Внебюджетные фонды. характеристика действующих в рф социальных внебюджетных фондов
В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.
Внебюджетные фонды — это совокупность финансовых ресурсов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.
Все ВФ делятся по признакам:
- по целевому назначению: социальные, экономические;
- по способу образования: консолидированные в бюджете, самостоятельные;
- по уровню управления: федеральные, региональные, местные.
В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на централизованные и децентрализованные.
1. Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
К централизованным также относятся Федеральный фонд поддержки малого предпринимательств и Федеральный фонд социальной поддержки населения и др.
Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.
2. Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:
1) по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;
2) для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, Фонд конверсии и др.)
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти;
2) добровольные взносы юридических и физических лиц;
3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами юридическими лицами;
4) другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами (займы, полученные фондами в учреждения кредитной системы, средства полученные в результате капитализации временно свободных ресурсов на финансовом рынке).
Средства государственных и территориальных (региональных и местных) внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности.
Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении федерального бюджета. Государственными внебюджетными фондами РФ являются :
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд социального страхования РФ;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- Государственный фонд занятости населения РФ;
Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет следующих источников: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; займы, полученные фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
Ранее, до принятия Бюджетного кодекса РФ, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом финансовой системы. С принятием Бюджетного Кодекса РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российский Федерации.
Пенсионный фонд - представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Его задача - обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого фонд организует работу по сбору страховых взносов, осуществляет капитализацию своих средств, финансирует выплаты нетрудоспособному населению в виде трудовых, военных, социальных пенсий по инвалидности, пособия по уходу за ребенком.
Фонд учрежден при Правительстве РФ. Основные задачи - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности, рождении ребенка, на погребение, лечение, оплату путевок, участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования, организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - находится в гос. собственности и его средства являются целевыми. Его задачи - обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования , участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области ОМС, разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС.
Направления расходования средств внебюджетных фондов: расходование средств ГВФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующими их деятельность, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов федерации:
- Пенсионный фонд
- выплата государственных .пенсий (выслуга лет, военным)
- выплата пособий по уходу за ребенком старше 1,5 лет
- оказание органами социальной защиты помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- финансирование и материальное обеспечение фонда
- Фонд социального страхования
1. выплата пособий по временной нетрудоспособности;
2. выплата пособий по беременности, родам, рождению ребенка;
3. выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет;
4. социальные пособия на погребение;
5. частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторев;
6. частичная оплата путевок;
7. частичное содержание ДЮСШ;
8. проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования;
9. обеспечение текущей деятельности
- Фонд обязательного социального страхования
1. целевые программы;
2. проффессиональная подготовка кадров;
3. научные исследования
4. развитие МТБ медицинских учреждений;
5. финансирование мед.учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий;
6. страховые выплаты по медицинским полисам
Контроль деятельности всех фондов возложен на Счетную палату.
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РФ
Пенсионное обеспечение – представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, за выслугу лет, пенсий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.
Пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений – работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Под воздействием демографического фактора (постарения населения) и других факторов (производственных и т.д.) нагрузка на работающих возрастает.
Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев, - от назначения до выплаты пенсий:
- пенсионный фонд РФ;
- региональные отделения пенсионного фонда РФ;
- банк;
- управление социальной защиты населения субъекта РФ;
- районный орган защиты;
- почта (сбербанк);
- пенсионер.
Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты населения, а финансирование выплат пенсий возложено на органы пенсионного фонда РФ.
Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.
К функциямПенсионного фонда РФ относятся:
- аккумуляция страховых взносов;
- финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде;
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
- контроль за своевременным и полным поступлением у страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;
- организация и ведение индивидуального — персонифицированного учета застрахованных лиц;
- участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.
Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:
- страховых взносов работодателей;
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
- страховых взносов других категорий работающих граждан;
- ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
- средств, возмещаемых Пенсионному фонду РФ Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
- добровольных взносов физических и юридических лиц;
- доходов от капитализации средств фонда;
- других поступлений.
Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:
- выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
- финансирование других статей в соответствии с законом.
Плательщикамистраховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются:
1) работодатели — юридические лица, в том числе иностранные, их обособленные подразделения (тариф страховых взносов — 26%, для организаций, производящих сельхозпродукцию, — 20,6% выплат в денежной и натуральной формах, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования);
2) международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ в отношении граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение (тариф 26%);
3) граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и народными художественными промыслами (тариф 20,6%);
4) крестьянские, фермерские хозяйства (тариф 20,6%);
5) граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору (тариф 26%);
6) граждане, работающие по трудовым договорам, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам (тариф 1%).
Предусматриваются следующие виды песий обусловленные законом:
1. трудовые пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:
- базовой части;
- страховой части;
- накопительная части.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из частей:
- базовой части;
- страховой части.
Базовая часть финансируется за счет части сумм ЕСН и подлежит перечислению в ФБ. Страховая и накопительная части финансируются за счет страховых взносов.
- Социальные пенсии
- Государственные пенсии
Финансирование этих видов пенсионного обеспечения производится из разных источников, которые закреплены соответствующими законодательными актами.
Финансирование государственных пенсий производится за счет средств федерального бюджета, которые перечисляются в Пенсионный фонд, или ставятся к возмещению фондом.
Другая категория пенсий, которая финансируется за счет фонда – это социальные пенсии. Этот вид обеспечения финансируется за счет средств Фонда Социального страхования и Фонда занятости населения. Эти средства, как и средства по государственным пенсиям, перечисляются в пенсионный фонд целевым методом.
Длительное время в РФ действовала распределительная система пенсионного обеспечения, ставшая неэффективной в условиях сложившейся демографической обстановки: рост числа пенсионеров и снижение числа работающих.
С 01.01.02 начала действовать смешанная система пенсионного обеспечения, переход к накопительной пенсионной система повысит уровень защищенности нассления.