Оценка расходов подготовительного периода

М. Карпов узнал, что на открытие предприятия и регистрацию докумен­тов потребуется около 8 дней. Расходы по оплате услуг на регистрацию, консультирование и открытие банковского счета составят 5 тыс. руб.

Где разместить офис предприятия? На начальном этапе развития биз­неса М. Карпов не планирует принимать в офисе большой поток клиен­тов. Поэтому он полагает, что на начальном этапе для организации офи­са вполне можно ограничиться арендой небольшого помещения (около 20 кв. м) на 1-м этаже жилого дома, с телефоном, недалеко от метро. Он уже присмотрел одно такое небольшое помещение, стоимость арендной платы за которое составляет 240 тыс. руб. в год. Правда, для этого поме­щения предварительно потребуется провести косметический ремонт, ко­торый можно будет сделать с привлечением ремонтной бригады. На это уйдет еще дней 10 и потребуется дополнительно вложить в общей слож­ности около 30 тыс. руб. на оплату ремонтных работ.

М. Карпов предполагает оборудовать в офисе рабочие места для трех мастеров и секретаря. Последний будет заниматься приемом заказов по телефону и электронной почте. В этом же помещении найдется место и для хранения инструментов, запасов расходных материалов.

Затраты на консультирование у специалистов и подготовку необходи­мых документов по заключению договора аренды помещения обойдутся предпринимателю в 5 тыс. руб., а сам процесс займет не более 7 дней.

Какое оборудование потребуется? М. Карпов планирует для начала купить лишь самое необходимое офисное оборудование: комплект необ­ходимой оргтехники за 35 тыс. руб. (персональный компьютер, кассовый аппарат, телефон, факс, принтер, сканер, телевизор). Он договорился уже с одной компанией приобрести у нее по сходной цене бывший в упот­реблении комплект мебели (всего за 25 тыс. руб.). В целом, по расчетам предпринимателя, ожидаемые затраты на оборудование офиса мебелью и оргтехникой должны составить 60 тыс. руб., а планируемый период их эксплуатации — 5 лет. Предприниматель рассчитал ожидаемые инвести­ционные затраты на покупку офисного оборудования (табл. 11.1).

Таблица 11.1. Расчет инвестиционных затрат на приобретение офисного оборудования для предприятия «Мойдодыр-сервис», тыс. руб.

№ п/п Наименова­ние Ед. изм. Кол-во Стоимость за ед. Стои­мость, всего Планиру­емый пе­риод эксплуата­ции (мес.) Спо­соб полу­чения Период приоб­ретения (месяц проекта)
Офисное оборудование всего, в том числе:       Покуп­ка 1 мес.
  Мебель Ком­плект      
  Оргтехника Ком­плект      

Как привлечь потребителя? На начальном этапе становления биз­неса предприниматель не планирует больших расходов на маркетинг и маркетинговые программы. М. Карпов предполагает заказать одной местной фирме разработку фирменного стиля для своего предприя­тия (логотипа, слогана), на что потребуется дополнительно затратить 20,4 тыс. руб. за весь заказ, который может быть выполнен в течение 10 дней. С целью проведения рекламы своего предприятия и продви­жения сервисных услуг он решил заказать печать рекламных листков, которые могут быть выполнены в течение 5 дней и обойдутся пред­принимателю в 16 тыс. руб. М. Карпов планирует заказать пошив курток с фирменной символикой для трех мастеров, которые будут выполнены в течение 7 дней и обойдутся в общей сумме в 3,6 тыс. руб. (по цене 1,2 тыс. руб. за ед.).

Для технического оснащения рабочих мест он предполагает еще ку­пить три комплекта инструментов для мастеров по цене 12 тыс. руб. за комплект.

Итак, М. Карпов провел расчет предпроизводственных расходов под­готовительного периода, который дан в табл. 11.2.

Таблица 11.2. Предпроизводственные расходы подготовительного периода, тыс. руб.

