Расставьте знаки препинания и объясните их употребление.

1. 1. Вновь я посетил (...) тот уголок земли (...) где я провел изгнанником (...) два года незаметных.

2. Я жить хочу (...) чтоб мыслить и страдать.

3. И сердце вновь горит и любит - оттого (...) что не любить оно не может.

4. Но там, увы (...) где неба своды (...) сияют в блеске голубом (...) где тень олив (...) легла на воды (...) заснула ты последним сном.

2. 1. Дорогою свободной иди (...) куда влечет тебя свободный ум.

2. И долго буду тем любезен я народу (...) что чувства добрые (...) я лирой пробуждал (...) что в мой жестокий век восславил я свободу (...) и милость к падшим призывал.

3. Свет решил (...) что он умен (...) и очень мил.

4. Умел судить о том (...) как государство богатеет (...) и чем живет (...) и почему не нужно золота ему (...) когда простой продукт имеет.

3. 1. Всего (...) что знал еще Евгений (...) пересказать мне недосуг.

2. Мы лучше поспешим на бал (...) куда (...) стремглав в ямской карете (...) уж мой Онегин поскакал.

3. Но если б не страдали нравы (...) я б балы до сих пор любил.

4. И (...) хоть он был повеса пылкий (...) но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец.

4. 1. Кто чувствовал (...) того тревожит (...) призрак невозвратимых дней.

2. По вольному распутью моря (...) когда ж начну я вольный бег?

3. Вдруг получил он в самом деле от управителя доклад (...) что дядя при смерти в постели (...) и с ним проститься был бы рад.

4. Попы и гости ели, пили и после важно разошлись (...) как будто делом занялись.

5. 1. Деревня (...) где скучал Евгений (...) была прелестный уголок.

2. Почетный замок был построен (...) как замки строиться должны.

3. Он в том покое поселился (...) где деревенский старожил (...) лет сорок с ключницей бранился (...) в окно смотрел (...) и мух давил.

4. Один среди своих владений (...) чтоб только время проводить (...) сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить.

6. 1. Он верил (...) что душа родная соединиться с ним должна.

2. Он верил (...) что друзья готовы за честь его принять оковы (...) и (...) что не дрогнет их рука (...) разбить сосуд клеветника.

3. В пустыне (...) где один Евгений (...) мог оценить его дары (...) господ соседственных селений ему не нравились пиры.

4. Взойдет ли он (...) тотчас беседа заводит слово стороной о скуке жизни холостой.

7.1. Он любил (...) как в наши леты (...) уже не любят.

2. Когда же няня собирала для Ольги на широкий луг (...) всех маленьких ее подруг (...) она в горелки не играла.

3. Она любила на балконе предупреждать зари восход (...) когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод (...) и тихо край земли светлеет (...) и, вестник утра, ветер веет (...) и всходит постепенно день.

4. Она любила Ричардсона (...) не потому (...) чтобы прочла (...) не

потому (...) чтоб Грандисона она Ловласу предпочла.

8. 1. Она меж домом и досугом открыла тайну (...) как супругом (...)

самодержавно управлять.

2. И там (...) где прах его лежит (...) надгробный памятник гласит...

3. Я выбрал бы другую (...) когда б я был, как ты, поэт.

4. Иные даже утверждали (...) что свадьба слажена совсем (...) но

остановлена затем (...) что модных колец не достали.

9. 1. Чего ты хочешь (...) попроси.

2. Ты говорил со мной в тиши (...) когда я бедным помогала (...) или молитвой услаждала тоску волнуемой души.

3. Наказ, основанный на том (...) чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели.

4. Ждала Татьяна с нетерпеньем (...) чтоб трепет сердца в ней затих (...) чтобы прошло ланит пыланье...

10. 1. И сам не знает поутру (...) куда поедет ввечеру.

2. Теперь мы в сад перелетим (...) где встретилась Татьяна с ним.

3. Я (...) сколько ни любил бы вас (...) привыкнув (...) разлюблю тотчас.

