Расставьте знаки препинания в предложениях, объясните их расстановку. 1. 1. Осень предупреждала о своем приходе () то сухим листком () то маленькой() зеленой гусеницей.
1. 1. Осень предупреждала о своем приходе (...) то сухим листком (...) то маленькой(...) зеленой гусеницей.
2. Вечером завыл в трубах ветер (...) загудел среди деревьев (...) взбудоражил лес угрожающим присвистом.
3. Большой город притягивал своей мощью (...) жизненностью (...) суетой непрерывных человеческих потоков (...) грохотом трамваев (...) и криком сирен автомобилей.
4. Лодка качнулась (...) поднялась (...) и исчезла.
2. 1. Однажды Лебедь (...) Рак (...) да Щука везти с поклажей воз взялись.
2. Дети собирали в лесу лечебные травы (...) и ягоды (...) грибы (...) и орехи. 3. Поворчал он (...) да не посмел ослушаться.
4. Пушкин создал замечательные произведения (...) как в стихах (...) так и в прозе.
3. 1. Татьяна верила преданьям (...) простонародной старины.
2. На другой день (...) ни свет (...) ни заря Лиза уже проснулась.
3. Я не вижу (...) ни голубого неба (...) ни синего моря (...) ни белых лодок.
4. Я поеду теперь на Дальний Восток (...) либо на север.
4. 1. В комнате остались только хозяин (...) да Сергей Николаевич (...) да Владимир Петрович.
2. Повсюду раздавался стук топоров (...) и молотков (...) да визг пил (...) и рубанков.
3. Буран крутит (...) швыряет снегом (...) и высвистывает (...) и заливается жутким воем.
4. Ее серые глаза были красны не то от бессонницы (...) не то от слез.
5. 1. Другие факторы (...) как-то (...) ветры (...) разность температуры днем и ночью (...) летом (...) и зимой (...) морские брызги (...) и прочее (...) играют второстепенную роль.
2. Бабушка предложила выбрать одну из двух комнат (...) или залу (...) или гостиную.
3. Выступления ансамбля проходили с большим успехом (...) как в нашей стране (...) так и за рубежом.
4. Соревнования были проведены (...) по легкой атлетике (...) и по плаванию.
6. 1. В лыжном кроссе участвовали (...) и юноши (...) и девушки.
2. Все это (...) шум (...) и говор (...) и толпа людей (...) было как-то чудно Акакию Акакиевичу.
3. На полках по углам стояли (...) кувшины (...) бутылки (...) и фляжки зеленого и синего стекла (...) разные серебряные кубки (...) позолоченные чарки всякой работы.
4. Приемы и обычаи значительного лица были солидны (...) и величественны (...) но немногосложны.
7. 1. Тихий сумеречный час (...) шорох деревьев (...) и немолчный звон воды (…) все это настраивало особенным образом.
2. Море вечно (...) и неумолкаемо шумит (...) и плещет.
3. Пел одинокий женский голос (...) то грустно (...) и смутно (...) то задорно (...) и весело.
4. Все (...) и офицеры (...) и старшины (...) и матросы (...) были наверху (...) и жадно всматривались в глубину залива.
8. 1. Утренняя добыча (...) два больших сига (...) несколько судаков (...) щука (...) и целых пять штук стерлядей (...) была хорошая.
2. Искусство (...) должно отражать жизнь человека целостно (...) синтетично (...) ярко.
3. Горный поток (...) и шумел (...) и пенился (...) и бился о скалы.
4. Она взяла вилку (...) нож (...) и начала есть.
9. 1. Вечерами мы читали (...) или играли в шахматы.
2. К берегу причалила пирога (...) или длинная (...) выдолбленная из дерева лодка.
3. Он стоял (...) ни жив (...) ни мертв.
4. Все блещет (...) и нежится (...) и радостно тянется к солнцу.
10. 1. Книга интересна (...) как для взрослых (...) так и для детей.
2. Ум (...) передовые взгляды (...) благородные стремления (...) не только не ценятся в фамусовском обществе (...) но и преследуются им.