№ п/п Наименование работ Стои­мость Длительность выполнения, дн.
Регистрация предприятия и др.
Подготовка и заключение договора на арен­ду помещения
Ремонт помещения
Покупка инструмента
Заказ на разработку фирменного стиля пред­приятия 20,4
Заказ на пошив курток (с фирменной симво­ликой) 3,6
Заказ на изготовление рекламных листков
  Всего  

Календарный график работ подготовительного периода представ­лен в табл. 11.3.

Таблица 11.3. График Гантта

№ n/n Наимено­вание работ Дли­тель­ность Дата на­чала Дата окон­ча­ния Декабрь 2007
         
Регистра­ция пред­приятия 01.12 08.12                                            
Заключение договора аренды 09.12 15.12                                            
Ремонт помещения 16.12 25.12                                      
Покупка офисного оборудова­ния 26.12 30.12                                                    
Покупка инструмента 26.12 30.12                                                    
Разработка фирменно­го стиля 09.12 18.12                                      
Пошив фирменных курток 19.12 25.12                                                
Печать рекламных листков 19.12 23.12                                                            

Какой персонал потребуется? Функции по управлению предприя­тием предприниматель берет на себя. Поэтому затраты, связанные с личными текущими расходами владельца предприятия, он решил за­планировать в виде заработной платы в размере 26 тыс. руб. в месяц.

М. Карпов планирует принять на работу трех мастеров с повремен­ной системой оплаты труда (заработная плата 21 тыс. руб. в месяц). Учитывая, что профессиональные навыки в этой сфере бизнеса игра­ют важную роль, он полагает, что особые квалификационные требова­ния он будет предъявлять к мастерам по поводу стажа их работы в этой сфере деятельности (не менее 3 лет).

Предприниматель планирует взять на работу секретаря, который будет заниматься приемом заказов клиентов по телефону (заработная плата — 15 тыс. руб. в месяц), а также привлекать приглашенного бух­галтера (с оплатой 10 тыс. руб. в месяц) для подготовки документов, оформления отчетов и представления их в налоговую инспекцию. Для периодической уборки помещения он планирует пригласить уборщи­цу (за 6 тыс. руб. в месяц).

Взносы на обязательное пенсионное страхование (14%) и на соци­альное страхование (0,2%) в целом составят 14,2% от заработной пла­ты работников и будут перечисляться ежемесячно.

М. Карпов сделал предварительный расчет затрат по заработной пла­те предполагаемых работников, опираясь на использование повремен­ной системы оплаты их труда (табл. 11.4).

Таблица 11.4. Расчет затрат по заработной плате персонала, тыс. руб.

Наимено­вание должно­сти Кол-во ста­вок Зарплата в месяц Всего зарплата за месяц Зарплата с начис­лениями взносов (ПФ и СС) за месяц На период
Директор 29,692 В течение перио­да производства
Бухгалтер 0,5 11,42 В течение перио­да производства
Уборщица 0,5 6,852 В течение перио­да производства
Секретарь 17,13 В течение перио­да производства
Мастер 71,946 В течение перио­да производства
Всего   137,040  

Расчет расходов, связанных с предоставлением услуг. Предпри­ниматель рассчитывает на выполнение как минимум 150 заказов в ме­сяц, которые можно запланировать. По его оценкам, 3 мастера вполне могут справиться с таким объемом работ. Он исходил из того, что эф­фективный фонд времени одного работника за расчетный период (ме­сяц) составляет 150 часов (при 40-часовой рабочей неделе и потерях рабочего времени в среднем 5-6%). При этом М. Карпов рассчитывал, что выполнение одного заказа в среднем потребует три часа, исходя из предположения, что установка техники в среднем занимает полтора часа, плюс время на дорогу до места — еще полтора часа.

