Особенности ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

На малых предприятиях с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, имеющих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым предприятиям рекомендуется составить на основе типового Плана счетов рабочий план счетов (табл. 16.1).

В связи с переходом на сокращенный план счетов малым предприятиям рекомендуется внести ряд изменений в общепринятый порядок учета производственных ресурсов, затрат на производство продукции и финансовых результатов.

Таблица 16.1

Рабочий план счетов малых предприятий

Раздел Наименование счета Номер счета Группируемые счета
Внеоборотные активы Основные средства 01, 03, 04
Амортизация основных средств 02, 05
Вложения во внеоборотные активы
Производственные запасы Материалы 07, 10, 11, 15, 16
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Затраты на производство Основное производство 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44, 97
Готовая продукция и товары Готовая продукция и товары 40, 41, 42, 43, 45
Денежные средства и финансовые вложения Касса  
Расчетные счета  
Специальные счета в банках 52, 55, 57
Финансовые вложения
Расчеты Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Расчеты по налогам и сборам 68, 69
Расчеты по кредитам и займам 66, 67, 86
Расчеты по оплате труда
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами 62, 71, 73, 75, 76
Капитал Уставный капитал
Добавочный капитал 82, 83, 98
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Финансовые результаты Продажи 90, 91
Недостачи и потери от порчи ценностей
Прибыли и убытки 99, 91

На счете 01 "Основные средства" помимо основных средств рекомендуется обособленно учитывать нематериальные активы и доходные вложения в материальные ценности. Амортизация основных средств, нематериальных активов и доходных вложений в материальные ценности учитывается обособленно на счете 02 "Амортизация основных средств".

Сумму амортизации по выбывающим внеоборотным активам списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". Расходы, связанные с выбытием внеоборотных активов, а также их недоамортизированная часть списываются в дебет счета 90 "Продажи". В случае продажи внеоборотных активов их остаточная стоимость и расходы по продаже списываются в дебет счета 90 "Продажи". Выручка от продажи учитывается по кредиту счета 90.

Все производственные запасы на малых предприятиях рекомендуется учитывать на одном синтетическом счете 10 "Материалы".

Аналитический учет сырья и материалов целесообразно осуществлять либо по ценам поставщиков, либо по плановой себестоимости заготовления. Транспортно-заготовительные расходы по доставке сырья и материалов или отклонения фактической себестоимости заготовления от плановой учитываются на аналитическом счете указанных отклонений, открываемого в дополнение синтетического счета 10 "Материалы". Израсходованные материалы целесообразно оценивать по средневзвешенной себестоимости.

НДС по приобретенным внеоборотным активам и материальным заказам учитывается на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в общеустановленном порядке.

Затраты по производство продукции, выполнение работ, оказание услуг на малых предприятиях рекомендуется учитывать на счете 20 "Основное производство".

При значительном количестве производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг на каждый их вид целесообразно открывать отдельный аналитический счет для учета затрат на производство по отдельным статьям затрат (материалы, заработная плата и др.) и изготовленной продукции (работ, услуг).

В дополнение к синтетическому счету 20 "Основное производство" на таких предприятиях целесообразно открывать счет 26 "Общехозяйственные расходы" для учета соответствующих затрат. Затраты на проведение всех видов ремонтов основных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим статьям затрат (материалы, заработная плата и др.) либо по счету 20 "Основное производство", либо по счету 26 "Общехозяйственные расходы".

Если ремонтные работы выполняются подрядным способом, то затраты на ремонт учитываются либо на счете 20, либо на счете 26 (если этот счет введен в план счетов).

По окончании месяца общехозяйственные расходы списываются на счет 20 "Основное производство".

При учете производственных ресурсов, затрат на производство продукции и калькулировании себестоимости продукции на малых предприятиях целесообразно руководствоваться отраслевыми указаниями, разработанными министерствами и ведомствами на основе типовых по согласованию с Минфином России для предприятий подведомственных отраслей.

При кассовом методе учета доходов и расходов затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаются на счете 20 "Основное производство" только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг) отражается обособленно на дебете счета 41 "Готовая продукция и товары" до момента поступления денежных средств.

