Активные операции банков и управление ими

Депозитные операции коммерческих банков.

Депозитные операции — это операции банков по привлечению денежных средств во вклады и их размещению. Существуют пассивные и активные депозитные операции.
Пассивные депозитные операции заключаются в привлечении средств предприятий, учреждений, банков и населения во вклады на срок и до востребования. На долю депозитных операций обычно приходится до 95% пассивов.

По экономическому содержанию депозиты подразделяются на три группы.

1. Срочные депозиты (с разновидностью — депозитными сертификатами) классифицируются по срокам: депозиты со сроком до 3 месяцев; от 3 до 6; от 6 до 9; от 9 до 12; свыше 12 месяцев.
Недостатки срочных депозитов для клиентов — в их низкой ликвидности и невозможности использования этих средств для расчетов и платежей, а также для получения наличных. Для банка недостаток в необходимости выплаты повышенных процентов по вкладам и снижении таким образом маржи (разницы между процентом по активным и пассивным операциям).

2. Депозиты до востребования классифицируются в зависимости от характера и принадлежности средств, хранящихся на счетах:

а) средства на расчетных, текущих, бюджетных счетах предприятий и организаций;

б) средства на специальных счетах по хранению различных по своему целевому экономическому назначению фондов (собственные средства предприятий, предназначенные для капитальных вложений; средства предприятий в расчетах; средства на корсчетах для расчетов с другими банками; средства местных бюджетов).
Депозиты до востребования наиболее ликвидные, так как их владельцы могут в любой момент использовать свои деньги, но по ним банк обязан резервировать 16% в ЦБ (в то время как по срочным вкладам свыше 12 месяцев — 10%).

3. Сберегательные вклады населения подразделяются в зависимости от особенностей их хранения на срочные, срочные с дополнительными взносами, молодежно-премиальные, на предъявителя, сберегательные сертификаты, пластиковые карты и др. Выгодны банкам — носят долгосрочный характер и могут использоваться для долгосрочных инвестиций. Недостаток — подвержены политическим, психологическим и экономическим факторам, что повышает угрозу быстрого оттока средств с этих вкладов и потери ликвидности банка.

4. Корреспондентские счета — средства на счетах других банков, открытые в данном банке, по сути являются депозитами, их можно рассматривать как привлеченные ресурсы, учитываемые на счете Лоро.

Существуют два вида корреспондентских счетов:

1) валютные — открываются иностранными банками в других банках и предназначены для хранения валюты и проведения расчетов за импортно-экспортные операции;

2) рублевые — способствуют ускорению платежей между регионами (платежи проходят за 1—3 дня) и проще в использовании, чем расчеты через РКЦ (платежи проходят при телеграфных переводах за 3—5, а при почтовых — за 10—18 дней).

Активные операции банков и управление ими.

Коммерческий банк проводит операции пассивные - по привлечению денежных средств и активные - по размещению денежных средств.

Под управлением активами понимают пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств с целью получения дохода и обеспечения ликвидности коммерческого банка. Применительно к коммерческим банкам - это распределение наличных денег, ссуд, инвестиций в ценные бумаги и другие активы. Особое внимание при размещении средств уделяется ссудным операциям и инвестициям в ценные бумаги.

Размещение банковских средств в различных видах активов зависит от существующих законов и регулирующих актов, необходимости поддерживать высокий уровень ликвидности и потребности получать достаточно высокий доход. Выбор метода управления активами зависит от конкретных условий, в которых работает банк, целей, которые он ставит перед собой, и, конечно, компетенции руководства банка. Но при использовании любого метода управления активами, выходя на рынки кредита, покупая и продавая ценные бумаги, предоставляя своим клиентам разнообразные услуги по осуществлению денежных расчетов, выдаче гарантий и т. д., банки должны постоянно контролировать состояние своих пассивов, наличие свободных денежных средств, сроки востребования депозитов, стоимость привлекаемых капиталов и сбережений.

Активные операции являются вторичными по отношению к пассивным. Их размеры и сроки непосредственно зависят от тех же параметров, что и пассивные операции. Коммерческий банк может размещать только те ресурсы, которые привлек в результате пассивных операций, а так как основная масса пассивных операций - это не собственные, а заемные средства, то банк должет так сформировать свои активные операции, чтобы сроки возврата денег в банк соответствовали срокам их возвращения клиентам. В этом случае банк будет платежеспособным, финансово устойчивым, что, несомненно, дополнительно привлечет к нему клиентов.

Активные операции - это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций, предоставление потребительских кредитов населению, приобретение ценных бумаг, лизинг, факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий, займы, предоставляемые другим банкам.

Важнейшими активными операциями банков являются операции по кредитованию предприятий, организаций и частных лиц.

Активные операции банков с ценными бумагами можно условно разделить на две большие группы: учетно-ссудные операции и инвестиционные.

К первой группе относятся операции по учету векселей, выдача ссуд под залог векселей и товарных документов, ипотечные кредиты, ссуды под ценные бумаги.

Во вторую категорию активных операций с ценными бумагами входят и арбитражные операции банков за собственный счет, преследующие цель получения дохода за счет курсовых разниц.

К активным также относятся факторинговые и лизинговые операции банка.

Наши рекомендации