Цена одной услуги по подключению сложной бытовой техники масте­рами «Мойдодыр-сервиса» с учетом стоимости расходных материалов будет составлять для заказчика 2,3 тыс. руб. (при средней по городу — 2,5 тыс. руб.). Он также полагает, что расходные материалы (вентили, муфты, шланги, переходники и др.) можно будет закупать 1 раз в месяц в объеме их месячной потребности по оптовой цене 700 руб. за комплект. При этом он должен будет учесть и другие издержки, связанные с полу­чением заказа. Предприниматель составил смету прямых затрат по уста­новке и подключению сложной бытовой техники (на одну услугу), кото­рая представлена в табл. 11.5.

Таблица 11.5. Расчет переменных (прямых) затрат на установку и подключение бытовой техники, тыс. руб.

Наименование услуги Расходные ма­териалы и ком­плектующие Сдельная зарплата Другие издержки Итого
Установка и под­ключение сложной бытовой техники 0,700   0,260 0,960

По оценкам М. Карпова, надо еще учесть ежемесячные постоян­ные (общехозяйственные) расходы, связанные с обеспечением про­изводственной и управленческой деятельности будущего предприя­тия: коммунальные платежи — 2 тыс. руб., затраты на связь (телефон, факс, Интернет) — 2 тыс. руб., канцелярские расходы — 2 тыс. руб., транспортные расходы мастеров (карточки на метро и наземный транс­порт) — 1,5 тыс. руб., обслуживание кассового аппарата — 500 руб., арендная плата за помещение — 20 тыс. руб. Предприниматель рас­считал сумму предстоящих постоянных затрат в месяц (без учета за­работной платы), которые представлены в табл. 11.6.

Таблица 11.6. Расчет постоянных (общехозяйственных) расходов за месяц, тыс. руб.

Наименование затрат Стоимость На период
Коммунальные услуги 2,0 В течение производственного периода
Канцелярские расходы 2,0 В течение производственного периода
Расходы на связь (телефон, факс, Интернет) 2,0 В течение производственного периода
Арендная плата 20,0 В течение производственного периода
Обслуживание кассового аппа­рата 0,5 В течение производственного периода
Транспортные расходы (метро и наземный транспорт) 1,5 В течение производственного периода
Всего 28,0  

М. Карпов составил список налогов, которые нужно будет платить его предприятию (табл. 11.7).

Таблица 11.7. Налоги для предприятия «Мойдодыр-сервис»

№ п/п Вид налога Ставка налога, % Налоговая база Периодичность выплат
Единый налог (на сово­купные доходы) 6,0 Доходы (выручка от продаж) Раз в квартал
Страховой взнос на обязательное пенсион­ное страхование 14,0 Зарплата Раз в месяц
Страховой взнос на обязательное социаль­ное страхование 0,2 Зарплата Раз в месяц

Расчет плана прибылей и убытков

Основным источником дохода для предприятия «Мойдодыр-сервис» является предоставление заказчикам услуг по установке и подключе­нию бытовой техники. Они определяют все прочие аспекты деятель­ности рассматриваемого предприятия, поэтому финансовое планиро­вание начинается с планирования объемов предоставления услуг по месяцам и ожидаемой выручки от их реализации. Последняя рассчи­тывалась исходя из планируемого объема предоставления услуг (150 в месяц) по цене 2,3 тыс. руб.

Суммарные переменные издержки напрямую зависят от объемов предоставляемых услуг и связаны с расходными материалами и дру­гими прямыми затратами (на единицу услуг), которые были рассчита­ны ранее (см. табл. 11.5).

М. Карпов должен составить план прибылей и убытков на первый год работы предприятия (в помесячной разбивке). Состав и структура пока­зателей должны соответствовать общей логике составления этого доку­мента (табл. 11.8). Вместе с тем они должны отражать специфику пред­приятия малого бизнеса и утвержденных российским законодательством (см. Налоговый кодекс РФ) особенностей алгоритма расчетов по упро­щенной системе налогообложения (УСН), которая берется предприни­мателем за основу.