3. Он помнится нам (...) как самый веселый (...) так и самый остроумный студент в группе.
4. Они сошлись. Волна (...) и камень (...) стихи (...) и проза (...) лед (...) и пламень (...) не столь различны меж собой.
11. 1. Он по-французски совершенно мог изъясняться (...) и писал (...) легко мазурку танцевал (...) и кланялся непринужденно.
2. И сердце бьется в упоенье (...) и для него воскресли вновь (...) и божество (...) и вдохновенье (...) и жизнь (...) и слезы (...) и любовь.
3. Сперва взаимной разнотой они друг другу были скучны (...) потом понравились (...) потом съезжались каждый день верхом (...) и скоро стали неразлучны.
4. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка (...) с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре (...) и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм.
12. 1. Солнце светило ласково (...) нежно (...) и согревало своим теплом лес (...) луг (...) озеро.
2. Я стал посещать музеи (...) галереи (...) и читать книги.
3. Я лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории (...) да придал устному рассказу письменную форму.
4. Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей (...) и дел (...) и мнений.
13. 1. Префикс находится перед корнем (...) и служит для образования новых слов.
2. Он вынул из кармана маленький пистолет (...) и вложил его в ухо голодному зверю (...) и выстрелил.
3. Собрать все книги бы (...) да сжечь.
4. Щегольство (...) чистота (...) и изящество в одежде (...) и убранство хат составляли привычку (...) и необходимость их жизни.
14. 1. Тропа вела его (...) то лугом вдоль речки (...) то частым лесом (...) то гречичным полем.
2. Марал разводится в специальных питомниках Алтая (...) Саян (...) Дальнего Востока.
3. В настоящую лесную глушь забираются только белка (...) да пестрый дятел.
4. Цветы лучше всего собирать утром (...) или под вечер.
15. 1. Дни стояли пасмурные (...) однако теплые.
2. Квартира у них небольшая (...) зато удобная (...) и в самом центре города. 3. В его движениях не чувствовалось волнения (...) или страха.
4. Тема этого романа интересная (...) да не новая.
16. 1. Он (...) или останется здесь еще один день (...) или уедет сегодня же.
2. На помощь ему обязательно придет (...) либо брат (...) либо сестра.
3. Весь день идет (...) не то мелкий дождь (...) не то мокрый снег.
4. Ни дождь (...) ни ветер (...) ни холод (...) не могли остановить туристов в их нелегком походе.
17. 1. Спортом должны заниматься (...) как дети (...) так и взрослые.
2. Пишу вечером пером (...) либо карандашом, чтобы не уставала рука.
3. Интересные экскурсии можно проводить (...) не только летом (...) но и зимой.
4. Скользящим движением, как кошка, он не то прополз (...) не то проскочил (...) не то перелетел езженую дорогу.
18. 1. Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов (...) ни локомотивов (...) ни широких рек.
2. В каждом человеке есть (...) сила (...) и слабость (...) мужество (...) и страх. 3. Средний сын и так (...) и сяк.
4. С чужими я (...) либо робел (...) либо важничал.
19. 1. В гимназии Саша стал учиться опять (...) ни то (...) ни се.
2. Всякий вечно позабывал на кухне (...) или шапку (...) или кнут для чужих собак (...) или что-нибудь подобное.
3. Слуга в трактире (...) принес нам разные закуски (...) булочки (...) и самовар.
4. Брат приехал к нам в деревню на три дня (...) да и остался на все лето.
20. 1. Ночь стояла звездная (...) и темная.
2. Сначала все шло легко (...) однако потом пришли трудности.
3. Либо дождик (...) либо снег (...) либо будет (...) либо нет.
4. Мне хотелось застать медведя за едой где-нибудь на поляне (...) или за рыбной ловлей на берегу реки.
Тест № 95
1. Укажите, в каких предложениях нужна запятая перед союзом И? (3наки препинания не расставлены).
1) И чист и тих и ясен свод небес.
