Расставьте в предложениях знаки препинания и объясните свой выбор. 1. 1. Хотя Гаврику едва минуло девять лет, но дедушка легко доверял ему такую важную вещь () как продажа рыбы.

1. 1. Хотя Гаврику едва минуло девять лет, но дедушка легко доверял ему такую важную вещь (...) как продажа рыбы.

2. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то (...) как зверь она завоет, то заплачет (...) как дитя, то по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит, то (...) как путник запоздалый (...) к нам в окошко застучит.

3. Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла (...) как по маслу.

4. Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть (...) как надо мной.

2. 1. Ирочкины знаменитые пирожки были (...) как всегда (...) отменными.

2. Они пытались скомпрометировать его (...) как следователя.

3. Георгий доверял мне и попросил о помощи (...) как близкого человека, и я не могу его подвести.

4. Он не умеет держать себя в руках, вспыхивает (...) как порох (...) и тут же лезет в драку.

3. 1. Мызина рекомендовали (...) как толкового и грамотного сотрудника.

2. Он ел и слушал (...) как мама разговаривала по телефону, сообщала всем знакомым и малознакомым о превратностях Севкиной судьбы.

3. Шел проливной дождь. Дети (...) как куры (...) нахохлившись, стояли в подъезде.

4. Севка протянул свою руку, и они поздоровались крепко и коротко (...) как два мужика.

4. 1. Моя Наташка (...) как две капли воды (...) походила на меня и одновременно на тюфячок, набитый мукой.

2. Татьяна смотрела на меня истово (...) как верующая (...) и мне захотелось счастья сегодня, сейчас.

3. Наташка и Юлька смотрели (...) как мимо них прошли те, кто стоял позади. 4. Они протиснулись на площадку и брызнули во все стороны (...) как муравьи из-под ладони.

5. 1. Мне плохо и никогда не будет хорошо. И я вас не прощу (...) как бы вы передо мной ни старались.

2. Очередь не увеличилась, не стала меньше, осталась такой же (...) как была. 3. Когда стихийное бедствие касается одного человека, то это воспринимается (...) как несправедливость, а всякая несправедливость покрывает душу шрамами.

4. Впереди у каждого был долгий праздный день, а от праздности устаешь так же (...) как от занятости.

6. 1. Вернадский (...) как ученый (...) исследовал процесс развития цивилизации на нашей планете.

2. Основной причиной усиления парникового эффекта (...) как известно (...) является углекислый газ, образующийся в результате сжигания ископаемого топлива.

3. Повышение средней температуры биосферы ведет к глобальным катастрофическим последствиям (...) как для географии и климата Земли (...) так и для всего животного и растительного мира.

4. Углекислый газ (...) как стекло (...) пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в атмосферу и дальше за пределы Земли.

7. 1. Углекислый газ используется растениями (...) как дополнительное питание, приводящее даже к увеличению урожайности.

2. Человек (...) как вся живая материя (...) неразделим с природой.

3. Создание ноосферы возможно лишь (...) как следствие прочного союза науки и народа.

4. Атмосфера нашей планеты на заре жизни не носила окислительного характера (...) как сейчас.

8. 1. Кожу на лице Воланда (...) как будто бы навеки (...) сжег загар.

2. Во главе стола сидел старичок с необыкновенно розовым, глянцевитым (...) как бы муляжным (...) личиком, в черной черкеске.

3. И то, что Дванов ощущал сейчас (...) как свое сердце (...) было постоянно содрогающейся плотиной от напора вздымающегося озера чувств.

4. Две с половиной тысячи человек в театре вскрикнули (...) как один.

9. 1. Домик, который был размером с горошину, разросся и стал (...) как спичечная коробка.

2. Я даже выразить не пробую (...) как на душе светло и тихо.

3. Мое счастье душило меня, и я не знал, куда мне уйти от него, и я надоел отцу, и приятелям, и прислуге, рассказывая постоянно о том (...) как пылко я люблю.

4. Старый человек двигался (...) как на пружинах (...) не давая матушке сказать ни одного слова.

