавшая тематика может определить тему дальнейшего научного исследования.
В реферате должны быть освещены следующие ключевые моменты:
актуальность темы (формулировка основной цели исследования);
подходы и методы, с помощью которых предполагается решение научной задачи; ожидаемые результаты и их потенциальная востребованность.
В первой части вступительного реферата необходимо раскрыть актуальность выбранной темы исследования и дать аргументированные ответы на следующие вопросы:
Почему Вы заинтересовались данным научным направлением?
Что было сделано до Вас и что осталось без должного внимания научной общественности?
Что привлекло Вас в выбранной теме исследования?
Почему Вы считаете, что решение существующих научных задач по данной теме должно принести значимые теоретические и практические результаты?
Обоснуйте, решались ли выбранные Вами задачи ранее. Если решались, то, кем и какими научными школами, какие результаты были получены. Постарайтесь ответить на вопрос: почему Вы считаете, что остались «белые пятна» и как их устранить.
Заканчивается первая часть формулировкой цели исследования.
Во второй части реферата студент должен изложить возможные варианты декомпозиции цели исследования на конкретные задачи, сделать обзор подходов к их решению и обосновать наиболее подходящие из них.
В заключительной части реферата необходимо обозначить ожидаемые результаты и их практическое использование, а так же предполагаемую экономическую или иную эффективность.
Помимо обязательного раздела «Актуальность темы», реферат должен содержать список использованной литературы. В обязательном порядке список использованной литературы должен включать монографии и научные статьи последних 2-3 лет. Весьма полезным для обучающегося будет знакомство с электронным каталогом литературы различных вузов.
По предоставленному реферату можно сделать выводы о том, насколько хорошо обучающийся ориентируется в выбранной проблематике, знает ведущие научные школы.
Объем реферата может варьироваться от 10 до 15 стр.
Список использованной литературы должен составлять 10 работ, из них – не менее 5 работ – за последние 2-3 года. Жестких требований к форме изложения материала не предъявляется. Самостоятельная работа обучающегося (СРО) является важным фактором интегральной оценки качества учебного процесса, влияющим на глубину и прочность приобретенных знаний и умений, способствующим выработке у студентов способности к самообразованию и саморазвитию, потребности творческого овладения знаниями в своей практической деятельности. В ходе самостоятельной работы студент выступает как активный участник учебного процесса и приобретает навыки свободного критического мышления, умения аргументировать свою позицию, инициативность.
Самостоятельна работа студента (СРС) – это особый вид учебной деятельности обучающегося, направленный на самостоятельное выполнение дидактической задачи, формирование логического мышления, интереса к познавательной деятельности и пополнение знаний в определенной отрасли науки. Самостоятельная работа обучающегося регламентируется рабочими учебными планами, рабочими учебными программами, планами работы деканатов и осуществляются в соответствии с действующим в институте Положением.
Самостоятельная работа студентов – это работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, отчетов.
Элементами технологии организации самостоятельной работы студентов являются: планирование СРС, методическое обеспечение, оценка и контроль выполнения, анализ и совершенствование.
Подготовка высококвалифицированных специалистов неразрывно связана с совершенствованием обучения и воспитания. И здесь важное место занимает организация самостоятельной работы студентов, являющаяся важнейшим элементом их познавательной деятельности, ибо в современных условиях преподаватель не может и не должен быть единственным источником учебной информации для студентов. Ими также являются окружающая действительность. Нормативные и законодательные документы, специальная и периодическая литература, средства массовой информации. Задача преподавателя помочь студенту получить знания из всех доступных источников, научить его творчески выбирать и логически упорядочивать полезную информацию, распознавать рациональное, перспективное в новом и развивать его. Цель самостоятельной работы студентов состоит в том, чтобы способствовать развитию их познавательной деятельности и на этой основе обеспечить высокое качество подготовки специалистов.
Под самостоятельной работы студентов следует понимать ту работу, которую он выполняет своими силами, вне аудиторных занятий. Ее качество и цель будут наиболее эффективными при наличии четко выработанных направлений, форм и методов.
Самостоятельная работа студентов осуществляется в институте, дома, в библиотеке, на учебной и производственной практике.