Политика управления финансовыми рисками
Финансовый риск – это риск возникающий в процессе управления финансами компании в связи с движением финансовых потоков в условиях неопределённости.
Все виды рисков спекулятивны.
С точки зрения своевременности принятия решения по предупреждению и минимизации потерь можно выделить три подхода к управлению рисками:
1. активный подход означает максимальное использование менеджером средств управления рисками для минимизации их последствий. При этом подходе все хозяйственные операции осуществляются после проведения мероприятий по предупреждению возможных финансовых потерь.
2. адаптивный подход основан на учёте в процессе управления сложившихся условий хозяйствования, а само управление рисками осуществляется в ходе проведения хозяйственных операций. При этом невозможно предотвратить весь ущерб в случае наступления рискового события, а можно избежать лишь части потерь.
3. консервативный подход предполагает, что управляющие воздействия на финансовые риски начинаются после наступления рискового события, когда предприятием уже получен ущерб. В этом случае целью управления является локализация ущерба в рамках какой-либо одной финансовой операции или одного подразделения.
Процесс управления финансовыми рисками включает несколько этапов. На 1 этапе происходит определение тех видов рисков, с которыми может столкнуться предприятие. На 2 — проводится анализ и количественная оценка степени риска. На 3 — осуществляется выбор методов управления рисками. На 4 — данные методы применяются на практике и оцениваются результаты проведённых мероприятий.
Оценка финансовых рисков проводится с целью определения вероятности и размера потерь, характеризующих величину риска. Она может осуществляться различными методами анализа: качественным, количественным или комплексным.
При помощи качественного анализа можно определить возможные виды риска, факторы, влияющие на уровень риска, а также потенциальные области риска.
Все факторы, влияющие на степень риска, можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся политическая и экономическая ситуация в стране и за ее пределами, законодательно-правовая основа предпринимательской деятельности, налоговая система, конкуренция, стихийные бедствия и др. К внутренним факторам можно отнести экономическую стратегию фирмы, степень использования ресурсов в производственно-хозяйственной деятельности, квалификацию работников, качество менеджмента и др.
В деятельности любой фирмы в условиях рыночной экономики можно выделить пять основных областей риска:
1. безрисковую область (фирма ничем не рискует и получает как мин расчётную прибыль);
2. область мин риска (фирма рискует частью или всей величиной прибыли);
3. область повышенного риска (в худшем случае фирма произведёт покрытие всех затрат, в лучшем — получит прибыль намного меньше расчётной);
4. область критического риска (фирма рискует не только потерять прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку; масштабы её деятельности сокращаются, она теряет оборотные средства, влезает в долги);
5. область катастрофического риска (деятельность фирмы приводит к банкротству).
Качественный анализ может производиться различными методами, важнейшими из которых являются методы использования аналогов и экспертных оценок.
Метод использования аналогов предусматривает поиск и использование сходства, подобия между явлениями, предметами, системами. Его применяют, если использовать другие методы оценки риска не представляется возможным. Однако этот метод характеризуется субъективизм, так как большое значение имеют знания и опыт аналитика.
Метод экспертных оценок реализуется путём обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов, выступающих в качестве экспертов. Каждому работающему эксперту предоставляется перечень возможных рисков и предлагается оценить вероятность их наступления. Затем оценки экспертов подвергаются анализу на противоречивость; они должны удовлетворять следующему правилу: макс допустимая разница между оценками двух экспертов по любому виду риска не должна превышать 50%, что позволяет устранить кардинальные различия в оценках вероятности наступления отдельного вида риска. В результате получают экспертные оценки вероятностей допустимого критического риска или наиболее вероятных потерь. При этом методе большое значение имеет правильный подбор экспертов.
При количественном анализе размеры отдельных рисков определяются математико-статистическими методами:
· оценки вероятности ожидаемого ущерба;
· минимизации потерь;
· использования дерева решений;
· анализом финансовых показателей деятельности предприятия.
Статистический метод изучает статистику потерь и прибылей на предприятии за определённый промежуток времени, устанавливает величину и частоту получения определённого результата; на основе этого составляется прогноз на будущее. С этой целью рассчитывают коэффициент вариации, который характеризует изменение количественной оценки признака при переходе от одного варианта к другому.
V = σ : x х 100.
Чем больше значение V, тем сильнее изменение анализируемого признака.
Известно, что риск инвестора характеризуется оценкой вероятной величины макс и мин доходов. При этом чем больше диапазон между ними при равной их вероятности, тем выше степень риска.
