Сущность и назначение внебюджетных фондов

Реформирование системы государственных финансов в 90-е гг. XX в. в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социаль­ного, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения, меди­цинского и социального страхования, развитии сети автомобильных до­рог и содержания дорожного хозяйства, решении экологических про­блем и т. п.

Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогно­зируемого на длительный период источника денежных средств, исполь­зуемых для финансирования конкретных социальных потребностей об­щегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональ­ных или ведомственных программ экономического характера, осущест­вляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления. Для внебюджет­ных фондов характерно четкое установление доходных источников, по­зволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование Указанных финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды являются важ­ным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах Мира.

Предшественниками внебюджетных фондов являлись специальные фонды, которые появились задолго до возникновения бюджета для ре­шения государством конкретных задач. Они носили, как правило, вре-

386 Раздел II. Государственные и муниципальные финансы

Глава 11 ■ Внебюджетные фонды




Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru менный характер; число их росло в связи с увеличением задач, стоящих перед государством. В современных условиях внебюджетные фонды ис­пользуются в качестве механизма перераспределения национального дохода с целью защиты интересов отдельных социальных групп населе­ния, решения конкретных задач экономического характера. Увеличение количества внебюджетных фондов и совокупного объема аккумулируе­мых ими средств (в отдельных странах, например во Франции, они со­поставимы с размерами государственного бюджета) является характер­ной особенностью для экономически развитых стран. Это объясняется прежде всего возрастающей ролью государства в решении социальных, экологических проблем, вопросов выравнивания условий жизни насе­ления в различных регионах.

Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями: а) выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования; б) формиро­вание фондов с собственными источниками доходов.

Внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов (т. е. наличии положитель­ного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита. Большинство фондов создаются в процессе перераспределения нацио­нального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства перево­дятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

Таким образом, внебюджетные фонды— это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребно­стей общегосударственного либо регионального значения.

Фонды различаются по правовому положению и целям создания. По правовому положению фонды делятся на государственные и мест­ные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (в госу­дарствах с федеративным устройством они могут находиться и в распо­ряжении властей субъектов федерации); вторые — в распоряжении ор­ганов местного самоуправления. В зависимости от целевой направлен­ности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социального назначения (их иногда называют фонды социально­го страхования) и экономические фонды. Первые предназначены в ос­новном для решения задач социального характера, вторые имеют эконо­мическую направленность.

В западных странах накоплен огромный опыт создания внебюджет­ных фондов. В особенности это относится к экономическим фондам-

Они расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества. Первые фонды экономи­ческого содействия возникли в годы мирового экономического кризиса (1929—33 гг.) для оказания финансовой поддержки частному бизнесу. После Второй мировой войны подобные фонды были созданы во всех развитых странах мира. В частности, во Франции с момента окончания войны действует Фонд модернизации, который после объединения с рядом других фондов был преобразован в Фонд экономического и со­циального развития. В США существует Фонд перестройки и развития экономики.

С начала 60-х гг. XX в. в развитых странах мира большое внимание уделяется созданию научно-технических фондов. Для формирования доходной части этих фондов используются как бюджетные средства (поступления из бюджетов, ссуды государства, бессрочные авансы, суб­сидии и т. п.), так и средства крупных компаний, взносы университетов и другие источники. Средства указанных фондов направляются на фи­нансирование программ в области фундаментальных исследований, строительство научных центров, подготовку кадров и т. п. В последнее десятилетие в промышленно развитых странах значительно возросли (в 5—8 раз) фонды социального назначения, что позволяет государст­венным властям проводить активную социальную политику. В образо­вании этих фондов, как правило, используются: а) страховые взносы за­страхованных лиц; б) страховые взносы предпринимателей; в) субси­дии и беспроцентные ссуды государства.

Состав социальных внебюджетных фондов, так же как и ставки взносов, размеры субсидий, весьма дифференцирован по странам.

Внебюджетные фонды как институциональные структуры являют­ся самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кредитны­ми учреждениями и зачастую, имея целью получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов, прежде всего на рынке государственных ценных бумаг. Более того, государство зачас­тую принуждает внебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги. Таким образом, можно говорить о том, что внебюджет­ные фонды выступают в ряде случаев в качестве своеобразного «креди­тора» государственного бюджета.

Правовой основой создания внебюджетных фондов в стране перво­начально являлся Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1. На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функциониро­вание внебюджетных фондов социального назначения. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный Закон утратил силу (от­менен).

