Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.
Активы предприятия подразделяются по многим классификационным признакам, основными из которых с позиций финансового менеджмента являются
1. Форма функционирования активов.По этому признаку выделяют следующие их виды:
а) Материальные активы. Они характеризуют активы предприятия, имеющие вещную (материальную) форму. б) Нематериальные активы. Они характеризуют активы предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и приносящие прибыль. в) финансовые активы Они характеризуют различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении.
2. Характер участия в хозяйственном процессе и скорость оборота активов.По этому признаку активы предприятия подразделяются на следующие виды:
а) Оборотные (текущие) активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного
года и стоимостью менее 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
б) Внеоборотные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования более одного года и стоимостью свыше 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
3. Характер обслуживания отдельных видов деятельности.
По этому признаку выделяют следующие виды активов предприятия:
а) Операционные активы. Они представляют собой совокупность имущественных ценностей, непосредственно используемых в производственно-коммерческой (операционной) деятельности предприятия с целью получения операционной прибыли.
б) Инвестиционные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, связанных с осуществлением его инвестиционной деятельности.
4. Характер финансовых источников формирования активов.
В соответствии с этим признаком различают следующие виды активов предприятия:
а) Валовые активы. Они представляют собой всю совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных за счет как собственного, так и заемного капитала.
б) Чистые активы. Они характеризуют стоимостную совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных исключительно за счет собственного его капитала.
5. Характер владения активами.По этому признаку активы предприятия делятся на следующие два вида:
а) Собственные активы. К ним относятся активы предприятия, находящиеся в постоянном его владении и отражаемые в составе его баланса.
б) Арендуемые активы. К ним относятся активы предприятия, находящиеся во временном его владении в соответствии с заключенными договорами аренды (лизинга).
6. Степень ликвидности активов.В соответствии с этим признаком активы предприятия принято подразделять на следующие виды:
а) Активы в абсолютно ликвидной форме. К ним относятся активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа.
б) Высоколиквидные активы. Они характеризуют группу активов предприятия, которая быстро может быть конверсирована в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.
в) Среднеликвидные активы. К этому виду относятся активы, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.
г) СлаболикВидные активы. К ним относятся активы предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше).
д) Неликвидные активы. В эту группу входят такие виды активов предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не могут (они могут быть проданы лишь в составе целостного имущественного комплекса).
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
процесс формирования активов создаваемого предприятия строится на основе следующих принципов: 1. Учет ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм ее диверсификации,формирование активов предприятия при его создании подчинено в первую очередь задачам развития его операционной деятельности.
При этом следует иметь в виду, что на первоначальных стадиях жизненного цикла предприятия объем операционной деятельности возрастает довольно высокими темпами (при условии правильного выбора предприятием своей рыночной ниши). Поэтому формируемые на первоначальной стадии активы предприятия должны располагать определенным резервным потенциалом, обеспечивающим возможности прироста продукции и диверсификации операционной деятельности в ближайшем предстоящем периоде.
2. Обеспечение соответствия объема и структуры формируемых активов объему и структуре производства и сбыта продукции.Такое соответствие должно обеспечиваться в процессе разработки бизнес-плана создания нового предприятия путем определения потребности в отдельных видах активов. Состав активов вновь создаваемого предприятия имеет ряд отличительных особенностей:
а) в составе Внеоборотных активов предприятия на стадии его создания практически полностью отсутствуют долгосрочные финансовые вложения — они формируются в процессе последующей инвестиционной его деятельности;
б) в составе оборотных активов предприятия на первоначальной стадии их формирования практически полностью отсутствует дебиторская задолженность в связи с тем, что хозяйственная деятельность еще не начиналась. Кроме того, до минимума сведены (а в боль-шинстве случаев — полностью отсутствуют) краткосрочные финансовые вложения. Они включаются в состав активов только в том случае, если взнос учредителей в уставный фонд внесен в форме таких краткосрочных финансовых инструментов.
Потребность в основных средствах рассчитывается по отдельным их группам: а) производственные здания и помещения; б) машины и оборудование, используемые в производственном технологическом процессе; в) машины и оборудование, используемые в процессе управления операционной деятельностью.