Учет готовой продукции и товаров осуществляется на счете 41 "Готовая продукция и товары". Поступившая на склад готовая продукция учитывается по дебету счета 41 с кредита счета 20 в течение месяца по плановой себестоимости или по другим учетным ценам. По окончании месяца плановая себестоимость или другая учетная цена доводится до фактической себестоимости.

Товары, приобретаемые для продажи, принимаются к учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.

Учет продажи продукции (работ, услуг), а также определение финансового результата по этим операциям осуществляются на счете 90 "Продажи". Операции по неосновной деятельности учитывают либо на отдельном счете 91 "Прочие доходы и расходы", либо на счете 90.

При поступлении денежных средств дебетуют счета учета денежных средств и кредитуют счет 90 "Продажи" или счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", после этого списывают себестоимость проданной продукции (работ, услуг) с кредита счета 41 в дебет счета 90.

В случае выполнения своих обязательств покупателем иным способом (по договору мены, зачету взаимной задолженности и т.п.) кредитовая запись по счету 90 "Продажи" корреспондируется с дебетом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета, недлительный цикл производственного процесса и учитывающие общехозяйственные расходы обособленно от прямых, могут списывать общехозяйственные расходы на затраты по продаже продукции (счет 90 "Продажи"). При таком списании производственная себестоимость продукции исчисляется без учета общехозяйственных расходов и будет несопоставима с производственной себестоимостью предприятий, не учитывающих общехозяйственные расходы на отдельном синтетическом счете.

Малые предприятия, имеющие финансовые вложения, учитывают их на счете 58 "Финансовые вложения" с обособленным отражением на отдельных аналитических счетах указанных вложений до одного года и свыше одного года.

Учет ссуд банка, заемных и целевых средств осуществляется малым предприятием на счете 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" по их видам и срокам погашения.

Учет всех видов дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Расчеты производятся в развернутом виде: по дебету - возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту - возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.

Финансовые результаты и их использование учитываются на счете 99 "Прибыли и убытки".

В течение года суммы прибыли и ее использование отражаются в соответствующем регистре развернуто: по кредиту счета нарастающим итогом показывают прибыль, а по дебету счета - ее использование.

По окончании года на дату составления бухгалтерской отчетности оставшаяся часть прибыли перечисляется со счета 99 на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетического учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а в качестве регистров аналитического учета - следующие ведомости:

- учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (ф. N В-1);

- учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (ф. N В-2);

- учета затрат на производство (ф. N В-3);

- учета денежных средств и фондов (ф. N В-4);

- учета расчетов и прочих операций (ф. N В-5);

- учета реализации (ф. N В-6);

- учета расчетов с поставщиками (ф. N В-7);

- учета оплаты труда (ф. N В-8);

- шахматную (ф. N В-9).

Ведение Книги учета фактов хозяйственной деятельности и ведомости учета заработной платы является обязательным, остальные ведомости ведутся по мере необходимости. В этом случае Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром не только синтетического, но и аналитического учета.

Форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности приведена ниже.

В Книге учета фактов хозяйственной операции записывают ее порядковый номер, номер и дату документа, содержание операции, сумму, увеличение и уменьшение по счетам учета имущества, обязательств и процессов.

При открытии Книги в ней записывают остатки по каждому счету.

Книгу можно вести в виде ведомости, открывая ее на каждый месяц, или в форме Книги, предназначенной для учета операций за весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице Книги записывают число содержащихся в ней страниц, заверяемое подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

Предложенная Минфином России форма Книги учета фактов хозяйственной деятельности является чрезвычайно удачной, поскольку в ней хронологическая запись сочетается с систематической. Она может совмещать синтетический учет с аналитическим и, кроме того, выполняет функции оборотной ведомости, поскольку содержит данные о начальных и конечных остатках по каждому счету и о дебетовых и кредитовых оборотах по ним. Следует отметить также простоту заполнения Книги и наглядность записей в ней.

Ведомости форм N В-1-В-9 предназначены для аналитического учета имущества, обязательств и процессов. В них записывают показатели характеристики соответствующих объектов учета, их наличия на начало периода, поступления или расхода и наличия на конец периода. Например, в ведомости учета производственных запасов и товаров указывают порядковый номер каждого вида материалов и товаров, единицу измерения, цену, остаток на начало месяца в количественном и стоимостном выражении, приход, расход и остаток на конец месяца также в количественном и стоимостном выражении.

