Органы, осуществляющие финансовый контроль

Принцип разделения властей играет важную роль в осуществлении фи­нансового контроля как со стороны органов законодательной, так и со сторо­ны исполнительной власти и определяет его новое содержание. Основы фи­нансового контроля, осуществляемого органами государственной власти., за­креплены в Конституции Республики Беларусь, законах и иных нормативных правовых актах.

Субъектами финансового контроля являются особые органы и органи­зации, наделенные контрольными функциями, а также специализированные негосударственные аудиторские организации и аудиторы. Система органон, осуществляющих финансовый контроль, может быть подразделена на органы общей и специальной компетенции. К первым относятся органы, для которых осуществление финансового контроля является не основным видом деятель­ности: Национальное собрание Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь, Правительство и др.

Так, Национальное собрание Республики Беларусь осуществляет конт­роль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением издаваемых им нормативных актов, регулирующих отношения в сфере государственной собственности, хозяй­ственные, финансовые и налоговые отношения. Также в целях регулирования общегосударственных доходов и расходов Национальное собрание утвержда­ет республиканский бюджет, отчет о его исполнении, нормативы отчислений от общегосударственных налогов и доходов в местные бюджеты, устанавлива­ет республиканские и местные налоги и сборы.

Таким образом, финансовый контроль законодательным органом страны осуществляется при рассмотрении и утверждении государственного прогно­за экономического и социального развития народного хозяйства, государствен­ного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государствен­ных средств, целесообразность осуществления расходов. Проводится финан­совый контроль законодательным органом через комитеты и комиссии, в ча­стности через плановые и бюджетно-финансовые комиссии.

Права и обязанности Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О Прези­денте Республики Беларусь. В ст. 17 Закона определены полномочия Прези­дента. В частности, Президент имеет право отменять акты Правительства Рес­публики Беларусь, непосредственно или через создаваемые им органы осу­ществлять контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления, приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. Президент также имеет право издания указов и декретов, В качестве примера деятельности Президен­та по осуществлению финансового контроля в Республике Беларусь можно привести его Указ «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». Именно в этом и заключаются полномочия Президента по реализации финансового контроля.

Права Совета Министров Республики Беларусь по осуществлению фи­нансового контроля определены в Законе Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»

Финансовые органы, возглавляемые Министерствам финансов, контро­лируют процессы мобилизации и использования бюджетных фондов. Поэто­му этот вид финансового контроля называют бюджетным. Бюджетный конт­роль способствует разработке оптимальной финансовой и бюджетной поли­тики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.

Финансовые отделы на местах составляют проект бюджета (например, го­рода) и несут ответственность за его исполнение как по доходам, так и по расходам, за обеспечение необходимыми денежными средствами мероприя­тий, которые предусматриваются социально-экономическим развитием го­рода, и других мероприятий, финансируемых из бюджета, а также обеспечи­вают мобилизацию на территории города финансовых ресурсов на общего­сударственные потребности.

Деятельность местных финансовых органов по осуществлению финан­сового контроля можно рассмотреть на примере финансового отдела испол­нительного комитета городского Совета депутатов. Основными его задачами являются:

- мобилизация денежных средств и направление их в соответствии с ут­вержденными планами на финансирование мероприятий по развитию мест­ного хозяйства;

- экономически обоснованное планирование доходов и расходов бюдже­та города, проведение мероприятий по обеспечению своевременного и пол­ного поступления всех доходов, предусмотренных в бюджете города, и эко­номного использования бюджетных средств строго по целевому назначению;

- контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины, за исполнением предприятиями, учреждениями и организациями, находящи­мися на территории города, финансовых обязательств перед государством.

Финансовый отдел, решая возложенные на него задачи, должен учитывать предложения постоянных комиссий городского Совета депутатов.

Финансовый отдел горисполкома в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

- организует работу по составлению проектов бюджетов города, район­ных бюджетов городского подчинения на основе решений исполкома городс­кого Совета депутатов и указаний вышестоящих финансовых органов;

- составляет проект бюджета города и предоставляет его на рассмотрение исполкому городского Совета депутатов;

- вносит исполкому городского Совета предложения о распределении до­ходов и расходов городского бюджета между бюджетом города и районными бюджетами городского подчинения; проводит мероприятия по укреплению доходной базы каждого из бюджетов;

- рассматривает проекты сводных смет расходов управлений и отделов исполкома городского Совета депутатов и отдельных учреждений, которые финансируются городским финансовым отделом, по расходам на просвеще­ние, здравоохранение, социальное обеспечение и другие мероприятия по го­родскому бюджету, смет затрат на содержание аппарата исполкома Совета депутатов, его управлений и отделов;

