Доля кредиторской задолженности в общей задолженности (источниках имущества)
В зарубежной практике — это наиболее срочные обязательства. В России кредиторская задолженность неоднородна. Часть ее — наиболее срочные обязательства, в первую очередь — задолженность перед государством, по которой, в случае задержки платежей, начисляются высокие пени и штрафы; другая часть — задолженность перед поставщиками, которая в реальной жизни может погашаться с большой задержкой без каких-либо последствий для заемщика. В предбанкротном состоянии данный показатель следует анализировать по группам кредиторской задолженности, уровню обязательности и срокам платежей.
Анализ деловой активности предприятия.
Косвенным индикатором финансового благополучия фирмы является ее деловая активность и качество управления. Анализ деловой активности очень трудно формализовать, свести к набору каких-либо количественных показателей. Здесь важно заглянуть "за цифры", "измерить неизмеримое", оценить надежность и угадать истинные намерения руководства фирмы. В самых общих чертах такой анализ предполагает как качественную оценку (репутации фирмы и ее руководства, ее деловой истории, конкурентоспособности, широты рынков сбыта, наличия стабильных клиентов, потребителей), так иколичественную оценку, включающую расчет абсолютных и относительных показателей. В то же время репутация фирмы, «раскрученность» марки не должна гипнотизировать аналитиков: кризисы и финансовый крах не обходят даже такие известные фирмы.
К абсолютным показателям деловой активности относится объем реализации, величина активов фирмы, ее убытки, продолжительность производственно-коммерческого цикла и т. д. При анализе абсолютных показателей обычно проверяется выполнение «золотого правила экономики»: темпы роста прибыли должны превышать темпы роста выручки от реализации, которые, в свою очередь, должны превышать темпы роста активов. Любое продолжительное отклонение от этого правила свидетельствует о финансовом неблагополучии.
Относительные показатели можно представить в виде двух подгрупп коэффициентов: темпов роста основных показателей деятельности предприятия и коэффициентов оборачиваемости.
Методы расчета и интерпретация первой подгруппы коэффициентов, как правило, очевидны: чем выше темпы роста выручки от продаж, прибыли, реализации продукции в натурально-вещественном измерении, тем выше деловая активность фирмы, и наоборот. Однако слишком агрессивная политика расширения деятельности может привести в ближайшем будущем к нехватке денежных средств, срыву поставок и в конечном счете к банкротству. Вообще, деловая активность и финансовое состояние фирмы находятся в достаточно непростой взаимосвязи. Высокая деловая активность не всегда сопровождается финансовыми успехами, низкая деловая активность иногда свойственна и преуспевающим, прибыльным фирмам. Тем не менее, снижение темпов роста и коэффициентов оборачиваемости может служить индикатором возможного ухудшения финансовых показателей в ближайшем будущем. Интерпретация основных коэффициентов представлена ниже:
Общая фондоотдача или коэффициент оборачиваемости совокупных активов –отношение выручки к анонсированному капиталу предприятия. Показывает выход продукции на единицу имущества.
Высокий уровень коэфф. говорит о способности менеджеров эффективно использовать средства, низкий – заставляет сделать обратный вывод. Межфирменные сравнения могут быть некорректны, например, из-за различий в учетной политике, разного уровня износа оборудования, инфляционного роста цен на готовую продукцию, завышения выручки и т.д. При проведении внутреннего анализа низкое значение коэфф. позволяет сделать вывод, что объем деятельности недостаточен для данной величины активов и следует наращивать объем продаж или, если это невозможно, ликвидировать некоторые виды активов (очень важный вывод для финансово неблагополучных фирм). Высокое значение коэфф. может активизировать усилия менеджеров по поиску источников инвестиций для расширения производства.
Коэфф. оборачиваемости внеоборотных (иммобилизованных) активов - Характеризует, насколько эффективно фирма использует свое оборудование и установки.
Под иммобилизованными активами в данном случае понимаются внеоборотные активы, однако на практике иногда к иммобилизованным активам относят и излишние запасы, и необоснованную дебиторскую задолженность, и прочие неликвиды. Отнесение к иммобилизованным активам плохо используемых оборотных средств изменяет интерпретацию коэфф.: демонстрирует эффективность использования не только оборудования, но и всех немобильных средств.
На величину этого показателя, как и на предыдущий, влияет оценочная стоимость внеоборотных активов: при неправильно произведенной переоценке ОС данный показатель может быть сильно искажен.
Коэфф. оборачиваемости оборотных активов – отношение выручки к оборотным активам. Характеризует количество оборотов всех оборотных средств.
Большое число оборотов обычно говорит о том, что предприятие способно быстро возмещать свои вложения и есть хороший спрос на его продукцию. Однако в нестабильных российских условиях при хроническом отсутствии средств у предприятий, сверхвысокая оборачиваемость может объясняться именно отсутствием средств, недоверием поставщиков (отсутствием кредита с их стороны), невозможностью закупать товар большими партиями и т. д. Низкое число оборотов, в свою очередь, может быть оправдано в условиях инфляции, если выбрана политика накопления запасов сырья и материалов по более низким ценам и задержки продажи готовой продукции для реализации по более высоким ценам. Внутренний анализ данного коэффициента напрален на поиск резервов ускорения оборачиваемости по показателям 4—6.
