Перестройка учебного процесса в МФИ: связь теории с практикой

Перестройка учебного процесса в институте осуществлялась поэтапно, в общем русле с реформой высшего образования в СССР, которая предусматривала: развитие инициативы научно-педагогических коллективов вузов, расширение их прав в осуществлении перестройки учебного процесса, интеграцию образования, науки и производства. В центр учебной и воспитательной работы был поставлен индивидуальный подход к развитию личности и формированию профессиональных качеств будущих специалистов.

В 1985 г. ректором МФИ была назначена А.Г. Грязнова. Важной вехой в развитии нашего вуза явилась утвержденная в 1986 г. Комплексная программа развития и дальнейшего укрепления материально-технической базы института на период до 2000 года. В 1990 г. был принят новый устав МФИ, в соответствии с которым сформированы общеинститутские органы управления – Совет института (Совет трудового коллектива), Ученый совет МФИ, ученые советы факультетов. Приметой времени стало (начиная с 1987 г.) избрание студентов в состав общеинститутского и факультетских ученых советов, а также методических советов по основным специальностям.

Развернулся процесс оптимизации соотношения между общеэкономическими, общеобразовательными и специальными предметами. В учебном процессе был увеличен удельный вес практических занятий. Внедрялись разнообразные формы и методы активного взаимодействия преподавателей и студентов – деловые игры, «круглые столы», диспуты, совершенствовался проблемный подход в преподавании, расширялась тематика курсов по выбору.

Углубление демократизации жизни общества и государства отразилось и в жизни МФИ. Начиная с 1988 г. в практику вошло анкетирование студентов и преподавателей, чье мнение учитывалось при перестройке учебных планов и воспитательной работы, в решении кадровых вопросов. Существенно изменилось преподавание философии и других общественных наук. В 1989 г. прекратилось изучение такой дисциплины, как «Научный коммунизм». Вместо «Истории КПСС» была введена дисциплина «Социально-политическая история ХХ века». Разрабатывались новые гуманитарные курсы – «Политология», «Социология», «Ис­тория и теория мировой и отечественной культуры».

Экономическая реформа и реорганизация финансово-кредитной системы обусловили включение в учебный план МФИ новых специализаций – «Учет и анализ во внешнеторговых организациях», «Учет в бюджетных организациях» (1985), «Ревизия и контроль» (1986), «Налоги и налогообложение», «Сберегательное дело» (1989) и др. В учебном расписании появились новые дисциплины: «Операционная техника и учет в коммерческих банках», «Экономика природопользования», «Менеджмент», «Основы маркетинга», «Экономика совместных предприятий», «Экономика кооперативных предприятий». Развитие получили смежные с финансово-экономическими дисциплины: «Математическое моделирование экономических процессов», «Экономико-математические методы и модели финансов, денежного обращения и кредита», «История финансов и кредита», «История бухгалтерского учета», «Основы научных исследований». Впервые в курсе «Организация и планирование кредита» появились темы, по-новому раскрывающие фундаментальные принципы банковского дела – «Основы банковского хозрасчета», «Банковский контроль за кредитоспособностью клиента», «Ликвидность банков», «Структура коммерческого банка».

Серьезным достижением стал выход в свет учебников и учебных пособий: «Бухгалтерский учет» (ред. проф. П.П. Но­ви­чен­ко), «Математический анализ» (проф. А.С. Солодовников), «Деньги и кредит социалистического общества» (ред. проф. О.И. Лав­рушин), «Операционная техника и учет в банках» (ред. проф. В.С. Геращенко), «Финансы промышленности» (ред. проф. Д.С. Моляков), «Актуальные проблемы финансов СССР» (ред. проф. В.М. Родионова).

Солодовников Александр Самуилович (род. в 1931) – доктор физико-математических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. В 1953 г. закончил механико-матема­тичес­кий факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1953–1956 гг. учил­ся в аспирантуре Московского педагогического института им. В.И. Ленина. В 1962 г. защитил докторскую диссертацию и опубликовал монографию «Гиперкомплексные числа». Работал в Мордовском государственном университете, МГУ им. М.В. Ло­моносова, Московском государственном заочном педагогическом институте. С 1986 г. начал преподавательскую деятельность в МФИ, в 1986–2000 гг. возглавлял кафедру математики, ставшую в этот период коллективным членом Американского математического общества. Под его руководством и при непосредственном участии был подготовлен 3-томный учебник «Математика в экономике», разработаны задачники. А.С. Соло­дов­ников внес значительный вклад в развитие научно-мето­дической базы российского экономического образования в системе высшей школы. Длительное время он являлся членом президиума методической комиссии по математике при Министерстве образования и науки РФ (возглавлял секцию экономических специальностей). Под его руководством был разработан государственный стандарт и типовая программа курса «Математика», которая использовалась более чем в трехстах государственных и негосударственных вузах экономического профиля. Многочисленные труды А.С. Солодовникова переведены более чем на 15 иностранных языков.