4. Что может быть на свете хуже (...) семьи (...) где бедная жена (...) грустит о недостойном муже и днем и вечером одна.

11. 1. Конечно (...) вы не раз видали уездной барышни альбом (...) что все подружки измарали (...) с конца, с начала и кругом.

2. Кто любит более меня (...) пусть пишет далее меня.

3. В такой альбом (...) мои друзья (...) признаться, рад писать и я, уверен будучи душою (...) что всякий мой усердный вздор (...) заслужит благосклонный взор (...) и (...) что потом с улыбкой злою не станут важно разбирать (...) остро иль нет я мог соврать.

4.Что ни заметит (...) ни услышит (...) об Ольге (...) он про то и пишет.

12. 1. Говорят (...) что в мире выше нет наград.

2. Известно это (...) хоть мы признаться не хотим.

3. Стократ блажен (...) кто предан вере (...) кто, хладный ум угомонив, покоится в сердечной неге.

4. Но жалок тот(...) кто все предвидит (...) чья не кружится голова.

13. 1. В смятенье Таня торопилась (...) пока звезда еще катилась (...) желанье сердца ей шепнуть.

2. Когда случалось (...) где-нибудь (...) ей встретить черного монаха (...) иль быстрый заяц меж полей перебегал дорогу ей (...) не зная (...) что начать со страха (...) предчувствий горестных полна, ждала несчастья уж она.

3. Гадает ветреная младость (...) которой ничего не жаль (...) перед которой жизни даль (...) лежит светла (...) необозрима.

4. Кому поем (...) тому (...) добро и слава!

14. 1. Но (...) что подумала Татьяна (...) когда узнала меж гостей (...) того (...) кто мил и страшен ей.

2. Скажи ж ты мне (...) кого ты видела во сне.

3. Бывало (...) когда гремел мазурки гром (...) в огромной зале все дрожало.

4. Заметив (...) что Владимир скрылся (...) Онегин, скукой вновь гоним, близ Ольги в думу погрузился.

15. 1. Он все боялся (...) чтоб проказник (...) не отшутился как-нибудь.

2. Когда б он знал (...) какая рана моей Татьяны сердце жгла!

3. Буду ей спаситель. Не потерплю (...) чтоб развратитель огнем и вздохов и похвал младое сердце искушал (...) чтоб червь презренный, ядовитый точил лилеи стебелек (...) чтобы двухутренний цветок увял еще полураскрытый.

4. Когда бы ведала Татьяна (...) когда бы знать она могла (...) что завтра Ленский и Евгений (...) заспорят о могильной сени.

16. 1. Глядит - и видит (...) что пора (...) давно уж ехать со двора.

2. Хоть человек он неизвестный (...) но (...) уж конечно (...) малый честный.

3. И все (...) что радует (...) живит (...) все (...) что ликует и блестит (...) наводит скуку и томленье.

4. Оставьте град неугомонный (...) где веселились вы зимой.

17. 1. Пока не требует поэта (...) к священной жертве Аполлон (...) в заботах суетного света (...) он малодушно погружен.

2. Он знал довольно по-латыни (...) чтоб эпиграфы разбирать.

3. Кто жил и мыслил (...) тот не может (...) в душе не презирать людей.

4. Потом увидел ясно он (...) что и в деревне скука та же (...) хоть нет ни улиц, ни дворцов...

18. 1. И в голос все решили так (...) что он опаснейший чудак.

2. Блажен (...) кто ведал их волнения (...) и наконец от них отстал.

3. И (...) чтоб ее рассеять горе (...) разумный муж уехал вскоре.

4. Но наш герой (...) кто б ни был он (...) уж верно был не Грандисон.

19. 1. Чем меньше женщину мы любим (...) тем легче нравимся мы ей (...) и тем вернее ее губим (...) средь обольстительных сетей.

2. Не в первый раз он тут явил души прямое благородство (...) хотя людей недоброхотство (...) в нем не щадило ничего.

