Государственные внебюджетные фонды, их эволюция и место в финансовой системе РФ. Классификация внебюджетных фондов.

Важным звеном финн-ой системы явл-ся внебюджетные фонды гос-ва.

Внебюджетный фонд (вбф) – представляет собой фонд ден-х ср-в, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении гос-ых, регион-ых и местных органов самоупр-я и имеющий целевое назначение. Порядок их образ-я и использ-я регламентируется финансовым правом.

Вбф – один из методов перераспределения НД органами власти в пользу определенных соц-ых групп населения. Они явл-ся материально-вещественным воплощением фин-ых отн-ий, которые складываются у гос-ва, его федер-ых и регион-ых органов, а также органов местного самоупр-ия с юр. и физ. лицами по поводу обеспечения соц-ой, эк-ой, экол-ой и др. видов защиты общ-ва в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-эк-ой среды обитания.

Вбф решают две важные задачи:

• обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

• расширение социальных услуг населению.

Эволюция. Первоначально вбф появились в виде спец-ых фондов или особых счетов задолго до возник-ия б-та. Гос-ая власть с расширением своей деят-ти нуждалась во все новых расх-х, требовавших ср-в для их покрытия. Эти ср-ва концентрировались в особых фондах, предназначенных для спец-ых целей. Такие фонды носили, как правило, временный хар-р. С выполнением гос-ом намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим кол-во фондов постоянно менялось.

С укреплением централизованного гос-ва начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов и был создан гос-ый б-т.

В совр. усл-х наряду с гос-ым б-том вновь повышается значение внебюджетных фондов.

Организационно-структурные изм-я в РФ, выразившиеся в создании в начале 90-х годов гос-ых соц-х вбф, неразрывно связаны с дальнейшими преобразованиями в этой области и, прежде всего, с созданием законодат-ва об обязательном соц. страх-и, учитывающего произошедшие радикальные преобразования в нашем общ-ве.

На основе Закона РСФСР Об основах б-тного устройства и бюджетного процесса в РСФСР от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могли образовывать целевые вбф, обладающие правом самостоятельного юр. лица и независимые от б-тов соответствующих органов власти.

В настоящее время гос-ые внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деят-ть, указываются источники форм-я, определяются порядок и направленность использ-я ден-х ср-в.

Место в фин. системе. Вбф, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

• учреждаются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

• ден-ые ср-ва фондов используются для финансирования гос-х расх-ов, не включенных в б-т;

• ден-ые ср-ва формируются в основном за счет обязательных отчислений юр. и физ. лиц;

• страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы страховых взносов устанавливаются гос-ом и явл-ся обязательными;

• на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов (налогов) в фонды, распространено большинство норм и положений НК РФ;

• ден-ые рес-ы фондов находятся в гос. собст-ти, они не входят в состав б-тов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

• расходование ср-в из фондов осущ-ся по распоряжению Прав-ва или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);

• явл-ся юр. лицами, освобождены от уплаты налогов и других обяз-х платежей.

За счет средств внебюджетных фондов обычно финансируются мероприятия по обязательному социальному страхованию в отношении работающих граждан, а за счет средств бюджета – неработающих.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

• влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования;

• обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет штрафов за загрязнение окружающей среды;

• оказывать социальные услуги населению за счет выплаты социальных пособий, пенсий;

Классификация. В зависимости от целевого назначения они делятся на : на эк-ие, соц-е, научно-технические, внешнеэк-ие, экол-ие, культурно-просветительные и др.

В соотв-ии с уровнем упр-я – на гос-ые и региональные.

В зав-ти от периода функц-ия - бессрочного, кр/ср-го и д/ср-го действия.

Наши рекомендации