Таблица 11.8. План прибылей и убытков за 2008 г., тыс. руб.

Наименование показателей 12. 01. 02. 03. 04. 05. 06. 07. 08. 09. 10. 11. 12.
1. Выручка от реализа­ции (доход)   345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00
2. Материалы и др. из­держки   144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00
3. Валовая прибыль   201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00
4. Суммарные постоян­ные издержки, в том числе:   165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04
• административные издержки   6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00
• производственные издержки   22,00 22,00 22,0 22,00 22,00 22,00 22,00 22,00 22,00 22,00 22,00 22,00
• зарплата персонала   120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00
• взносы на обязатель­ное пенсионное стра­хование   16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80
• взносы на обязатель­ное социальное стра­хование   0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24
5. Амортизация   2,50 2,50 2,50 2,50 2,50 2,50 2,50 2,50 2,50 2,50 2,50 2,50
6. Другие издержки                        
7. Убытки предыдущих периодов   116,00                      
8. Прибыль до выплаты налога -116,00 33,46 33,46 33,46 33,46 33,46 33,46 33,46 33,46 33,46 33,46 33,46 33,46
9. Налогооблагаемая прибыль         17,84 33,46 33,46 33,46 33,46 33,46 33,46 33,46 33,46
10. Единый налог (с учетом вычета)       31,05     31,05     31,05     31,05
11. Чистый доход -116,00 33,46 33,46 2,41 33,46 33,46 2,41 33,46 33,46 2,41 33,46 33,46 2,41

Комментарии по моделированию плана доходов и расходов на основе УСН. Согласно принятой системе учета доходов и расходов (гл. 26.2 Налогового кодекса), на предпри­ятиях, применяющих УСН, в течение первого года на затраты можно отнести 50% стоимости основных средств (со сроком полезного ис­пользования от 3 до 15 лет), что составляет в сумме 30 тыс. руб., а оставшиеся 50% — включить в затраты 2-го и 3-го года. По расчетам М. Карпова, амортизационные отчисления по приобретаемому офис­ному оборудованию в течение первого года работы будут составлять 2,5 тыс. руб. ежемесячно.

Показатель «другие издержки» (за декабрь 2007 г.) отражает расхо­ды подготовительного периода (см. табл. 11.2). Показатель «убытки предыдущих периодов» отображает аккумулированные убытки пре­дыдущих периодов, списание которых проводится в текущем месяце.

Рассмотрим теперь вопрос о начислении единого налога для малого предприятия (ст. 346.21, гл. 26.2 Налогового кодекса). Как известно, если в качестве объекта налогообложения предпринимателем выбра­ны доходы, то сумма единого налога, исчисленная за плановый/отчет­ный период, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за тот же период времени. При этом сумма налога (планируемых платежей) не может быть уменьшена более чем на 50%. Поскольку сумма единого налога (без вычета) для рассматри­ваемого предприятия составляла бы 20,7 тыс. руб. (6% от дохода или выручки от реализации), а планируемые ежемесячные взносы на обяза­тельное пенсионное страхование, согласно расчетам Максима Карпова, составляют 16,8 тыс. руб., то сумма единого налога (20,7 тыс. руб.) не может быть уменьшена более чем наполовину и в этом случае единый налог (с учетом вычета) будет составлять 10,350 тыс. руб. в месяц.

Показатель чистого дохода рассчитывается как выручка от реализа­ции за минусом текущих затрат и единого налога (с учетом вычета) за рассматриваемый период.

Заметим, что, проводя расчет операционных затрат, не следует за­нижать их оценку. Если уж ошибаться в оценках затрат, то лучше в сторону их завышения. Если и в этом случае результаты расчетов по­казывают, что предприниматель может рассчитывать на получение чис­того дохода, значит, его предприятие имеет неплохие шансы на успех.