3. Пишите оды (...) господа (...) как их писали в мощны годы (...) как было встарь заведено.

4. То несомненный знак ей был (...) что едут гости.

20. 1. Ей снится (...) будто бы она идет по снеговой поляне.

2. Во-первых (...) он уже не прав (...) что над любовью робкой (...) нежной (...) так подшутил вечор небрежно.

3. Но (...) тот (...) кто музою взлелеян (...) всегда таков.

4. Но прежде просит позволенья (...) пустынный замок навещать (...) чтоб книжки здесь одной читать.

Тест № 107

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Быстро (1) чтобы орлы не проведали (2) об укрытом олене (3) я поспешил к Лувену.

1) 1 2) 2 3) 1,2, 4) 1,3

2. Все (1) как будто (2) ждали (3) не будет ли он еще петь.

1) 1 2) 2 3) 1,2,3 4) 3

3. Как ни крепился Чичиков духом (1) однако (2) похудел (3) и даже позеленел во время таких невзгод.

1) 1 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

4. На попутной машине она из хутора (1) где жила (2) приехала в станицу (3) где находилось правление.

1) 1 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

5. То (1) что наедине с собой сходило за объяснение (2) на пороге института (3) выглядело как самый черствый эгоизм.

1) 1 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

6. Маяковский писал свои стихи так (1) чтобы они далеко (2) и хорошо звучали (3) чтобы их удобно было читать вслух.

1) 1 2) 1,2 3) 1,2,3 4)1,3

7. Впоследствии (1) я имел много случаев благодарить удэгейцев (2) за то (3) что слушался их советов (4) и делал так (5) как они говорили.

1) 1,2,3,4,5 2) 3,4,5 3) 3,5 4) 1,3,4

8. И после того (1) как уже стемнело (2) и зажгли свет (3) они продолжали сидеть вокруг стола в нескончаемом разговоре.

1) 1,2 2) 1,2,3 3) 3 4) 1,3

9. Как бы (1) ни был жизнерадостен инженер (2) и как бы ни нравилась ему работа (3) он не упустит случая изобразить себя мучеником.

1) 1,2 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 3

10. Машина (1) вокруг которой играли дети (2) и (3) возле которой сидела заведующая (4) находилась метрах в тридцати.

1) 1,2,3 2) 1,4 3) 1,2,3,4 4) 2,4

11. Я люблю подмосковные леса (1) когда они весело шелестят при легком ветерке (2) и (3) когда они (4) заснеженные (5) спокойно спят под холодным светом луны.

1) 1,2,4 2) 1,4,5 3) 1,3,4,5 4) 2,4,5

12. Я люблю подмосковные леса (1) когда они весело шелестят при легком ветерке (2) когда они (3) заснеженные (4) спокойно спят под холодным светом луны.

1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 1,3,4 4) 2,3

13. Был тот предночный час (1) когда стираются очертания (2) когда еще дневной свет путается (3) сцепившись с ночным.

1) 1,2 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 2,3

14. В тишине отчетливо послышалось (1) как простонал человек (2) и тяжело захрустел наст (3) под ногами медведя.

1) 1,2,3 2) 1 3) 2 4) 1,2

15. Старик предупредил (1) что (2) если погода не улучшится (3) то о рыбалке и нечего думать.

1) 1.2 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 2,3

16. Брат строго сказал Алеше(1) что(2) если он обещал принести книгу(З) так должен выполнить свое обещание.

1) 1,2 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 2,3

17. Мне кажется (1) что (2) если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет (3) он также был бы неуловим.

1) 1,2 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 2,3

18. Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен регулярно не тренируется (3) то хороших результатов он не достигнет.

1) 1,2 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 2,3

19. Я люблю эту бедную природу потому (1) что (2) какова она ни есть (3) она все-таки принадлежит мне.

1) 1,2 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 2,3

20. Я подумал (1) что (2) если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика (3) то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.

1) 1,2 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 2,3

Тест №108

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Не порывай нить дружбы (1) ибо (2) если придется опять ее связать (3) то останется узел.

