Возрастная периодизация и система школ в педагогической теории Я.А. Коменского. Основание Я.А. Коыенским классно-урочной системы организации учебного процесса.

Коменский, Исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода,. по 6 лет каждый: детство — от рождения до 6 лет включительно,

отрочество - от 6 до 12 лет,

юность - от 12 до 18 лет,

возмужалость - от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения; юность, характеризуется более высоким уровнем развития мышления.

Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия. Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы. Классно-урочная система. Коменский установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 часов в латинской школе), теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил ее. В школах тогда прием учащихся производился в разное время, в течение всего года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе. Коменский настаивал на систематическом обучении и указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями.




8. Я. А. Коменекий о цепях и задачах воспитателя, о моральном воспитании и дисциплине.

Я.А.К.(1592-1670) ,чешский мыслитель - гуманист, педагог, писатель, преобразователь школьного дела в ряде стран. К. создал выдающееся произведение «Великая дидактика»(1632).В этом труде он сформулировал цель воспитания подрастающего поколения, согласно которой каждый человек должен быть подготовлен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в своем земном существовании он должен быть разумным созданием. К. утверждал, что человек должен все исследовать и давать всему имена, все исчислять, понять, что находится в мире. По К. человек должен использовать все вещи по их назначению употреблять их с пользой для себя, человек должен представлять себе Бога. Т.о. по К-у человек должен быть: знающим все вещи; владыкою всех вещей и самого себя; чтобы он себя и все возводил к Богу. К.выделяет 3 задачи воспитания: научное образование; нравственное воспитание; религиозное воспитание.

Под научным образованием понимается познание вещей, искусств. Под нравственным воспитанием - внешняя воспитанность, основа побуждений. Под религиозным - внутреннее богопочитание. Я.А.К. оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики. Он самый яркий представитель педаг. мысли 16в. Считается отцом современной педагогики.

Наши рекомендации