Из плана прибылей и убытков на первый год в разбивке по месяцам (табл. 11.8) видно, что предприятие начнет получать прибыль только с 4-го месяца (2008 г.). В 2009 г. по сравнению с 2008 г. ожидается незна­чительное увеличение ежемесячного чистого дохода за счет уменьше­ния амортизационных отчислений (табл. 11.9). В целом чистый доход (нарастающим итогом), отражающий ожидаемый финансовый резуль­тат предприятия, составит 161,320 тыс. руб. (2008 г.) и 292,320 тыс. руб. (2009 г.).

Таблица 11.9. План прибылей и убытков за 2009 г., тыс. руб.

Наименование показателей 01.2009 02.2009 03.2009 04.2009 05.2009 06.2009 07.2009 08.2009 09.2009 10.2009 11.2009 12.2009
1. Выручка от реализации (ДОХОД) 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00
2. Материалы и др. прямые издержки 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00
3. Валовая прибыль 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00 201,00
4. Суммарные постоянные издержки, в том числе: 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04 165,04
♦ административные издержки 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00 6,00
♦ производственные издержки 22,00 22,00 22,00 22,00 22,00 22,00 22,00 22,00 22,00 22,00 22,00 22,00
♦ зарплата персонала 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00
♦ взносы на обязательное пенсионное страхование 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80 16,80
♦ взносы на обязательное социальное страхование 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24
5. Амортизация 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25 1,25
6. Другие издержки                        
7. Убытки предыдущих периодов                        
8. Прибыль до выплаты налога 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71
9. Налогооблагаемая прибыль 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71 34,71
10. Единый налог (с учетом вычета)     31,05     31,05     31,05     31,05
11. Чистый доход 34,71 34,71 3,66 34,71 34,71 3,66 34,71 34,71 3,66 34,71 34,71 3,66

Расчет плана движения денежных средств

Одна из главных проблем, стоящих перед предпринимателем, состоит в реалистичности планирования движения денежных средств. Как из­вестно, изменение объемов денежных средств происходит тогда, когда предприятие фактически или получает платеж или само производит выплаты. План движения денежных средств строится в помесячной разбивке, опираясь на план прибылей и убытков с поправкой на ожи­даемые временные лаги, связанные с предполагаемыми сроками по­ступления платежей или осуществления выплат. В рассматриваемом примере при проведении расчетов М. Карпов исходил из предположе­ния, что оплата купленных материалов будет производиться в том же месяце, в котором они закуплены. Платежи взносов в пенсионный фонд и в фонд социального страхования будут перечисляться ежемесячно, а выплата единого налога на доходы — поквартально, причем в месяце, следующем за истекшим отчетным периодом. Опираясь на сделанные предположения, можно оценить размеры денежных поступлений и вы­плат по месяцам, а также оценить, когда и в каком размере предприя­тию потребуются денежные средства.

Анализ плана движения денежных средств (табл. 11.10) показывает, что в течение первых шести месяцев работы (с декабря 2007 г. по май 2008 г.) остаток денежных средств на конец периода отрицательный. Это свидетельствует о нехватке денежных средств у предприятия, по­скольку сумма платежей превышает сумму поступлений, и о необходимости привлечения дополнительных собственных или заемных средств. Заметим, что ситуация с нехваткой денежных средств, когда предприя­тие не может рассчитаться по своим обязательствам, весьма типична для нового предприятия. И только начиная с июня 2008 г. остаток де­нежных средств на конец периода становится положительным. Поэто­му такой план не может быть принят и его нужно пересчитать. Путем проведения итеративной процедуры многовариантных расчетов пла­на движения денежных средств (с учетом ввода суммы требуемых ин­вестиций) нужно подобрать вариант, чтобы показатель остатка денеж­ных средств на конец периода не был отрицательным.

Таблица 11.10. План движения денежных средств на 2008 г., тыс. руб.