1)1,2 2)1,2,3 3)1,3 4)2,3

2. Тут же с уверенностью решила (1) что (2) когда нужно будет (3) совладает (4) справится с собой.

1)1,2,3 2)1,4 3)1,2,3,4 4)2,4

3. Он увидел (1) что (2) когда она подняла голову (3) и взглянула на него (4) она вся побледнела.

1)1,2,3 2)1,4 3)1,2,3,4 4)1,2,4

4.Такие длинные у щенка выросли уши (1) что (2) когда вниз смотрит (3) так глаза закрываются.

1)1,2 2)1,2,3 3)1,3 4)2,3

5. Оттого (1) что он был не подтянут (2) не причесан (3) и весь облик его не выражал обычной самоуверенности (4) в ней шевельнулось сочувствие к нему.

1)1,2,3 2)2,4 3)1,2,3,4 4)1,2,4

6. Я думал (1) что Коновалов изменился от бродячей жизни (2) что наросты тоски слетели с него от вольного воздуха (3) которым он дышал в эти годы.

1)1,2 2)1,2,3 3)1,3 4)2,3

7.Мои спутники знали (1) что (2) если нет проливного дождя (3) то назначенные выступления обыкновенно не отменяются.

1)1,2 2)1,2,3 3)1,3 4)2,3

8. Если кто-нибудь и слышал (1) о чем беседовали два приятеля (2) он все равно ничего не понял из тех обрывков фраз (3) которыми обменивались они.

1)1,2 2)1,2,3 3)1,3 4)2,3

9. Он не стал спрашивать её(1) где она была(2) ждал (3) что скажет сама. 1)1,2,3 2)2,3 3)1, 3 4)1

10. Отсюда (1) он поглядел во все стороны (2) и нашел того(З) кто пел.

1)1,2 2)1,2,3 3)3 4)2,3

11. Прянишников повел его в блиндаж (1) и (2) прежде чем тот начал рассказывать (3) заставил сесть.

1)1,2 2)1,2,3 3)1,3 4)2,3

12. Маша чувствовала (1) что он взволнован еще чем-то (2) но не могла понять (3) чем.

1)1,2 2)1,2,3 3)1,3 4)2,3

13. Он раздражителен (1) и (2) когда болен (3) и (4) когда здоров.

1)1,3 2)3 3)1 4)1,2,4

14. Вот мы сидим сиротливо и не знаем (1) куда поплывем (2) и (3) что ожидает нас в будущем.

1)1 2)1,2 3)1,2,3 4)2,3

15. Она сказала (1) что (2) если он болен (3) то надо лечиться.

1)1 2)1,2,3 3)1,3 4)2,3

16. Мы подождали (1) пока с парома выгрузили наши машины (2) и поехали дальше.

1)1,2 2)2 3)1 4)1,2,3

17. Боясь (1) что он обидит Софью (2) мать торопливо (3) и строго заговорила.

1)1,2 2)1,2,3 3)1,3 4)2,3

18. И не видела Даша (1) какое лицо (2) было у сестры (3) что с ней происходило.

1)1,2,3 2)1,3 3)2,3 4)3

19. Надо только встать (1) таким образом (2) чтобы Полярная звезда очутилась (3) как раз над колокольней.

1)1,2 2)2 3)1,2,3 4)2,3

20. Получили известие (1) что Волга стала (2) и (3) что через нее тянулись обозы.

1)1,2 2)1,2,3 3)1 4)1,3

Тест № 109

1. Укажите, в каком предложении нужна одна запятая. (Знаки препинания не расставлены).

1) Над долиной где мы ехали сгустились тучи.

2) Шел Самгин осторожно как весной ходят по хрупкому льду.

3) Маша чувствовала что он взволнован еще чем-то но не могла понять чем.

4) Всюду куда ни взглянешь тянулась невеселая равнина.

2. Укажите, в каком/-их предложении/-ях нужна одна запятая. (Знаки препинания не расставлены).