В Российской Федерации к фондам социального назначения отно­сятся: 1) Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ); 2) Фонд социального стра­хования Российской Федерации (ФСС РФ); 3) Федеральный фонд



Раздел II. Государственные и муниципальные финансы

глава 11 • Внебюджетные фонды




Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМСи ТФОМС). До 2001г. существовал также Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН). Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан Российской Фе­дерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т. п.

Пенсионный фонд РФбыл образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22декабря 1990 г. в целях государственного управ­ления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество фонда являются государственной собственно­стью РФ. Денежные средства Пенсионного фонда РФ не входят в со­став бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются: 1) выплаты в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государствен­ных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пре­делы РФ; 2) пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 года до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенса­ционных выплат; 3) организация и ведение индивидуального (персони­фицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федераль­ным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также органи­зацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Государственная пенсионная система в России функционирует на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работаю­щего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демогра­фическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять уровень го­сударственных пенсий до минимального прожиточного уровня, что ве­дет к выравниванию государственных пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыванию».

Общее руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением, оперативное управление — исполнительной дирекцией. В субъектах РФ органами оперативного управления являются отделе­ния фонда, а в городах и районах — уполномоченные отделения. Правле­ние Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномочен­ных отделениях фонда. Контроль за использованием средств Пенсион-

ного фонда РФ в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Рос­сийской Федерации» осуществляется Счетной палатой РФ.

Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 г., предусматривала с 2001 г. переход от действовавшей распределитель­ной системы пенсионного обеспечения к смешанной, а также введение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. Введение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено сле­дующими факторами: 1) созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; 2) обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, опреде­ляющих размер пенсии при ее назначении; 3) созданием информацион­ной базы для реализации и совершенствования пенсионного законода­тельства, для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахо­ванных лиц и их страховых взносов; 4) развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; 5) созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; 6) упрощением порядка и ускорени­ем процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахо­ванным лицам.

Индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах: а) единство государст­венного пенсионного страхования в РФ; б) всеобщность и обязатель­ность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведе­ний о застрахованных лицах; в) доступность для каждого застрахован­ного лица сведений о нем; г) использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения; д) соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов; е) осуществление инди­видуального учета в процессе всей трудовой деятельности застрахован­ного лица.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Фонд и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхова­ния, содержащее страховой номер и анкетные данные. Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое сви­детельство по месту работы. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, Не являются субъектами государственного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца. Страховые свидетельства государственного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о за-

390 Раздел II. Государственные и муниципальные финана

Глава 11. Внебюджетные фонды




Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru страхованном лице влечет за собой необходимость внесения соответст­вующих изменений в его индивидуальном лицевом счете.

Сведения о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представля­ют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качест­ве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачи­вающие страховые взносы в фонд, сами представляют сведения о себе в органы фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерациисоздан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и действу­ет в соответствии с положением о Фонде социального страхова­ния Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101 и последующи­ми изменениями, внесенными в соответствии с постановлениями Прави­тельства РФ. Фонд предназначен для управления средствами государст­венного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собствен­ностью. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов соответ­ствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет фон­да и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюд­жеты региональных и центральных отраслевых отделений фонда и от­четы об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполни­тельные органы: 1) региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; 2) центральные отраслевые отделения, управ­ляющие средствами государственного социального страхования в от­дельных отраслях хозяйства; 3) филиалы отделений, создаваемые ре­гиональными и центральными отраслевыми отделениями фонда по со­гласованию с председателем фонда. Фонд, его региональные и цен­тральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют текущие, валютные и иные счета в банках.

Главными задачами фонда являются: 1) обеспечение гарантирован­ных государством пособий по временной нетрудоспособности, беремен­ности и родам, женщинам, вступившим на учет в ранние сроки беремен­ности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг,

санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; 2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования(далее — Фонда ОМС) созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования в соответствии с Зако­ном РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании гра­ждан в Российской Федерации», полностью введенного в действие с 18 января 1993 г. (Положения, касающиеся добровольного страхова­ния и деятельности страховых медицинских организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 г.) Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем граж­данам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарст­венной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного меди­цинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих про­граммам обязательного медицинского страхования. Введение обяза­тельного медицинского страхования означало для государственного здравоохранения переход к смешанной системе финансирования — бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансиро­вание в части неработающего населения (пенсионеры, домохозяйки, учащиеся и т. п.), а внебюджетные средства — работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления (они уплачивают взносы на неработающее население) и хозяйствующие субъекты (организации), а также граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица.