В этом случае для расчёта дисперсии можно использовать следующую формулу:
σ2=Рmax x (xmax - x¯)2 + Рmin x (X¯ - Хmin)2, (14)
где Ртах min — вероятность получения максимального и минимального доходов;
хтах min — максимальная, минимальная величина дохода;
х¯ — средняя ожидаемая величина дохода.
Преимуществами статистического метода оценки предпринимательского риска являются его точность и несложность математических расчётов, а явным недостатком — необходимость большого количества исходных данных. Кроме того, метод не годится для новых предприятий.
Метод оценки вероятности ожидаемого ущерба основан на том, что степень риска (R) определяется как произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что этот ущерб произойдёт. Наилучшим является решение с мин размером рассчитанного показателя. Математически суть этого метода можно выразить в виде формулы:
R = A x p1 + (А + В) х р2,
где А и В — ущерб при принятии различных решений;
р] и р2 — степень вероятности получения ущерба.
Метод минимизации потерь основан на расчёте возможных потерь при выборе определённого варианта решения задачи. С этой целью выделяют два вида потерь:
1) потери, вызванные неточностью изучаемой модели (объекта),
или так называемый «риск изучения» (Rи) Нельзя эффективно управлять объектом, о котором у менеджера существуют неясные представления;
2) потери, вызванные неточностью и неэффективностью управления, или «риск действия» (R д). Он связан с возможностью принятия неверных решений и возникновением потерь в процессе исполнения этих решений.
Степень риска в настоящем и будущем даёт сумма этих потерь:
R = Rи + Rд
Еще одним важным методом исследования риска является моделирование задачи выбора с помощью дерева решений. Метод основан на графическом построении вариантов решений. Его используют тогда, когда решение принимается поэтапно или когда с переходом от одного варианта решения к другому меняются вероятности.
Дерево решений — приём, позволяющий наглядно представить логическую структуру принятия решений. Дерево решений создаётся при движении слева направо, а анализируется справа налево. По ветвям дерева соотносят субъективные и объективные оценки возможных событий. Следуя вдоль построенных ветвей и используя специальные методики расчёта вероятностей, оценивают каждый путь и выбирают менее рискованный.
При создании дерева решений пункты принятия решения обозначаются квадратами, а узлы возникающих неопределённостей — кружками. Для каждого разветвления неопределённости рассчитывается вероятность положительного и отрицательного результатов, а в конце каждой финальной ветви указывается ожидаемый результат. При обратном анализе для каждого узла неопределённости рассчитывается математическое ожидание. Для каждого пункта принятия решения результат максимизируется. Лучшее решение принимается по макс результату.
Недостатками этого метода являются его трудоёмкость и отсутствие учёта влияния факторов внешней среды.
Важное значение для оценки предпринимательских рисков имеет математический метод, суть которого заключается в использовании для оценки риска критерия математического ожидания, критерия Лапласа и критерия Гурвица. Основным из них является критерий математического ожидания. Использование критерия Гурвица страдает субъективизмом, так как параметр α выбирается индивидуально.
Оценка риска на основе анализа финансового состояния является одним из самых доступных и достоверных методов как для предприятия, так и для его партнёров.
Финансовое состояние предприятия — это комплексное понятие, включающее систему абсолютных и относительных показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов. Анализ фин состояния позволяет определить фин устойчивость предприятия как критерий оценки предпринимательского риска. Зависимость между фин устойчивостью предприятия и риском прямо пропорциональна: при ухудшении фин состояния предприятия возникает опасность возникновения комплекса фин рисков, одним из которых является риск банкротства.
Фин состояние предприятия характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев. Наиболее объективный результат может быть получен на основании использования в процессе анализа как абсолютных, так и относительных критериев оценки. Абсолютные критерии оценки деятельности предприятия могут быть двух типов: результативные и разностные. К результативным можно отнести такие итоговые показатели деятельности предприятия, как сумму выручки, оборот предприятия, сумму его активов и др. К разностным критериям относятся прибыль предприятия, чистый оборотный капитал (текущие активы - текущие обязательства) и др.
Анализ величины абсолютных показателей не может показать реального финансового состояния предприятия. Для его объективной оценки абсолютные показатели должны исследоваться за ряд лет в динамике, что не всегда возможно в современных условиях.
Для оценки уровня фин риска особый интерес представляет система относительных показателей, или фин коэффициентов, расчёт которых основан на данных бухг отчётности предприятия.