1) Знаю я что не цветут там рощи не звенит лебяжьей песней рожь.

2) Приятно когда есть на свете люди которым хочется помочь.

3) Всю ночь поют в пшенице перепелки о том что будет урожайный год.

4) Яеще не устал удивляться чудесам что есть на земле.

3. Укажите, в каком предложении нужны две запятые. (Знаки препинания не расставлены).

1) Приеду в Москву скоро но неизвестно когда.

2) Сам удивляюсь откуда у меня появилась такая работоспособность.

3) Когда солнце поднимается над лугами я невольно улыбаюсь от радости.

4) На обочине куда падали лучи солнца снег переливался.

4. Укажите, в каком/-их предложении/-ях нужны две запятые. (Знаки препинания не расставлены).

1) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

2) Шагать стало легче хотя непогода еще свирепствовала.

3) Видел Егорушка как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла как засветились одна за другой звезды.

4) Около заднего воза где был Егорушка шел старик с седой бородой.

5. Укажите, в каком предложении не нужны запятые. (Знаки препинания не расставлены).

1) Напишите когда вы приедете.

2) Мечик плохо понимал зачем его послали вперед.

3) Что посеешь то и пожнешь.

4) Он ушел и не сказал зачем.

6. Укажите, в каком предложении на месте скобок во всех случаях нужны запятые.

1) Меня спросили (...) куда я поеду летом. Я объяснил (...) куда.

2) Думаю (...) что (...) если не поленишься (...) напишешь недурно.

3) Она [Каштанка] знала по опыту (...) что (...) чем скорее уснешь (...) тем скорее наступит утро.

4) Я думал (...) о том (...) что случилось (...) и ничего не понимал.

7. Укажите, в каком предложении на месте скобок во всех случаях нужны запятые.

1) Всякая работа (...) тоже игра (...) если любить работу.

2) Кто вчера солгал (...) тому завтра не поверят.

3) Он обиделся (...) но не сказал (...) почему.

4) Она (...) отчего-то грустила (...) но не знала (...) почему.

8. Укажите, в каком предложении на месте скобок во всех случаях нужны запятые.

1) Морозный воздух (...) так обжигал (...) что трудно было дышать.

2) Валя проснулась (...) оттого (...) что в столовой отец и мать (...) тихо позвякивали чайной посудой.

3) Насколько крепить волю (...) настолько (...) и убудет лени.

4) Даша заметила (...) что (...) когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин (...) Катя сразу не поворачивала к нему головы.

9. Укажите, в каком/-их предложении/-ях на месте скобок во всех случаях нужны запятые.

1) Чичиков сказал хозяйке (...) что ему не нужно ничего (...) и (...) что он ничего не требует.

2) Когда занялась заря (...) стало видно (...) что погода будет хорошая.

3) Дом (...) в котором поселился Михайлов (...) стоял на обрывистом берегу.

4) Просим (...) только сказать (...) что вам (...) известно (...) куда пакет поместить.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По дороге он решил заехать к Михайлову (1) узнать (2) не захочет ли он поехать с ним на собрание (3) послушать (4) что будут говорить люди.

1)1,3 2)2,4 3)1,2,3,4 4)2,3,4

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

У него осталось воспоминание (1) о том (2) что все (3) о чем говорил этот добрый (4) и милый старичок (5) было вовсе не глупо (6) как ему показалось сначала (7) и (8) что тут что-то есть такое (9) что нужно уяснить.

1) 2,3,4,6,7,8,9 2) 1, 2,4, 5, 7, 9

3) 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 4) 2,3,5,6,7,9

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На задаваемые вопросы он (1) объяснил (2) что (3) если в тихую погоду (4) туман поднимется кверху (5) и (6) если при этом бывает сильное эхо (7) непременно надо ждать затяжного дождя.

1) 1,2,3,5,6,7 2) 2, 3, 4, 5, 6, 7 3) 2,3,7 4) 1,2,5,7

Наши рекомендации