- организует и обеспечивает исполнение бюджета города, составляет рос­пись доходов и расходов городского бюджета, утвержденного городским Со­ветом депутатов, исполняет городской бюджет;

- осуществляет контроль за ходом исполнения районных бюджетов город­ского подчинения;

- рассматривает бухгалтерские отчеты и балансы управлений и отделов исполкома городского Совета депутатов;

- рассматривает и утверждает сводные сметы специальных средств уч­реждений, находящихся на городском, районных бюджетах городского подчи­нения, а также сметы по специальным средствам, которые находятся в непос­редственном распоряжении отделов и управлений исполкома городского Совета депутатов;

- обеспечивает проверку правильности составления и утверждения смет бюджетных учреждений и смет на централизованные мероприятия, а также проверку правильности тарификации работников социально-культурных и дру­гих учреждений, находящихся на бюджете города, района, и контроль за свое­временной выплатой заработной платы работникам этих учреждений;

- осуществляет контроль за правильным и экономным расходованием средств на содержание аппарата управления, соблюдением предельных ас­сигнований, установленных на эти цели, за действующим порядком утверж­дения штатов и смет расходов на содержание аппарата управления, а также за соответствием размеров окладов и ставок заработной платы;

- разрабатывает предложения по снижению расходов на содержание ап­парата управления предприятий, учреждений, организаций;

- проводит периодические проверки состояния контрольно-ревизионной работы в управлениях и отделах исполкома городского Совета депутатов;

- осуществляет контроль за состоянием бухгалтерского учета и отчетнос­ти в бюджетных учреждениях городского подчинения; проводит работу по усовершенствованию, централизации и механизации бухгалтерского учета;

- рассматривает письма (заявления и жалобы) граждан по вопросам, от­носящимся к компетенции отдела, и принимает по ним необходимые меры;

- обеспечивает проведение в жизнь финансовой политики, анализирует показатели развития экономики города, принимает меры по оздоровлению финансового положения предприятий, учреждений и организаций и осуще­ствляет руководство районными финансовыми отделами по этим вопросам;

- совместно с другими экономическими органами принимает участие в разработке проекта сводных балансов финансовых ресурсов города, на их основе выявляет тенденции развития финансовой базы;

-принимает участие в проведении разгосударствления собственности, изучает влияние этих процессов на изменение финансового положения на­родного хозяйства;

- анализирует динамику цен в городе, их влияние на финансовые показа­тели деятельности хозяйства, принимает участие в разработке некоторой час­ти оптовых и розничных цен и тарифов;

— анализирует действующую систему налогообложения предприятий и организаций, доходов граждан, итоги работы по установленным местным налогам и сборам;

- принимает участие в разработке предложений по новым законодатель­ным актам по налогам и другим платежам в бюджет;

- анализирует обоснованность предоставления льгот предприятиям и уч­реждениям по платежам в бюджет согласно действующему законодательству;

- участвует в работе по созданию рынка ценных бумаг, анализирует его влияние на финансовое положение хозяйства и денежного обращения, про­водит регистрацию и учет в обороте ценных бумаг акционерными общества­ми, коммерческими банками, предприятиями;

- контролирует правильность проведения выплат и возмещений за счет республиканского бюджета, предусмотренных действующими нормативны­ми актами;

- готовит предложения о выпуске в оборот денежно-вещевых лотерей;

- осуществляет практическую помощь финансовым органам города в организации работы по внедрению новых форм хозяйствования;

- устанавливает деловые связи с другими учреждениями и отделами ис­полкома по вопросам усовершенствования финансового и хозяйственного механизма налогового законодательства, ценообразования.

Высшим специализированным органом финансового контроля, существу­ющим в Республике Беларусь, является Комитет государственного конт­роля Республики Беларусь, функции и правовые основы деятельности кото­рого закреплены в Законе Республики Беларусь «О Комитете государственно­го контроля Республики Беларусь»'.

В соответствии с названным Законом Комитет государственного контроля Республики Беларусь является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием госу­дарственной собственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяй­ственные, финансовые и налоговые отношения.