Потребность в нематериальных активах определяется исходя из используемой технологии осуществления операционного процесса.При определении стоимостного объема внеоборотных операционных активов, требуемых предприятию, учитывается форма удовлетворения потребности в отдельных их видах — приобретение в собственность, финансовая или оперативная аренда.
Потребность в запасах товарно-материальных ценностей рассчитывается дифференцированно в разрезе следующих их видов: а) потребность в оборотном капитале, авансируемом 8 запасы сырья и материалов; б) потребность В оборотном капитале, авансируемом 8 запасы готовой продукции (для промышленных предприятий); 8) потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы товаров (для торговых предприятий).
Потребность в оборотном капитале, авансируемом в запасы товарно-материальных ценностей каждого вида, определяется путем умножения однодневного их расхода на норму запаса в днях. Нормы запасов товарно-материальных ценностей каждого вида устанавливаются каждым предприятием самостоятельно исходя из отраслевых и других особенностей его хозяйственной деятельности (по новым предприятиям эти нормы включаются в состав показателей бизнес-плана).
3. Обеспечение оптимальности состава активов с позиций эффективности хозяйственной деятельности.Такая оптимизация состава активов предприятия направлена с одной стороны на обеспечение предстоящего полного полезного использования отдельных их видов, а с другой — на повышение совокупной потенциальной их способности генерировать операционную прибыль. 4. Обеспечение условий ускорения оборота активов в процессе их использования.Необходимость реализации этого принципа связана с тем, что ускорение оборота активов оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на размер формируемой операционной прибыли предприятия.
Высокая роль ускорения оборота активов в формировании операционной прибыли определяет необходимость постоянного управления этим процессом. Процесс этого управления должен учитывать характер кругооборота совокупных активов и отдельных их видов при осуществлении операционной деятельности. 5. Выбор наиболее прогрессивных видов активов с позиций обеспечения роста рыночной стоимости предприятия.Современный рынок средств и предметов производства, а также финансовый рынок предлагают для формирования активов предприятия ряд альтернативных объектов и инструментов. В процессе их конкретного выбора следует при прочих равных условиях учитывать их перспективность, многофункциональность, способность генерировать прибыль в различных хозяйственных ситуациях и соответственно повышать рыночную стоимость предприятия.
ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ .
ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ
Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; высокой ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов финансовой деятельности предприятия.
Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования.
Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается по следующим основным этапам (рис. 5.4.).
1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
На первом этапе анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием — темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения
объема реализации продукции и средней суммы всех активов; динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.
На Втором этапе анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов — запасов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продукции; дебиторской задолженности; остатков денежных активов. В процессе этого этапа анализа рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого их этих видов оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализациипродукции; рассматривается динамика удельного веса основных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.
На третьем этапе анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их сумме. Этот анализ проводится с использованием показателей — коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов. В процессе анализа устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприятия; исследуются основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов.
На четвертом этапе анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы. В процессе анализа используются коэффициент рентабельности оборотных активов, а также Модель Дюпона, которая применительно к этому виду активов имеет вид:
где — рентабельность оборотных активов;
— рентабельность реализации продукции;
— оборачиваемость оборотных активов.
На пятом этапе анализа рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов — динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы; определяется уровень финансового риска, генерируемого сложившейся структурой источников финансирования оборотных активов.
Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде.
18. Оптимизация объема оборотных активов.Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов на этой стадии формирования политики управления ими состоит из трех основных этапов.
На первом этапе с учетом результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется система мероприятий по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного, а в его рамках — производственного и финансового циклов предприятия. При этом сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции.
На Втором этапе на основе избранного типа политики формирования оборотных активов, планируемого объема производства и реализации отдельных видов продукции и вскрытых резервов сокращения продолжительности операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий) оптимизируется объем и уровень отдельных видов этих активов. Средством такой оптимизации выступает нормирование периода их оборота и суммы.
На третьем этапе определяется общий объем оборотных активов предприятия на предстоящий период:
где — общий объем оборотных активов предприятия на конец
рассматриваемого предстоящего периода;
— сумма запасов сырья и материалов на конец предстоящего периода;
— сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода (с включением в нее пересчитанного объема незавершенного производства);
— сумма дебиторской задолженности на конец предстоящего периода;
— сумма денежных активов на конец предстоящего периода;
— сумма прочих видов оборотных активов на конец предстоящего периода.