Оборачиваемость запасов – отношение себестоимости к средней величине запасов за период.
Целесообразно уточнение коэффициента оборачиваемости запасов отдельно:
а) по сырью и материалам;
б) незавершенному производству;
в) готовой продукции.
Низкое количество оборотов по какому-либо виду оборотных средств указывает, что "узкое место" находится именно здесь. Для предотвращения кризиса или выхода из него следует принимать меры по ускорению оборачиваемости именно этого вида запасов.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – отношение себестоимости к среднему значению дебиторской задолженности за период.
Характеризует эффективность кредитной политики предприятия по отношению к своим клиентам. Данный коэффициент в значительной степени влияет на оборачиваемость оборотных средств в целом, так как в России величина дебиторской задолженности, как правило, имеет весомую долю в общей величине оборотных средств. Снижение количества оборотов обычно свидетельствует о расширении кредита потребителям или проблемах с погашением предоставленного кредита. В общем случае считается, что, если дебиторская задолженность оборачивается быстрее материальных оборотных средств, это означает высокую интенсивность поступлений денежных средств на счета предприятия и в данном случае отношение заемные/собственные средства может быть больше единицы.
Эффективность управления дебиторской задолженностью полезно сравнить с показателями оборачиваемости кредиторской задолженности. При анализе данного коэффициента следует понимать, что здесь еще больше, чем по другим коэффициентам, важен его относительный уровень: если кредиторская задолженность предоставляется на более длительный период, чем дебиторская, такие условия приемлемы для предприятия, даже если период погашения задолженностей обоих видов высок. Это означает, что предприятие может привлекать заемные средства на более длительный период, чем отвлекает их в кредиты своим клиентам. Если же дебиторская задолженность погашается медленнее, чем кредиторская, это сигнал о неправильной кредитной политике фирмы и необходимости ее корректировки. Удачную кредитную политику фирмы характеризует также превышение кредиторской задолженности над дебиторской по абсолютной величине или их паритет.
Высокое значение коэфф. Само по себе может говорить об отсутствии у предприятия проблем с оплатой, а может свидетельствовать о неспособности менеджеров использовать кредиторскую задолженность в качестве краткосрочного источника средств в полной мере. Наоборот, низкое значение коэфф может говорить как об имеющихся на предприятии проблемах с оплатой, так и об умелом использовании кредиторской задолженности в качестве краткосрочного источника средств в своем обороте.
Коэфф. оборачиваемости свободных денежных средств – отношение реализованной продукции к денежным средствам предприятия.
В методических пособиях этот показатель обычно предлагается рассчитывать с учетом краткосрочных фин вложений в знаменателе дроби, однако, как указывалось выше в силу специфики российских условий краткосрочные фин вложения приравнивать к денежным средствам в настоящее время некорректно.
Анализ показателей оборачиваемости денежных средств на российских предприятиях часто показывает сверхвысокую оборачиваемость. Это может свидетельствовать как о проблемах нехватки денежных средств, так и о приспособленности российских предприятий к действующей налоговой системе и целесообразности «обнуления» счетов на отчетные даты.
Коэфф. оборачиваемости собственного капитала – отношение реализованной продукции к собственному капиталу. Показывает выход продукции на единицу собственного капитала.
Показатель очень важен для потенциальных акционеров, так как быстрота оборачиваемости свидетельствует о скорости возврата вложенных денежных средств. Однако следует понимать, что с увеличением акционерного капитала, например, с новой эмиссией, коэфф оборачиваемости может снижаться. Во внутреннем анализе это показатель наряду с другими используется при определении оптимальной структуры капитала, возможности использования эффекта фин. рычага.
Анализ рентабельности предприятия:
Прибыльность (доходность, рентабельность) является нетто-результатом определенной политики предприятия и принятия управленческих решений. Поэтому при попытке сделать прогноз финансового благополучия предприятия многие аналитики основное внимание уделяют изучению динамики именно этой группы показателей.
Рентабельность продаж – это отношение чистой прибыли к выручке от реализации. Показывает прибыль на одну денежную единицу продаж.
Высокая прибыль на единицу продаж, как правило свидетельствует об успехах фирмы в основной деятельности. Во внутреннем анализе отражение отчетности высокой прибыли на единицу продаж может заставить задуматься о целесообразности изменения учетной политики и некотором изменении методики налогового планирования в допустимом законодательном размере. Низкая прибыль на единицу продаж может говорить о небольшом спросе на продукцию и высоких издержках, а также предполагает активизацию маркетинга на фирме, анализ по видам издержек и поиск резервов их снижения. Межфирменные сравнения затруднены из – за различий в учетной политике, которые особенно ощутимы при расчете прибыли.
Рентабельность активов (общая рентабельность капитала, основной коэфф. доходности активов) – отношение чистой прибыли среднегодовому значению авансированного капитала. Показывает способность активов генерировать доходы.