2) Хозяева часто выслеживали Алёшу ругали и били его и уничтожали книги, которые ему доставались с таким трудом.
3) Птицы быстро поднялись да и разлетелись в разные стороны.
4) Ночь медленно течёт без звёзд и без звуков и без движения.
2. Укажите в каких предложениях нужна запятая при однородных членах предложения? (3наки препинания не расставлены).
1) Просмотрев газеты и журналы и написав несколько писем отец вышел из кабинета.
2) Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом деревянного дома выкрашенного серою краской и покрытого железной крышей.
3) Двое людей мечтали покачиваясь в лодке задумчиво поглядывая на вечерний закат.
4) Не говоря ни слова и не прощаясь ни с кем он вышел из комнаты.
3. Укажите, в каком(-их) предложении(-ях) должна быть одна запятая (знаки препинания не расставлены).
1) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
2) Он думал не столько о предстоящем отдыхе сколько о скорой встрече со своим старым другом.
3) Я немного поколебался однако сел.
4) Крепок высок и могуч многолетний дуб.
4. Укажите, в каком(-их) предложений(-ях) не должно быть ни одного знака препинания (знаки препинания не расставлены).
1) Иногда мёртвой змеёй проплывает жердь или бревно.
2) Я бы сам к вам явился да побоялся.
3) Дождь стучал по крыше трепал листья в саду и плескался на дворе в лужах.
4) Андрей стоял ни жив ни мёртв и не имел духа взглянуть в лицо отца.
5. Укажите, в каком(-их) предложений (-ях) на месте пропуска нужно ставить тире.
1) Лицо, походка, взгляд, голос (...) всё вдруг изменилось в Наташе.
2) Виднелись (...) или необработанные песчаные равнины, или далёкие горы.
3) Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах (...) ничего не укрылось от наблюдательного гостя.
4) Полуразрушенные дворовые постройки, повисшая на одной петле ставня, подгнившие ступеньки крыльца (...) всё говорило о том, что в доме нет мужских рук.
6. Укажите, в каком(-их) предложении(-ях)на месте пропуска не нужно ставить тире.
1) В Обломовке верили всему (...) и оборотням, и мертвецами.
2) Луг пестрел (...) жёлтыми лютиками, и синими колокольчиками, и белой ромашкой.
3) Княжна Мери вовсе не думала и не понимала (...) о своём лице и причёске.
4) Леса, и пруды, и степи (...) всё сияло.
7. Укажите, в каком(-их) предложении(-ях) ставится двоеточие (знаки препинания не расставлены).
1) Взволнованно и ярко показал Гоголь в повести «Тарас Бульба» богатырскую силу народа его патриотическое чувство готовность пожертвовать жизнью за родину высокое понимание чувства товарищества.
2) Воды всюду прекрасны и на юге и в песках наших северных лесов и в зное Арала.
3) Казак большую часть времени проводит на кордонах в походах на охоте или на рыбной ловле.
4) Задрожит белым блеском всё это море этот лазурный воздух эти ветки и листья облитые солнцем.
8. Укажите, в каком/-их предложении/-ях знаки препинания расставлены верно.
1) Иван Иванович всегда даёт каждому из детей, или по бублику, или по кусочку дыни, или по яблоку.
2) Степные травы, унизанные вечерней росой и тихо колыхавшиеся под легкими порывами ветра, отливали серебром.
3) Целый день бродил я из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу.
4) Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые.
9. Укажите, в каком/-их предложении/-ях знаки препинания расставлены верно.
1) В глубине сада стоял маленький деревянный флигель.
2) Геологи быстро переходили вброд быструю, горную речку.
3) Пьер заметил новое, молодое выражение на лице своего друга.
4) Под звёздами балканскими вспоминаем неспроста ярославские, да брянские, да смоленские места.
10. Укажите, в каком/-их предложении/-ях знаки препинания расставлены верно.
1) Около часу свирепствовал вихрь и затем пропал, так же неожиданно, как и появился.
2) Тогда Алексей изо всех сил рванул унты обеими руками, и тут же потерял сознание.