Наименование показателей 12. 01. 02. 03. 04. 05. 06. 07. 08. 09. 10. 11. 12.
Поступления от продаж   345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00
Затраты на материалы и др.   144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00
Административно-произ­водственные издержки   28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00
Выплаты по заработной плате   120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00
Выплаты по налогам, всего в том числе:   17,04 17,04 17,04 48,09 17,04 17,04 48,09 17,04 17,04 48,09 17,04 17,04
♦ взносы на ПС и СС   17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04
♦ единый налог на доходы   - - - 31,05 - - 31,05 - - 31,05 - -
Денежный поток от опера­ционной деятельности   35,96 35,96 35,96 4,91 35,96 35,96 4,91 35,96 35,96 4,91 35,96 35,96
Затраты на приобретение активов 60,00                        
Другие издержки подгото­вительного периода 116,00                        
Денежный поток от инве­стиционной деятельности -176,00                        
Собственный (акционер­ный) капитал                          
Заемный капитал                          
Выплаты в погашение займов                          
Выплаты % по займам                          
Денежный поток от финан­совой деятельности                          
Остаток денежных средств на начало периода   -176,00 -140,04 -104,08 -68,12 -63,21 -27,25 8,71 13,62 49,58 85,54 90,45 126,41
Остаток денежных средств на конец периода -176,00 -140,04 -104,08 -68,12 -63,21 -27,25 8,71 13,62 49,58 85,54 90,45 126,41 162,37

Из плана движения денежных средств (табл. 11.10) видно, что не­обходимые начальные инвестиции для создания нового бизнеса со­ставляют 176 тыс. руб. Они пойдут на оплату приобретаемых активов (офисной мебели и оргтехники) и покрытие расходов подготовитель­ного периода.

Теперь предпринимателю требуется определиться со схемой финан­сирования, оценить возможность и эффективность привлечения денеж­ных средств (собственных, заемных). После чего необходимо еще раз пересчитать и проанализировать план движения денежных средств.

Предположим, что предприниматель готов вложить собственные сред­ства (176 тыс. руб.). Тогда после проведения дополнительного расчета плана движения денежных средств (табл. 11.11-11.13) его анализ пока­зывает, что в течение всего расчетного периода достигается положитель­ный остаток денежных средств на конец периода. Такой план движения денежных средств может быть принят.

Таблица 11.11. План движения денежных средств на 2009 г., тыс. руб.

Наименование показателей 01. 02. 03. 04. 05. 06. 07. 08. 09. 10. 11. 12.
Поступления от продаж 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00
Затраты на материалы и др. 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00
Административно-произ­водственные издержки 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00
Выплаты по заработной плате 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00
Выплаты по налогам, всего в том числе: 48,09 17,04 17,04 48,09 17,04 17,04 48,09 17,04 17,04 48,09 17,04 17,04
♦ взносы на ПС и СС 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04
♦ единый налог на доходы 31,05 - - 31,05 - - 31,05 - - 31,05 - -
Денежный поток от операци­онной деятельности 4,91 35,96 35,96 4,91 35,96 35,96 4,91 35,96 35,96 4,91 35,96 35,96
Затраты на приобретение активов                        
Другие издержки подготови­тельного периода                        
Денежный поток от инвести­ционной деятельности                        
Собственный (акционерный) капитал                        
Заемный капитал                        
Выплаты в погашение займов                        
Выплаты % по займам                        
Денежный поток от финансо­вой деятельности                        
Остаток денежных средств на начало периода 162,37 167,28 203,24 239,20 244,11 280,07 316,03 320,94 356,90 392,86 397,77 433,73
Остаток денежных средств на конец периода 167,28 203,24 239,20 244,11 280,07 316,03 320,94 356,90 392,86 397,77 433,73 469,69

Таблица 11.12. План движения денежных средств на 2008 г., тыс. руб.