Значение определённого коэффициента само по себе даёт мало информации для анализа. Необходимо провести пространственно-временное сравнение этих коэффициентов с нормативным их значением, а также с аналогичными показателями по родственным предприятиям, изучить их динамику за определённый период.
Наиболее важными для анализа фин состояния предприятия и предотвращения риска банкротства являются следующие финансовые показатели:
• платежеспособности и ликвидности предприятия;
• финансовой устойчивости;
• рентабельности;
• деловой активности.
Анализ фин коэффициентов, характеризующих реальное состояние предприятия, является крайне важным и необходимым для своевременной диагностики возможного банкротства. Систематическ контроль фин состояния позволяет оперативно выявлять негативные стороны в работе предприятия и принимать меры по их ликвидации.
Главной задачей при выборе метода упр риском на 3 этапе является уменьшение степени вероятного риска до макс низкого уровня. Этого можно добиться различными методами, важнейшими из которых являются: избежание возможных рисков, лимитирование концентрации риска, передача риска, хеджирование, диверсификация, страховка и самострахов, ↑ уровня информационного обеспечения хоз деятельности.
Под избежанием возможных рисков понимается отказ от любого мероприятия, связанного с риском, или разработка мероприятий, которые полностью их исключают. Однако при этом предприятие лишается возможности получения допприбыли, что отрицательно сказывается на его эконом развитии и эффективности использования СК.
Поскольку некоторых рисков вообще невозможно избежать, возникает необходимость использования др методов снижения риска. Кроме того, избежание одного вида риска может привести к возникновению др, более сложного. Прежде чем отказаться от проведения рисковой операции, следует проанализировать возможности использования др способов минимизации финансовых рисков. Незначительные потери можно учитывать как оперативные расходы, заранее уменьшив на них сумму прибыли.
Лимитирование концентрации фин рисков производится путем установления определённых нормативов в процессе осуществления хоз деятельности. Система фин нормативов может включать такие показатели, как предельный размер кредита для 1-го клиента, макс удельный вес ЗК, используемых в хоз деятельности предприятия, макс размер вклада, размещаемого в 1-ом банке, макс допустимый размер расходования какого-либо вида ресурсов, макс период обращения ДЗ и др.
Передача (трансфер) риска является эффективным методом мин фин рисков. Суть в том, что предприятие-трансфер путём заключения договора передаёт риск предприятию (трансфери), принимающему его на себя. При этом цена сделки должна быть приемлемой для обеих сторон. Трансфери за определённую плату берет на себя обязательства по эффективной мин риска трансфера, имея для этого соответствующие возможности и полномочия. Этот договор является выгодным для обеих сторон, так как трансфери может иметь больше возможностей для ↓ риска, лучшие позиции для контроля за хоз ситуацией и риском. Кроме того, размер потерь для него может оказаться не столь значительным, как для предприятия, передающего риск.
Передача риска осуществляется путём заключения контрактов различных типов. К ним относятся:
1. строительные контракты, когда все риски, связанные со строительством, берет на себя строительная фирма;
2. аренда, когда при заключении договора значительная часть рисков передаётся арендатору, однако часть рисков остаётся на собственнике;
3. контракты на хранение и перевозку грузов, когда транспортная компания берет на себя риски, связанные с гибелью или порчей продукции во время её транспортировки;
4. договоры факторинга (фин под уступку денежного требования), когда передаётся кредитный риск предприятия.
Хеджирование осуществляется предприятиями, работающими в тех сферах предпринимательства, где движение цен на товары может оказать отрицательное влияние на прибыль.
Хеджирование представляет собой механизм ↓ риска фин потерь, основанный на использовании производных ценных бумаг, таких, как форвардные и фьючерсные контракты, опционы, свопы и др. В этом случае фактически мин инфляционные, валютные и процентные риски.
Фьючерсы предусматривают покупку или продажу фин или материальных активов в будущем на определённую дату, но по цене, зафиксированной на момент заключения контракта. Заключая фьючерсный контракт, предприятие получает гарантию получения товаров в нужный срок по нужной цене, снижая инфляционные риски и риск неосуществления поставки. Используют два основных вида хеджированиия:
1) длинный хедж, когда фьючерсный контракт покупают в ожидании ↑ цен;
2) короткий хедж, когда фьючерсный контракт продают для защиты от ↓ цен.