При расчетах в числителе, как правило, используется прибыль, полученная от всех видов деятельности предприятия. Если используется чистая прибыль, данный показатель называется экономической рентабельностью, однако в этом случае на него влияет действующая система налогообложения, что не дает однозначно выявить доходность имущества.
Низкое значение коэфф., рассчитанного по балансовой прибыли, обычно свидетельствует о необходимости повышения эффективности использования имущества либо целесообразности ликвидации его части.
На данный показатель в значительной степени влияет политика отражения активов в балансе. Занижение валюты баланса на отчетные даты приводит к завышению фин. результата, «раздувание» баланса за счет включения активов повышенного риска – к завышению фин. результата в отчетности. Чем выше доля активов повышенного риска, например просроченной дебиторской задолженности, тем ниже «качество» прибыли.
Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) – отношение прибыли к собственному капиталу. Показывает доходность вложений собственников предприятия.
Данный показатель обычно сравнивается с эффективностью альтернативного вложения средств. Помимо потенциальных и реальных собственников уровень коэфф. важен и для кредиторов, т.к. отражает в некоторой степени возможности фирмы по погашению ссуд. Возможен расчет рентабельности по реинвестированной прибыли, который, взятый в динамике, характеризует устойчивость экономического развития. Рентабельность собственного капитала может рассчитываться не по балансовой, а по рыночной оценке собственного капитала.
Рентабельность инвестиций - отношение чистой прибыли к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам наиболее точно характеризуют эффективность инвестирования в компании: насколько удачен выбор проектов, как компания осваивает средства. Значение показателя, особенно на небольшой фирме или при крупном проекте, может зависеть от этапа реализации проекта: на начальной стадии может не быть отдачи, коэфф. будет низким.
Прибыльность отдельных видов продукции - расчет показателей очень важен при выборе ассортиментной политики.
Рентабельность постоянных издержек - высокий уровень свидетельствует о наличии мобильной чистой прибыли, а также возможности расплачиваться по долгам и выплачивать дивиденды. Низкий уровень может свидетельствовать о проблемах с расчетами по задолженности и невозможности выплачивать дивиденды.
Внутренний анализ направлен на выявление резервов снижения постоянных затрат, сокращение постоянных расходов. Для анализа, как правило, необходимо привлечение данных управленческого учета.
Анализ рыночной позиции предприятия:
Индикаторы рыночной позиции позволяют прежде всего оценить положение акционерных обществ, чьи акции котируются на рынке. Однако, учитывая, что рынок корпоративных ценных бумаг в России пока развит слабо, круг компаний, чьи акции котируются на рынке, достаточно ограничен, а на котировку акций влияют многие неэкономические факторы, данные показатели пока мало применимы для прогнозирования возможности банкротства. Тем не менее, анализ по данному направлению будет востребован вместе с развитием рынка корпоративных ценных бумаг. Наиболее известные коэффициенты представлены:
Прибыль на одну акцию - низкое значение коэффициента может свидетельствовать о неустойчивом развитии предприятия, высоких затратах, неудачной ценовой политике. Высокое значение коэффициента, его устойчивый рост, как правило, говорит об успехах фирмы, что должно привлечь потенциального инвестора.
Коэффициент дивидендного выхода - высокое значение этого коэффициента наряду с высокимзначением предыдущего говорит о том, что фирма успешно развивается и направляет значительную часть прибыли на дивиденды. Низкое значение обоих показателей говорит о том, что у предприятия в настоящее время нет значительных собственных средств ни на развитие, ни на выплаты дивидендов. Высокое значение первого коэффициента и низкое дивидендного выхода чаще всего свидетельствуют об агрессивной политике развития фирмы, преимущественном направлении средств в инвестиции, возможности получать дивиденды в будущем, а не сейчас. Наоборот, относительно низкое значение первого коэффициента и высокое дивидендного выхода могут говорить о попытке скрыть неудачи фирмы, искусственно завысить ее привлекательность для реальных и потенциальных акционеров.
Дивидендная доходность - понятно, что при покупке акций наиболее привлекательными являются фирмы с высоким значением данного коэффициента, однако для бурно развивающихся фирм, которые преимущественно реинвестируют прибыль, данный коэффициент может быть невелик, дивиденды увеличатся при выходе на проектные мощности.
Коэффициент балансовой оценки акции - значение коэффициента показывает уровень обеспеченности акций собственными средствами, что может быть неким ориентиром при возможной ликвидации компании.
Коэфф. отношения цены и балансовой оценки - Рыночное положение компании можно считать нормальным, если Кц бо 1. Если Кц бо 1 - возможны следующие выводы:
а) следует повышать доходность собственного капитала;
б) более агрессивно "продвигать" свою компанию на рынке:
в) часть активов может быть ликвидирована для повышения доходности;
г) если компания относится к перспективной отрасли или виду деятельности, ее трудности связаны преимущественно с субъективными факторами, она может быть поглощена.
Коэфф. отношения рыночной цены и чистой прибыли на одну акцию - если данный коэффициент высок, акции котируются на рынке, но часто считается, что инвестору следует поискать для покупки акции дешевле, так как на развитых рынках рассмотренные показатели обычно выравниваются.