К основным направлениям деятельности Комитета государственного кон­троля и его территориальных органов относится осуществление государствен­ного контроля за:

1) исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодатель­ства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюд­жетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

2) расходованием средств республиканского и местных бюджетов на со­держание государственных органов, сохранностью и использованием госу­дарственного имущества;

3) исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также раз­государствления, приватизации и иного отчуждения объектов государствен­ной собственности;

4) соблюдением государственными органами, иными юридическими ли­цами (в том числе резидентами свободных экономических зон) актов законо­дательства в области инвестиционной деятельности;

5) законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов;

6) соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;

7) состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных орга­нах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

8) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждении Республики Беларусь, действующих за рубе­жом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета;

9) соблюдением законодательства в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и со­стояниях, а также за сбором и сдачей их лома и отходов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь;

10) соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов, соблюдением порядка сбора, учета, хранения, использования, реа­лизации и переработки черных и цветных металлов, их лома и отходов;

11) исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями зако­нодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения;

12) соблюдением участниками рынка ценных бумаг, а также Нацио­нальным банком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющими деятельность по регулированию этого рынка, законодатель­ства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг,

13) поставкой товаров для государственных нужд;

14) соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предприни­мателями законодательства, определяющего правила торговли и обслужива­ния населения, порядок формирования цен на товары (работы, услуги) и дис­циплину цен при реализации товаров (работ, услуг), качество изготавливае­мых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их бе­зопасность для жизни, здоровья и имущества потребителей, защиту потреби­тельского рынка и прав потребителей;

15) исполнением государственными органами, иными юридическими ли­цами и индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирую­щего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, а также за законностью использования государственных средств при осуществлении внешнеэкономических операций;

16) соблюдением законодательства при осуществлении валютных опера­ций на территории Республики Беларусь.

Комитету государственного контроля и его территориальным органам предоставлено право устанавливать и поддерживать непосредственные связи с контрольными органами других государств и международными организа­циями, заключать с ними соглашения.

Систему органов Комитета государственного контроля Республики Бела­русь образуют Комитет государственного контроля и его территориальные органы - комитеты государственного контроля областей и города Минска.

По решению Президента Республики Беларусь территориальные органы Комитета государственного контроля могут создаваться в городах и районах Республики Беларусь.

Другим специализированным контролирующим органом, который нахо­дится в системе Министерства финансов Республики Беларусь, является Глав­ное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов (далее -ГКРУ). Его деятельность регламентирована Постановлением Совета Мини­стров Республики Беларусь «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь».

Основными задачами ГКРУ являются: осуществление контроля за соблю­дением министерствами и другими органами государственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комите­тами всех уровней финансово-бюджетного законодательства, за целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по всем направлениям и видам расходов, внебюд­жетных средств, а также за законностью совершаемых ими финансово-хозяй­ственных операций; проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий испол­нения смет на содержание бюджетных учреждений; анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государ­ственных материальных и денежных ресурсов.

К специализированным органам государственного финансового контро­ля относится и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, которое является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборо­том алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилово­го из непищевого сырья и табачных изделий (далее - алкогольной продукции и табачных изделий) и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Основными задачами Министерства по налогам и сборам являются:

1. Осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдени­ем законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием фи­зическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обес­печением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты нало­гов, сборов и иных обязательных платежей (далее - налоги) в бюджет, государ­ственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (да­лее-бюджет).

2. Осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий.

3. Учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет.

4. Разработка предложений по совершенствованию налогового законода­тельства и организации работы налоговых органов.

5. Осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции.

6. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законо­дательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции.

7. Подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществ­ление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы.

8. Принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.

Таким образом, практически все функции, права и обязанности Мини­стерства по налогам и сборам Республики Беларусь и налоговых органов на местах сконцентрированы в области контроля.

В Республике Беларусь существуют и другие государственный органы, осуществляющие финансовый контроль. Например, Государственный тамо­женный комитет (осуществляет контроль за перемещением валютных средств через таможенную границу страны), Национальный банк (осуществляет кон­троль за соблюдением установленных правил денежного обращения, расче­тов, валютных операций и т. д.), МВД Республики Беларусь (осуществляет контроль в рамках своих полномочий по проверке деятельности субъектов хозяйствования) и др. Более подробно рассмотреть компетенцию этих орга­нов не позволяет объем данной работы.

Завершая рассмотрение вопросов об органах, осуществляющих финансо­вый контроль, целесообразно сделать следующие выводы:

- субъектами финансового контроля являются особые государственные органы и организации, наделенные контрольными функциями, а также спе­циализированные негосударственные аудиторские организации и аудиторы;

- система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть подразделена на органы общей и специальной компетенции;

- к органам общей компетенции следует отнести органы, для которых осу­ществление финансового контроля является не основным видом деятельнос­ти. К ним относятся Национальное собрание Республики Беларусь, Прези­дент Республики Беларусь и Правительство и др.;

- к органам специальной компетенции относятся: Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь; Комитет государственного контроля Республики Беларусь; Главное контрольно-ревизионное управле­ние Министерства финансов Республики Беларусь; Министерство по нало­гам и сборам Республики Беларусь; Государственный таможенный комитет Республики Беларусь; Национальный банк Республики Беларусь; МВД Рес­публики Беларусь и др.

Преподаватель:

Наши рекомендации