Фонды ОМС являются самостоятельными государственными не­коммерческими финансово-кредитными учреждениями. Они предна­значены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности госу­дарственной системы обязательного медицинского страхования и вы­равнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые сред­ства фондов ОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный фонд ОМС создан в соответствии с постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» и дей­ствует на основании устава фонда в соответствии с Указом Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 729. Он выполняет следующие основные



Раздел II. Государственные и муниципальные финансы

глава 11 ■ Внебюджетные фонды 393



Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru функции: 1) выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ обязательно­го медицинского страхования'; 2) финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; 3) разработка нор­мативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Зако­на РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федера­ции»; 4) организация подготовки специалистов для системы ОМС; 5) участие в создании территориальных фондов ОМС.

Территориальные фонды ОМС создаются местными органами вла­сти и действуют на основании Положения о территориальном фонде ОМС, утвержденного постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1 (в ред. Федерального закона от 24 марта 2001 г.), для реализа­ции государственной политики в области ОМС как составной части го­сударственного социального страхования. В городах и районах могут создаваться филиалы, действующие в соответствии с Положением, ут­вержденным исполнительным директором территориального фонда ОМС.

На территориальный фонд ОМС возложены следующие основные функции: 1) финансирование ОМС, проводимого страховыми меди­цинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками); 2) выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленное на проведение ОМС; 3) предоставление кре­дитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснован­ной нехватке у них финансовых средств; 4) создание финансовых резер­вов для обеспечения устойчивости системы ОМС; 5) организации бан­ка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в тер­риториальный фонд.

В ряде субъектов РФ территориальные фонды обязательного меди­цинского страхования выполняли функции страховщика, т. е. заменяли медицинские страховые организации. Процесс становления обязатель­ного медицинского страхования в Российской Федерации продолжался не только на протяжении всех 90-х гг. XX в., но и в начале XXI в. Так, в 2007 г. обязательное медицинское страхование на практике было представлено в четырех формах. При первой форме территориальные фонды ОМС аккумулировали страховые взносы, заключали договоры со страховыми медицинскими организациями и осуществляли финан­сирование больниц и поликлиник. При следующей форме медицинское страхование граждан осуществляли как страховые медицинские орга­низации, так и территориальные фонды ОМС. Третья форма обязатель-

1 Процесс выравнивания состоит в перераспределении средств в форме субвенций территориальным фондом ОМС, у которых образуется недостаток собственных дохо­дов на покрытие расходов по программе ОМС. При определении размеров субвенций применяются следующие оценочные критерии, разработанные правлением Федераль­ного фонда ОМС: наличие утвержденной в установленном порядке территориальной программы ОМС и обеспеченность ее источниками финансирования.

ного медицинского страхования характеризуется отсутствием страхо­вых медицинских организаций. Их функции выполняли территориаль­ные фонды ОМС. В рамках четвертой формы в системе обязательного медицинского страхования обеспечивался лишь сбор страховых взно­сов с налогоплательщиков, а финансирование лечебных учреждений осуществлялось региональными управлениями здравоохранения.

Начиная с 2005 г. в Российской Федерации стала набирать силу и достаточно быстро развиваться система добровольного медицинского страхования. Темпы ее развития во многом будут определяться уров­нем дохода основной части населения страны.

Для финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости населения с 1992 по 2001 гг. существовал Государ­ственный фонд занятости населения РФ.Он был образован в соответ­ствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости насе­ления в Российской Федерации». Фонд занятости не имел статуса юри­дического лица, а средства фонда находились в оперативном управле­нии и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов. Фонд представлял собой трехуровневую систему, включающую фонды занятости в горо­дах и районах, на базе которых создавались региональные фонды заня­тости, формировавшие федеральную часть фонда.

Основными функциями Фонда занятости являлись: 1) профессио­нальная подготовка и переподготовка граждан, включая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по на­правлению органов службы занятости; 2) выплаты пособий по безрабо­тице, а также оказание материальной и иной помощи членам семьи без­работного, находящимся на его иждивении; оплата временной нетрудо­способности безработным гражданам; 3) создание и содержание инфор­мационных систем рынка рабочей силы; 4) организация общественных работ.

Финансовое положение Фонда занятости с 1996 г. характеризова­лось как неудовлетворительное ввиду значительных долгов по социаль­ным выплатам населению. Так, например, к началу 1998 г. задолжен­ность государственного фонда занятости по выплате пособий по безра­ботице, досрочных пенсий, стипендий и т. п. составила более половины всех фактически профинансированных расходов по этой статье1. С 2001 г. финансирование расходов, связанных с выполнением основ­ных функций Государственного фонда занятости, осуществляется через бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ.