3) Птицелов должен знать не столько голоса и повадки птиц, сколько обладать ещё мастерством декоратора.
4) Я немного поколебался, однако сел.
11. Укажите, в каком/-их предложении/-ях знаки препинания расставлены верно.
1) Всё было покрыто в комнате пылью: книги на полках, и портьеры и старая мебель.
2) Туманы в Лондоне бывают, если не каждый день, то через день непременно.
3) Зачем Никиша поднялся ни свет ни заря, этого никто не мог знать.
4) Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза подряд над рекой.
12. Укажите, в каком/-их предложении/-ях знаки препинания расставлены верно.
1) Посаженные заботливыми родственниками деревца: клён, тополь, акации, а также дикорастущий тёрн - зеленели приветливо и свежо.
2) Вся мебель: диваны, столы и стулья были сделаны из красного дерева.
3) Нашим северным растениям: и рябине, и черёмухе и смородине – ученый стремился привить качества южных плодов и ягод.
4) Вообще всё в мире: каждый пень и каждый муравей, который тащит маленькую мошку, всё это может обернуться сказкой.
13. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Профессор (1) мне тут же показал (2) все нужные инструменты (3) как для ловли бабочек (4) так и для раскладывания их.
1) 1,2,3,4 2) 2, 3, 4, 3) 3,4 4) 4
14. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Многие стихийные бедствия (1) испытали на себе люди (2) пожары (3) и засухи (4) и наводнения.
1) 1,4- запятые, 2 – тире 2) 1, 2, 3, 4 - запятые
3) 1, 3, 4-запятые 4) 2- двоеточие; 3,4 - запятые
15. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Вьюн необыкновенно почтителен (1) и ласков (2) однако умильно смотрит (3) как на своих (4) так и на чужих.
1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 2,4 4) 2,3,4
16. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Человек, оставшись в лесу, обыкновенно разговаривает сам с собой ( )
или свистит ( ) или поёт ( ) или сшибает палкой сухие листья.
1) Запятые на месте скобок нужны, потому что союз ИЛИ соединяет части сложного предложения.
2) Запятые на месте скобок не нужны, так как союз ИЛИ соединяет однородные члены предложения.
3) Запятые на месте скобок нужны, потому что союз ИЛИ соединяет повторяющиеся однородные члены предложения.
4) Запятые на месте скобок не нужны, потому что союз ИЛИ присоединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член предложения.
17. Укажите, в каком/-их предложении/-ях ставится тире перед обобщающим словом после однородных членов. (Знаки препинания не расставлены).
1) Ни время ни расстояние ничто не ослабляет дружбу.
2) Дома деревья птицы сидящие на проводах прохожие проносились мимо него.
3) Они обычно говорили о болезни погоде о вчерашнем дожде.
4) Тишина и теснота ущелья чёрный цвет его стен всё действовало несколько угнетающе.
18. Укажите, в каком(-их) предложении(-ях) ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами предложения. (Знаки препинания не расставлены).
1) Они постоянно обсуждали родных знакомых и даже знакомы своих знакомых.
2) Из-под молодой травы выбиваются и тут же распускаются весенние цветы какие-то былинки и неизвестные мне растения.
3) Любой пустяк и нежное слово и случайный смех и внезапные взгляды казался мне значительным.
4) Всё сливалось в одну радостную мелодию шум реки стук дятла и крик селезня.
19. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Не хотелось (1) ни есть (2) ни пить (3) ни говорить (4) хотелось только лежать.
1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 1,2,4
20. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
Добрые люди понимали её (жизнь) не иначе, как идеалом покоя (1) и бездействия, нарушаемого неприятными случайностями (2) как-то (3) болезнями (4) улыбками (5) ссорами (6) и между прочим трудом.
1) 1,2, 3,4, 5, 6-запятые 2) 2,3,4, 5,6 - запятые
3) 2,4,5,6 - запятые; 3 – двоеточие 4) 2 - тире; 3,4, 5, 6 - запятые.