Наименование показателей 12. 01. 02. 03. 04. 05. 06. 07. 08. 09. 10. 11. 12.
Поступления от продаж   345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00
Затраты на материалы и др.   144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00
Административно-произ­водственные издержки   28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00
выплаты по заработной плате   120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00
Выплаты по налогам, всего в том числе:   17,04 17,04 17,04 48,09 17,04 17,04 48,09 17,04 17,04 48,09 17,04 17,04
♦ взносы на ПС и СС   17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04
♦ единый налог на доходы   - - - 31,05 - - 31,05 - - 31,05 - -
Денежный поток от опера­ционной деятельности   35,96 35,96 35,96 4,91 35,96 35,96 4,91 35,96 35,96 4,91 35,96 35,96
Затраты на приобретение активов 60,00                        
Другие издержки подготови­тельного периода 116,00                        
Денежный поток от инве­стиционной деятельности -176,00                        
Собственный (акционер­ный) капитал 176,00                        
Заемный капитал                          
Выплаты в погашение займов                          
Выплаты % по займам                          
Денежный поток от финан­совой деятельности 176,00                        
Остаток денежных средств на начало периода     35,96 71,92 107,88 112,79 148,75 184,71 189,62 225,58 261,54 266,45 302,41
Остаток денежных средств   35.96 71,92 107.88 112,79 148,75 184,71 189,62 225.58 261.54 266,45 302,41 338,37

Таблица 11.13. План движения денежных средств на 2009 г., тыс. руб.

Наименование показателей 01. 02. 03. 04. 05. 06. 07. 08. 09. 10. 11. 12.
Поступления от продаж 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00 345,00
Затраты на материалы и др. 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00 144,00
Административно-произ­водственные издержки 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00 28,00
Выплаты по заработной плате 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00
Выплаты по налогам, всего в том числе: 48,09 17,04 17,04 48,09 17,04 17,04 48,09 17,04 17,04 48,09 17,04 17,04
♦ взносы на ПС и СС 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04 17,04
♦ единый налог на доходы 31,05 - - 31,05 - - 31,05 - - 31,05 - -
Денежный поток от опера­ционной деятельности 4,91 35,96 35,96 4,91 35,96 35,96 4,91 35,96 35,96 4,91 35,96 35,96
Затраты на приобретение активов                        
Другие издержки подготови­тельного периода                        
Денежный поток от инве­стиционной деятельности                        
Собственный (акционерный) капитал                        
Заемный капитал                        
Выплаты в погашение займов                        
Выплаты % по займам                        
Денежный поток от финан­совой деятельности                        
Остаток денежных средств на начало периода 338,37 343,28 379,24 415,20 420,11 456,07 492,03 496,94 532,90 568,86 573,77 609,73
Остаток денежных средств на конец периода 343,28 379,24 415,20 420,11 456,07 492,03 496,94 532,90 568,86 573,77 609,73 645,69

Основные термины

Риск, риск инвестиционного проекта, методы количественного анализа риска: статистический, экспертный, аналитический, метод аналогий.

Контрольные вопросы и задания

1. С какой целью раздел «Анализ и оценка рисков» приводится в биз­нес-плане?

2. Какими должны быть основные составляющие этого раздела?

3. Назовите основные виды риска. Какие из них непосредственно связаны с осуществлением деятельности предприятия?

4. На какие факторы риска предприятие может оказывать непо­средственное воздействие?

5. Что понимают под риском инвестиционного проекта?

6. Каковы способы снижения высокой степени риска?

7. Назовите основные методы количественного анализа риска.

8. Укажите методы, которые, по вашему мнению, могут быть исполь­зованы на практике для анализа и оценки риска в следующих ви­дах бизнеса:

1)страховой бизнес;

2) строительный бизнес;

3) игорный бизнес;

4) ресторанный бизнес;

5) оптовая торговля.

РАЗДЕЛ IV. ИНСТРУМЕНТАРИЙ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

Наши рекомендации