Развитие нашего вуза в 1985–1990 гг. было неразрывно связано с наращиванием темпов компьютеризации. В ноябре 1985 г. была утверждена Комплексная программа компьютеризации учебного процесса в МФИ, а в 1986 г. создано специальное структурное подразделение – Отдел технических средств обучения (ТСО). В 1987 г. был оборудован первый дисплейный класс на базе ЭВМ СМ-1600. В 1988 г. МФИ располагал уже собственным Информационно-вычислительным центром (ИВЦ). В 1989 г. был образован учебно-научный производственный комплекс (УНПК) «Информатика», включивший в себя кафедры «Автоматизированная обработка экономической информации», «Вычислительная техника», ИВЦ и студенческий клуб «Компьютер» (руководитель УНПК – проф. О.В. Голосов). Комплекс был организован в целях проведения единой политики в области компьютеризации учебного процесса, научных исследований, автоматизации решения задач по управлению вузом, повышения практической отдачи от научной работы студентов в области компьютеризации. Неоднократно на базе МФИ проводились внутриинститутские и межвузовские конференции, студенческие олимпиады по использованию ЭВМ.

В конце 1990 г. информационно-техническая база МФИ претерпела коренное обновление – были приобретены первые 50 ПК. В эти годы началось переоснащение МФИ современными радиотехническими устройствами. В соответствии с новейшими требованиями были оборудованы звукотехническая лаборатория, телевизионно-лингафонная и видеостудия, лингафонные кабинеты, лаборатория аудиовизуальных средств обучения.

Большое значение в подготовке кадров по-прежнему играла производственная практика. Более 100 организаций в 1985–1990 гг. являлись базами для ее проведения. Это – финансовые и страховые органы, отделения Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР, промышленные предприятия (АЗЛК, заводы «Красный богатырь» и «Калибр», 1-й и 2-й Московские часовые заводы, МПО «Женская одежда», кондитерская фабрика «Боль­шевик» и др.). По устоявшейся традиции выпускающие кафедры ориентировали студентов на разработку тем, связанных с их будущей трудовой деятельностью. Часть исследований выполнялась по заказам министерств, ведомств, производственных коллективов. Ряд предложений выпускников был использован для совершенствования работы финансово-банковских учреждений и промышленных предприятий.

Новшеством явилось введение государственного экзамена по специальности. В 1990 г. был введен государственный экзамен по политической экономии (вместо экзамена по основам марксизма-ленинизма). Начиная с 1988 г. в состав ГЭК МФИ стали включать сотрудников Минфина РСФСР, промышленных министерств, банков.

Коренная перестройка учебного процесса в МФИ распространилась и на вечернее отделение. Обязательным условием для поступления в МФИ стала работа по профилю вуза. Если прежде на вечернем отделении работали только кредитно-экономический и учетно-экономический факультеты, то в 1989/1990 учебном году желающим была предоставлена возможность получить высшее образование без отрыва от производства еще на двух факультетах – финансово-экономическом и международных экономических отношений. Институт впервые приступил к подготовке специалистов на вечернем отделении по договорам с предприятиями и организациями за плату. Росло число студентов, переведенных на вечернее отделение МФИ из других вузов. Всё это свидетельствовало о повышенном спросе на выпускников МФИ, отличавшихся высоким уровнем подготовки.

Основной формой послевузовского обучения оставалась аспирантура. В 1990 г. подготовка аспирантов в МФИ велась на 12 кафедрах по шести специальностям. В 1988 г. в МФИ открылась докторантура по специальностям: «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности» и «Экономико-математические методы». В 1990 г. в МФИ работали пять специализированных советов: три – по присуждению ученой степени кандидата наук, два – по присуждению ученой степени доктора наук. Только в 1990 г. к защите было подготовлено 20 докторских диссертаций.

В 1989 г. в МФИ начался образовательный эксперимент – создание учебных комплексов для реализации принципа непрерывного образования. Первым опытом стал учебный комплекс (детский сад – школа – базовое предприятие – вуз), в состав которого вошли: детский сад № 518, школа № 1277 с углубленным изучением немецкого языка, базовое предприятие – Всесоюзный научно-исследовательский институт автоматики, вуз – МФИ.

В 1990 г. при МФИ был организован еще один учебный комплекс – «Московский центр по подготовке специалистов для Сбербанка СССР», куда вошли: МФИ, Госкомобразование СССР, Московский финансово-кредитный техникум, ПТУ № 185, меж­школьный Учебно-производственный комбинат № 2 Красногвар­дейского района г. Москвы, межшкольное Учебно-произ­водст­венное объединение Советского района г. Москвы, межшкольный Учебно-производственный комбинат Ленинского района г. Москвы. В 1990 г. был осуществлен первый прием на конкурсной основе 26 студентов по специализации «Сберегательное дело» из числа выпускников учебных заведений, входящих в комплекс.

Высокое качество подготовки специалистов обеспечило МФИ известность за рубежом. В годы перестройки высшее образование в нашем институте получали студенты более чем из 40 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Всего за этот период обучение прошли более 800 человек. В 1991 г. наметились структурные сдвиги в составе иностранных студентов. Резко сократилось количество студентов из стран Восточной Европы и увеличился приток учащихся из развивающихся стран. Нередко выпускники из других стран сохраняли связь с МФИ после получения высшего образования – учились в аспирантуре, приезжали на стажировку. Этому способствовал Совет по работе с иностранными учащимися, возглавляемый В.В. Бобкиным, а также деятельность Ассоциации иностранных выпускников советских вузов.

Наши рекомендации