Внебюджетные фонды, их сущность и назначение. Классификация внебюджетных фондов
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Внебюджетные фонды, их сущность и назначение. Классификация внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды –это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых федеральными, региональными органами власти для финансирования не включенных в бюджет некоторых жизненно важных потребностей общества экономического и социального характера, в частности:
- создание системы государственного пенсионного обеспечения;
- создание системы государственного медицинского и социального страхования;
- решение экологических проблем;
- содействие развитию производственных инноваций в разных отраслях экономики.
В Бюджетном кодексе РФ нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначение государственных внебюджетных фондов. В соответствии с ст.144 Бюджетного кодекса «в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются:
1) бюджет Пенсионного фонда РФ;
2) бюджет Фонда социального страхования РФ;
3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования».
Внебюджетные фонды (ВФ) имеют рядособенностей:
- имеют строго целевую направленность;
- формируются преимущественно за счет специальных отчислений юридических и физических лиц;
- денежные ресурсы фондов находятся в собственности государства, не входят в состав бюджетов различных уровней, не подлежат изъятию на какие-либо другие цели, не предусмотренные законом;
- расходование средств фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ (исполнительных органов власти субъектов РФ) или специально уполномоченного органа – правления фонда.
Увеличение количества ВФ является характерной особенностью экономики развитых стран. Это объясняется возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, в вопросах выравнивания уровня жизни населения различных регионов. Наиболее развиты как за рубежом, так и в России внебюджетные социальные фонды.
Доходы и расходы ВФ образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство РФ.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ по представлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ и утверждаются в форме законов субъектов РФ не позднее принятия законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ.
Порядок рассмотрения проектов законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливается законами соответствующих субъектов РФ.
Источниками формирования бюджетов ВФ являются:
- специальные налоги и сборы;
- ассигнования из федерального, региональных бюджетов в виде субсидий и субвенций;
- доходы, полученные за счет капитализации временно свободных средств (покупка ценных бумаг, инвестиции);
- добровольные поступления.
Исполнениебюджетов государственных ВФ осуществляется Федеральным казначейством РФ.
Контроль за исполнениембюджетов государственных ВФ осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.
ВФ являются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кредитными учреждениями, и зачастую выступают в качестве крупных инвесторов, прежде всего, на рынке государственных ценных бумаг.
Во многих странах положительное сальдо бюджетов внебюджетных фондов используется на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.
ВФ различают по правовому положению и целевой направленности расходования средств.
1) по правовому положению ВФ делятся на:
- государственные;
- местные;
2) по целевой направленности расходования средств ВФ делятся на:
- фонды социального назначения (ПФ, ФСС, ФОМС),
- экономические фонды.
КВФ экономического назначениямогут бытьотнесены региональные и местные ВФ развития жилищного строительства,формирующиеся за счет:
- добровольных взносов предприятий, граждан, иностранных физических и юридических лиц;
- целевых кредитов;
- дивидендов по операциям с ценными бумагами;
- платы за услуги, оказываемые службами фонда.
ВФ производственных инноваций: источники формирования – определенный, ежегодно устанавливаемый процент от государственных централизованных капиталовложений, а также добровольные отчисления от чистой прибыли предприятий.
Государственные социальные ВФ –это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей юридических и физических лиц и предназначенных для реализации конституционных прав граждан:
- на пенсионное обеспечение;
- социальное страхование;
- охрану здоровья и медицинскую помощь.
Социальные внебюджетные фонды – самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Однако их самостоятельность отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных и частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют мобилизацию и использование средств фондов, но в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменении структуры и уровня социальных выплат.
9.2. Пенсионный фонд РФ: особенности формирования бюджета и направления использования
Крупнейший из внебюджетных социальных фондов, введен в действие с 1.01.1992г. Бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФ) – второй по величине после федерального бюджета.
Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства ПФ не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ПФ и отчет об его исполнении утверждается федеральным законом.
Основные задачи ПФ:
1. Выплаты в соответствии с действующим законодательством пенсий в виде трудовых, военных и социальных, а также пенсий по инвалидности (на основе солидарной ответственности поколений).
2. Аккумуляция страховых взносов и финансирование соответствующих расходов по страховой части пенсии.
3. Капитализация средств и привлечение добровольных взносов.
4. Ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФ.
Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет следующих доходов:
1) налоговые доходы - распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов;
2) неналоговые доходы:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
- недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ;
- доходы от размещения средств Пенсионного фонда РФ;
- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
- безвозмездные поступления:
- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду РФ;
- безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;
- прочие поступления
С 2011г. страховые взносы, перечисляемые работодателями в Пенсионный фонд РФ, осуществляются по ставке 26%, в т.ч. 20% на финансирование страховой части и 6% - накопительной части.