К экономическим внебюджетным фондам в Российской Федерации относились ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития.Они создава­лись на федеральном уровне по решению органов Федерального Собра­ния РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ,

1 Финансовые известия. 1998. 30 июня. С. 5.



Раздел II. Государственные и муниципальные финансы

Глава 11 ■ Внебюджетные фонды




Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru Сущность и назначение внебюджетных фондов - student2.ru а на местном уровне — по решению законодательных (представитель­ных) органов власти субъектов РФ местного самоуправления.

Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за ис­пользованием средств этих фондов до введения в действие Бюджетного кодекса РФ (до 1 января 2000 г.) определялся Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав по формированию и ис­пользованию внебюджетных фондов представительных и исполнитель­ных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправле­ния», а с 1 января 2000 г. эти процедуры определяются Бюджетным ко­дексом РФ.

Ведомственные внебюджетные фонды создавались на федеральном уровне для финансирования конкретных программ развития отдельных отраслей, проведения научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ, социального и материально-технического обеспечения отдельных ведомств. Сроки существования их в Российской Федера­ции, к сожалению, были крайне незначительны, что во многом предо­пределялось непоследовательностью и противоречивостью социаль­но-экономической политики государства.

Ряд фондов, таких, как дорожный, экологический, создавались пу­тем выделения отдельных расходов бюджета с приданием им статуса внебюджетных. Так, например, в соответствии с постановлением Пра­вительства РФ от 12 апреля 1994 г. №315 «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» во мно­гих федеральных министерствах и иных федеральных органах исполни­тельной власти были созданы соответствующие внебюджетные фонды. В частности, 7 августа 1997 г. Рослесхозом утверждено Положение об отраслевом внебюджетном фонде научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ (НИОКР) Рослесхоза.

Подобные внебюджетные фонды НИОКР формировались за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% себестоимости реализуемой про­дукции (работ, услуг) с отнесением этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) и создавались по согласованию с Министер­ством науки и технической политики РФ, на которое и возложен кон­троль за целевым использованием средств вышеуказанных фондов. Са­мым крупным по объему аккумулируемых финансовых средств среди внебюджетных фондов НИОКР является Российский фонд технологи­ческого развития.

Региональные внебюджетные фонды характеризовались разнооб­разием форм формирования, исполнения и контроля за использовани­ем средств этих фондов. Во многих регионах РФ вопросы формирова­ния и использования средств внебюджетных фондов находились пол-

лостью в ведении исполнительных органов власти. В то же время были регионы, например Петрозаводск, где проекты сметы доходов и расхо­дов внебюджетных фондов, отчеты о ее исполнении рассматривались представительными органами аналогично тому, как рассматривался и сам бюджет. В ряде субъектов РФ, например в Новгородской и Яро­славской областях, внебюджетные фонды экономического назначения отсутствовали, хотя у отдельных органов местного самоуправления Ярославской области они имелись.

С середины 90-х гг. XX в. в Российской Федерации наметилась тен­денция по ликвидации внебюджетных фондов. Это происходило на всех уровнях бюджетной системы и касалось всех видов внебюджетных фондов как экономического, так и социального назначения. В большей мере данный процесс затронул ведомственные внебюджетные фонды. С 1994 г. были консолидированы в бюджетную систему, т. е. включены в бюджеты соответствующего уровня в виде целевых бюджетных фон­дов федеральный и территориальные дорожные фонды, федеральный и территориальные экологические фонды. В дальнейшем из внебюд­жетных в состав бюджетных целевых фондов были трансформированы: Фонд развития таможенной системы РФ; Федеральный и территори­альные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы; Федераль­ный фонд восстановления и охраны водных объектов; Государственный фонд борьбы с преступностью; Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ; Федеральный фонд службы налоговой поли­ции РФ; Фонд Министерства по атомной энергии РФ. В Федеральном законе от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О бюджете на 2001 год» ука­занные федеральные целевые бюджетные фонды были вообще ликви­дированы (упразднены), за исключением Фонда Министерства по атомной энергии РФ.

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» было запре­щено использование органами местного самоуправления, а также орга­нами субъектов РФ, за исключением ряда случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом, иных форм образования и расходования денеж­ных средств для исполнения их расходных обязательств, кроме бюдже­та. Это означает, что начиная с 2005 г. внебюджетные фонды в Россий­ской Федерации могут создаваться и существовать только на федераль­ном уровне.

Наши рекомендации