Источники формирования оборотных средств и финансирование их прироста
Оборотные средства фирмы могут формироваться из следующих источников:
· Собственные средства (источники: уставный капитал, резервный фонд фирмы, различные финансовые фонды, чистая прибыль, целевое финансирование и поступления из бюджета и внебюджетных фондов).
Собственных источников фирме для непрерывного финансирования, как правило, бывает недостаточно, т.к. в фирме не совпадает момент отгрузки и момент оплаты товара. Возникает необходимость заемных средств.
· Заемные средства (источники: банковский и коммерческий кредит, налоговый кредит, инвестиционные взносы работников фирмы и др.).
Банковские кредиты могут быть краткоасрочными, среднесрочными и долгосрочными.
Краткосрочный кредит берется для покрытия расходов на производство (оборотного капитала).
Долгосрочный кредит обычно привлекается на покупку основных средств.
Коммерческий кредит применяется в форме денежных и товарных займов. Как правило, предоставляются поставщиками.
Инвестиционные взносы работников фирмы представляют собой их денежные взносы в развитие предприятия.
Налоговый кредит представляется предприятию органами государственной власти и представляет собой отсрочку налоговых платежей предприятия. Для этого предприятие заключает соглашение с налоговым органом.
· Дополнительно привлеченные средства (устойчивые пассивы предприятия) – те средства предприятия, которые постоянно находятся в обороте, но не принадлежат предприятию.
К устойчивым пассивам относятся: минимальная переходящая задолженность по заработной плате и отчислениям во внебюджетные фонды; задолженность заказчикам по авансам и частичной оплате продукции; задолженность бюджету по некоторым видам налогов и т.д. Также к дополнительно привлеченным источникам относят фонды потребления, благотворительные и иные поступления.
37. Управление оборотным капиталом на предприятии.
Оборотный капитал - это капитал организации, вложенный в оборотные активы (оборотные средства), возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности.
Оборотный капитал как минимум однократно оборачивается в течение года. Под оборачиваемостью капитала в данном случае подразумевается трансформация финансовых ресурсов, происходящая в организации циклически.
Политика управления оборотным капиталом предполагает принятие решений относительно величины, структуры и значений компонентов чистого оборотного капитала.
Для построения такой политики используется ряд показателей:
· кредиторская задолженность;
· краткосрочные обязательства;
· суммы отдельных элементов оборотных средств;
· чистый оборотный капитал – разность между оборотным капиталом предприятия и его краткосрочными обязательствами.
Политика управления оборотным капиталом должна обеспечивать компромисс между риском потери ликвидности и эффективностью работы, что сводится к решению двух важных задач:
· Обеспечение платежеспособности
· Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Важно не просто иметь определенную сумму оборотного капитала. Эта сумма должна состоять из определенных элементов. Разные уровни оборотного капитала по-разному воздействуют на прибыль.
Риск потери ликвидности, обусловленный изменениями в оборотных активах, принято называть левосторонним. К явлениям, несущим левосторонний риск, относятся:
· недостаточность денежных средств;
· недостаточность собственных кредитных возможностей;
· недостаточность производственных запасов;
· излишний объем производственных запасов.
Политика управления оборотным капиталом может включать использование следующих методов воздействия на риск:
· минимизации текущей кредиторской задолженности – такой метод сокращает возможность потери ликвидации;
· минимизации совокупных издержек финансирования – в этом методе делается упор на преимущественное использование краткосрочной кредиторской задолженности;
· максимизации капитализированной стоимости фирмы – все решения в области управления оборотным капиталом, увеличивающие стоимость предприятия, признаются эффективными.