Особенности ведения бухгалтерского учёта и налогообложения на малых предприятиях

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»от 14.06.95 г. № 88-ФЗ несколько изменил порядок начисления ус­коренной амортизации на малых предприятиях. Они вправе при­менять ускоренную амортизацию основных производственных фон­дов с отнесением затрат на издержки производства, в два раза пре­вышающие нормы, которые установлены для соответствующих видов основных средств.

Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия вправе дополнительно списывать в качестве амортизационных отчислений до 50% от первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет.

Законом предусмотрено, что статистическая и бухгалтерская отчетность представляется малыми предприятиями в утвержден­ном Правительством Российской Федерации порядке, который предусматривает упрощение процедуры и форм отчетности. Они должны содержать в основном информацию, необходимую для на­логообложения.

В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства малым предприятиям рекомендуется вести учет по единой журнально-ордерной форме учета. На малых предприятиях, имеющих незначительное количество хозяй­ственных операций (как правило, не более 300 в месяц), учет может осуществляться по упрощенной форме учета.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского уче­та, исходя из потребности своего производства и управления, их сложности и численности работающих. При этом малое предприя­тие может приспосабливать применяемые учетные регистры к спе­цифике своей работы при соблюдении основных принципов ве­дения учета.

Для организации учета по упрощенной форме учета малым пред­приятиям рекомендуется составить на основе типового Плана сче­тов рабочий план счетов.

При упрощенной форме учета в качестве регистра синтетиче­ского учета используют Книгу учета фактов хозяйственной деятель­ности (ф. № К-1), а в качестве регистров аналитичес­кого учета - следующие ведомости:

- учета основных средств, амортизационных отчис­лений (ф. № В-1);

- учета производственных запасов и товаров, а также НДС, упла­ченного по ценностям (ф. № В-2);

- учета затрат на производство (ф. № В-3);

- учета денежных средств и фондов (ф. № В-4);

- учета расчетов и прочих операций (ф. № В-5);

- учета реализации (ф. № В-6 (оплата) и В-6 (отгрузка));

- учета расчетов с поставщиками (ф. № В-7);

- учета оплаты труда (ф. № В-8);

- шахматную (ф. № В-9).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.02 г. № 104-ФЗ ряд организаций и индивидуальные предпринима­тели получили право перейти с 1 января 2003 г. на упрощенную си­стему налогообложения.

Применительно к организациям упрощенная система налого­обложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль, на­лога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой еди­ного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятель­ности организаций за налоговый период.

По отношению к индивидуальным предпринимателям преду­сматривается замена уплаты налога на доходы физических лиц, НДС, налога с продаж, налога на имущество и единого социально­го налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляе­мых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчис­ляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и иные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

Не разрешается переход на упрощенную систему налогообло­жения следующим организациям и индивидуальным предприни­мателям:

- занимающимся банковской и страховой деятельностью, негосударственным пенсионным обеспечением, игорным бизнесом;

- занимающимся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением обще­ распространенных;

- профессиональным участникам рынка ценных бумаг, инвестиционным фондам, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции;

- нотариусам, занимающимся частной практикой.

При упрощенной системе объектом налогообложения призна­ется один из показателей:

- доходы (налоговая ставка 6%);

- доходы, уменьшенные на величину расходов (налоговая ставка 15%).

Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, получения-иного имущества и иму­щественных прав.

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предприни­мательской деятельности.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:

- приобретение основных средств и нематериальных активов;

- ремонт основных средств и арендные платежи за арендуемое имущество;

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда;

- обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- суммы НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам);

- командировки;

- обеспечение пожарной безопасности, услуги по охране имущества, содержание служебного транспорта, компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах установленных норм, рекламу и др.

Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях?

2. Каково назначение Книги учета хозяйственных операций?

3. Назовите обязательные учетные регистры при упрощенной форме учета.

4. На каких малых предприятиях может использоваться упрощенная система налогообложения, учета и отчетности?

5. Что является объектом обложения единым налогом на малых предприятиях, применяющих упрощенную систему налогообложения?

6. Каковы ставки единого налога на совокупный доход?

7. Каковы ставки единого налога на валовую выручку?

8. Нужно ли использовать двойную запись для ведения Книги учета доходов и расходов?

9. Имеются ли особенности учета кассовых операций на малых предприятиях?

10. Может ли руководитель малого предприятия вести бухгалтерский учет лично?

Тесты для самостоятельного контроля:

Наши рекомендации