Суть механизма хеджирования и использования фьючерсных контрактов заключается в том, что если предприятие несёт фин потери из-за изменения цен к моменту поставки как продавец реального актива или ценных бумаг, то оно выигрывает в том же объёме как покупатель фьючерсных контрактов на то же самое количество активов, и наоборот. Но предприятие может и отказаться от контракта, если будет иметь более выгодные условия с другим поставщиком.
При использовании опциона в основе сделки лежит премия, которую предприятие уплачивает за право продать или купить в течение предусмотренного срока ценные бумаги, валюту и т.д. в определённом количестве и по фиксированной цене. Опцион даёт право купить или продать актив, но владелец опциона не обязан завершать сделку. Как правило, в условиях инфляции реальная цена товара ↑ его цены по опциону. Кроме того, опцион, как и фьючерс, можно перепродать с определённой прибылью для предприятия. Рынки фьючерсов и опционов обеспечивают защиту предприятия от изменений, которые происходят между текущим моментом и моментом, когда сделка должна завершиться. Но эта защита требует определённых затрат.
В основе свопов лежит обмен финансовыми активами с целью снижения возможных потерь. Своп — это обмен обязательствами по платежам, в котором обе стороны договора обмениваются предпочтительными для них видами платёжных средств или порядком проведения платежей. Своп происходит потому, что партнёры выбирают условия другого контракта, более выгодного для них, например, обменивают фиксированные ставки ссудного процента на плавающие, или платежи в валюте одной страны на платежи в валюте другой страны, или сроки наступления платежей и др.
Диверсификация как метод снижения фин рисков заключается в распределении усилий и ресурсов между различными видами деятельности обычно при формировании валютного, кред, депоз, инвест портфеля предприятия. Механизм диверсификации позволяет мин валютные, %, инвестиционные и некоторые другие виды рисков.
Диверсификация видов деятельности может быть вертикальная и горизонтальная. Вертикальная диверсификация предполагает распределение ресурсов между абсолютно различными, несхожими видами деятельности, горизонтальная — распределение ресурсов между разными предприятиями сходного профиля деятельности.
Валютный риск снижается путем формирования валютного портфеля предприятия из различных видов валют.
Депозитный риск уменьшается за счет размещения ДС в нескольких различных банках. При этом доходность портфеля не должна снижаться.
Инвестиционный риск мин с помощью формирования портфеля ценными бумагами различных эмитентов, а также реального инвестирования ресурсов в инвестиционные проекты с различной отраслевой и территориальной направленностью.
Таким образом, с помощью диверсификации происходит усреднение отдельных видов фин рисков предприятия. Но не все виды фин рисков могут быть ↓ с помощью диверсификации.
Эффективным методом мин риска является страхование и его разновидность — самострахование. Страхование можно отнести к такому методу передачи риска, где в роли трансфери выступает страховая компания. Сущность страхования состоит в том, что предприятие готово отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска. Однако данный метод имеет ряд ограничений. Во-1, цена страхования должна соотноситься с размером возможного убытка. Во-2, не все виды рисков принимаются к страхованию страховщиком, а только те, потери от которых он может оценить. Кроме того, есть риски, не страхуемые в принципе.
Лучшим видом страхования является комплексная защита. Если это невозможно, целесообразно выделить из всей группы рисков те, которые влекут за собой наибольшие потери.
Разновидностью страхования является самострахование, когда в качестве страховщика выступает само предприятие. Суть самострахования заключается в создании на предприятии резервных фондов, предназначенных для покрытия непредвиденных расходов и убытков. Резервные фонды могут создаваться в денежной форме, в виде страховых запасов товарно-материальных ценностей, целевых денежных фондов в системе бюджетов предприятия.
При всех + сторонах этого метода мин рисков страховые фонды отвлекают из оборота предприятия значительный V материальных и фин ресурсов, в результате чего эффективность использования СК ↓, возникает необходимость в привлечении внешних источников финанс, что ведёт к возникновению других видов финансовых рисков.
Важное значение в управлении рисками имеет ↑ уровня информационного обеспечения хоз деятельности. Как правило, решения принимаются в условиях неопределённости экономической среды и ограниченности информации. Сделать более точный прогноз и тем самым ↓ риск можно, только обладая полной и достоверной информацией. Таким образом, информация превращается в товар, а торговля ею — в сферу предпринимательства. В этих условиях важной задачей менеджера является правильное определение цены информации. При этом необходимо сопоставить возможные прибыли, получаемые от владения информацией, и убытки, возникающие при ее отсутствии.