Внебюджетные фонды. характеристика действующих в рф социальных внебюджетных фондов

В ходе развития современной цивилизации общество при­шло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления.

Внебюджетные фонды — это совокупность финансовых ресур­сов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

Все ВФ делятся по признакам:

- по целевому назначению: социальные, экономические;

- по способу образования: консолидированные в бюджете, самостоятельные;

- по уровню управления: федеральные, региональные, местные.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяют­ся на централизованные и децентрализованные.

1. Централизованные (государственные) внебюджетные фон­ды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизован­ных (государственных) внебюджетных фондов входят:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

К централизованным также относятся Федеральный фонд под­держки малого предпринимательств и Федеральный фонд социаль­ной поддержки населения и др.

Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, бо­лезни, неблагоприятного социального и экономического поло­жения некоторых групп населения.

2. Децентрализованные внебюджетные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К ним относятся внебюджетные фонды, созда­ваемые:

1) по решению региональных и муниципальных органов вла­сти для решения региональных и местных задач;

2) для решения отраслевых задач (фонды научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских разработок, Фонд конвер­сии и др.)

Источниками формирова­ния внебюджетных фондов являются:

1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решения­ми местных органов власти;

2) добровольные взносы юридиче­ских и физических лиц;

3) прибыль от коммерческой деятельно­сти, осуществляемой фондами юридическими лицами;

4) дру­гие доходы, предусмотренные соответствующими законодатель­ными актами (займы, полученные фондами в учреждения кредитной системы, средства полученные в результате капитализации временно свободных ресурсов на финансовом рынке).

Средства государственных и территориальных (региональ­ных и местных) внебюджетных фондов находятся соответст­венно в федеральной, региональной и муниципальной собст­венности.

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении федерального бюджета. Государственными внебюджетными фондами РФ являются :

- Пенсионный фонд РФ;

- Фонд социального страхования РФ;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- Государственный фонд занятости населения РФ;

Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет следующих источников: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; займы, полученные фондом у ЦБ РФ или у коммерческих банков.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Ранее, до принятия Бюджетного кодекса РФ, внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом финансовой системы. С принятием Бюджетного Кодекса РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российский Федерации.

Пенсионный фонд - представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Его задача - обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого фонд организует работу по сбору страховых взносов, осуществляет капитализацию своих средств, финансирует выплаты нетрудоспособному населению в виде трудовых, военных, социальных пенсий по инвалидности, пособия по уходу за ребенком.

Фонд учрежден при Правительстве РФ. Основные задачи - обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности, рождении ребенка, на погребение, лечение, оплату путевок, участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования, организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - находится в гос. собственности и его средства являются целевыми. Его задачи - обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования , участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области ОМС, разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС.

Направления расходования средств внебюджетных фондов: расходование средств ГВФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующими их деятельность, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов федерации:

- Пенсионный фонд

    1. выплата государственных .пенсий (выслуга лет, военным)
    2. выплата пособий по уходу за ребенком старше 1,5 лет
    3. оказание органами социальной защиты помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
    4. финансирование и материальное обеспечение фонда

- Фонд социального страхования

1. выплата пособий по временной нетрудоспособности;

2. выплата пособий по беременности, родам, рождению ребенка;

3. выплата пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет;

4. социальные пособия на погребение;

5. частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаторев;

6. частичная оплата путевок;

7. частичное содержание ДЮСШ;

8. проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования;

9. обеспечение текущей деятельности

- Фонд обязательного социального страхования

1. целевые программы;

2. проффессиональная подготовка кадров;

3. научные исследования

4. развитие МТБ медицинских учреждений;

5. финансирование мед.учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий;

6. страховые выплаты по медицинским полисам

Контроль деятельности всех фондов возложен на Счетную палату.

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РФ

Пенсионное обеспечение – представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, за выслугу лет, пенсий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

Пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений – работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Под воздействием демографического фактора (постарения населения) и других факторов (производственных и т.д.) нагрузка на работающих возрастает.

Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев, - от назначения до выплаты пенсий:

- пенсионный фонд РФ;

- региональные отделения пенсионного фонда РФ;

- банк;

- управление социальной защиты населения субъекта РФ;

- районный орган защиты;

- почта (сбербанк);

- пенсионер.

Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты населения, а финансирование выплат пенсий возложено на органы пенсионного фонда РФ.

Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

К функциямПенсионного фонда РФ относятся:

- аккумуляция страховых взносов;

- финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

- контроль за своевременным и полным поступлением у страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;

- организация и ведение индивидуального — персонифицированного учета застрахованных лиц;

- участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

- страховых взносов работодателей;

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуаль­ной трудовой деятельностью;

- страховых взносов других категорий работающих граждан;

- ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гра­жданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадав­шим от чернобыльской катастрофы, на расходы по дос­тавке и пересылке пенсий и пособий;

- средств, возмещаемых Пенсионному фонду РФ Государ­ственным фондом занятости населения РФ в связи с на­значением досрочных пенсий безработным;

- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в ре­зультате предъявления регрессных требований;

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- доходов от капитализации средств фонда;

- других поступлений.

Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

- выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

- оказание органами социальной защиты населения мате­риальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- финансовое и материально-техническое обеспечение те­кущей деятельности фонда и его органов;

- финансирование других статей в соответствии с законом.

Плательщикамистраховых взносов в Пенсионный фонд РФ являются:

1) работодатели — юридические лица, в том числе ино­странные, их обособленные подразделения (тариф страховых взносов — 26%, для организаций, производящих сельхозпродук­цию, — 20,6% выплат в денежной и натуральной формах, начис­ленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования);

2) международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ в отношении граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение (тариф 26%);

3) граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятель­ностью и народными художественными промыслами (тариф 20,6%);

4) крестьянские, фермерские хозяйства (тариф 20,6%);

5) граждане, в том числе иностранные, лица без гражданст­ва, проживающие на территории РФ, индивидуальные предпри­ниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому дого­вору (тариф 26%);

6) граждане, работающие по трудовым договорам, полу­чающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам (тариф 1%).

Предусматриваются следующие виды песий обусловленные законом:

1. трудовые пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

- базовой части;

- страховой части;

- накопительная части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из частей:

- базовой части;

- страховой части.

Базовая часть финансируется за счет части сумм ЕСН и подлежит перечислению в ФБ. Страховая и накопительная части финансируются за счет страховых взносов.

  1. Социальные пенсии
  2. Государственные пенсии

Финансирование этих видов пенсионного обеспечения производится из разных источников, которые закреплены соответствующими законодательными актами.

Финансирование государственных пенсий производится за счет средств федерального бюджета, которые перечисляются в Пенсионный фонд, или ставятся к возмещению фондом.

Другая категория пенсий, которая финансируется за счет фонда – это социальные пенсии. Этот вид обеспечения финансируется за счет средств Фонда Социального страхования и Фонда занятости населения. Эти средства, как и средства по государственным пенсиям, перечисляются в пенсионный фонд целевым методом.

Длительное время в РФ действовала распределительная система пенсионного обеспечения, ставшая неэффективной в условиях сложившейся демографической обстановки: рост числа пенсионеров и снижение числа работающих.

С 01.01.02 начала действовать смешанная система пенсионного обеспечения, переход к накопительной пенсионной система повысит уровень защищенности нассления.

Наши рекомендации