Запись в учетные регистры производят на основании должным образом оформленных бухгалтерских документов (в соответствии с Положением о документах и документообороте) на второй день после совершения хозяйственных операций. Порядок записи зависит в основном от количества ежедневно совершаемых хозяйственных операций.

Если количество хозяйственных операций незначительно, то их вначале записывают в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности, а после этого - в соответствующие ведомости. Например, операция по поступлению денежных средств в кассу с расчетного счета будет отражена в графе "Сумма", по дебету счета 50 "Касса", кредиту счета 51 "Расчетные счета" Книги учета фактов хозяйственной деятельности, а затем в ведомостях по учету денежных средств и фондов (ф. N В-4), открываемых отдельно на кассовые операции и на операции по расчетному счету.

Если на предприятии совершается значительное количество хозяйственных операций, их можно записывать вначале в соответствующие ведомости, а итоговые данные ведомостей за месяц записывать в Книгу учета фактов хозяйственной деятельности. Для правильного переноса данных из ведомостей в Книгу можно использовать кредитовый принцип записи оборотов ведомостей в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. В этом случае из каждой ведомости в графе "Сумма" Книги учета фактов хозяйственной деятельности записывают общую сумму кредитового оборота счета ведомости, а затем расшифровывают ее частными суммами по соответствующим счетам Книги.

Например, по данным ведомости учета производственных запасов и готовой продукции (ф. N В-2) общий расход материалов составил 100 тыс. руб., в том числе на производство отпущено материалов на 90 тыс. руб. и в реализацию - на 10 тыс. руб. В Книге учета фактов хозяйственной деятельности данные ведомости (ф. N В-2) будут отражены следующим образом: в графе "Сумма" и по кредиту счета 10 "Материалы" - в сумме 100 тыс. руб., по дебету счета 20 "Основное производство" - в сумме 90 тыс. руб., по дебету счета 90 "Продажи" - в сумме 10 тыс. руб.

Таким же образом переносят кредитовые обороты из соответствующих ведомостей по каждому синтетическому счету.

При наличии у малого предприятия значительного количества объектов основных средств можно вести их учет в инвентарных карточках учета основных средств (ф. N ОС-6). На основании итоговых данных карточек учета движения основных средств (ф. N ОС-8) ведут сводный учет движения основных средств по счету 01 "Основные средства" в ведомости по форме N В-1.

По окончании месяца в Книге подводят итоги, подсчитывают обороты по каждому счету и выводят конечное сальдо.

Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе "Сумма". Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должна совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используют для составления бухгалтерского баланса.

Для обобщения месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности и проверки правильности записей на счетах рекомендуется составить оборотную ведомость по счетам синтетического учета, являющуюся основой для составления бухгалтерского баланса.

При использовании ведомостей в качестве регистров аналитического учета их месячные итоги можно переносить в ведомость (шахматную) по форме N В-9. Эта ведомость является регистром синтетического учета и предназначена для обобщения данных, текущего учета и взаимной проверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета.

Ведомость открывается на каждый месяц. В подлежащем ведомости записывают синтетические счета в порядке их возрастания, а в сказуемом - в порядке увеличения их номеров.

Кредитовые обороты счетов из ведомостей форм N 1-8 переносят в ведомость по форме N 9 с расшифровкой их по дебетуемым счетам. По завершении разноски по каждому счету подсчитывают сумму дебетового оборота, который должен быть равен дебетовому обороту в соответствующей ведомости.

Общий итог дебетовых оборотов должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов.

Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносят в оборотную ведомость по синтетическим счетам, в которой подсчитывают сальдо.

В соответствии с законодательством для малых предприятий установлены упрощенные процедуры и формы отчетности.

Порядок ведения бухгалтерского учета в книге учета фактов хозяйственной деятельности и в ведомости учета затрат на производство составления бухгалтерского баланса и отчетов о прибылях и убытках и движении денежных средств приведен в § 16.3.

Наши рекомендации