10. 1. Развалившись (...) как звери в берлоге (...) облака в беспорядке лежат. 2. Город (...) как болото (...) топок, струпья снега на счету, и февраль горит (...) как хлопок (...) захлебнувшийся в спирту.

3. Сражение хлынуло в пробоину и выкатилось на равнину (...) как выходит море в край застроенный, с разбега проломив плотину.

4. Старая сосна (...) как маяк на берегу моря.

11. 1.Мы (...) как служащие железной дороги (...) имели право бесплатного проезда и летом.

2. Пятнадцать часов пути даже на таком лайнере (...) как Ил-62 (...) утомляют. 3. Нужно было покончить с Распутиным при помощи ада (...) как средства наиболее удобного для скрытия всяких следов убийства.

4. И низкое, зловещее (...) как отдаленный гром (...) рычание вырвалось у него из груди.

12. 1. Но вот и я замечаю под блестящими (...) как будто кожаными (...) листьями ягоды брусники.

2. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста (...) как полет ласточки.

3. Шамаханская царица, вся сияя (...) как заря (...) тихо встретила царя.

4. Я милой голову мою отдам (...) как розу золотую.

13. 1.И мысль о вечности (...) как великан (...) ум человека поражает.

2. Я так же беден (...) как природа, я так же прост (...) как небеса, и призрачна

моя свобода (...) как птиц полночных голоса.

З.Жить - это значит брать и отдавать всечасно. Близки мне те, кто горячо (...) как я (...) полны тревогой и жаждой бытия.

4.Ямщик был в таком же изумлении от его щедрости (...) как и сам француз от предложения Дубровского.

14. 1. Решительно скажу: едва другая сыщется столица (...) как Москва.

2. Мне не случалось в жизни ни в одном народе видеть человека, который бы так пламенно, так страстно любил свое отечество (...) как Грибоедов любил Россию.

3. Никто из наших писателей не знал так всесторонне и блестяще Москву (...) как Гиляровский.

4. Я (...) как в годы прежние (...) опять под окном твоим готов стоять. И на свет его лучей я всегда спешу быстрей (...) как на свиданье в юности своей.

15. 1. Илюше иногда (...) как резвому мальчику (...) так и хочется броситься и переделать все самому.

2. Герасиму (...) как отличному работнику (...) тут же дали косу в руки - и пошел косить он по-старинному.

3. Отец (...) как видно (...) был сведущ только в совете копить деньги.

4. День начался (...) как всегда (...) в густом тумане.

16. 1. Любви все возрасты покорны; но юным, девственным сердцам ее порывы благотворны (...) как бури вешние полям.

2. Как поэт нового времени (...) Батюшков не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму.

3. Сквозь листву деревьев видно было (...) как за рекой садилось солнце.

4. Был он великий начетчик, старинные книги (...) как свои пять пальцев знал.

17. 1. Зайдет в купе парень, растянет меха у аккордеона или трехрядки, и все заботы (...) как рукой снимет.

2. Все шло (...) как всегда.

3. Имеет сельская свобода свои счастливые права (...) как и надменная Москва.

4. Царскосельский лицей дал России таких выдающихся людей (...) как А.Пушкин, И.Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер.

18. 1. Около часа свирепствовал вихрь и затем пропал так же неожиданно (...) как и появился.

2. Каждый, должно быть, согласится, что принципиально раскрыть все аспекты этой (...) как и любой другой (...) темы невозможно за столь короткое время.

3. Поразительно (...) как переменилась жизнь.

4. Мне 'снилась осень в полусвете стекол, друзья и ты в их шутовской гурьбе, и (...) как с небес добывший крови сокол (...) спускалось сердце на руку к тебе.

19. 1. Заглянула Прасковья Федоровна, спросила (...) как Иван себя чувствует и желает он спать в темноте или со светом.

2. Как известно (...) растения используют энергию солнечного света для процессов фотосинтеза и при этом выделяют кислород.

3. Поиск воды в пустыне труден, но не так безнадежен (...) как это может показаться на первый взгляд.

4. Возле церковных дверей действительно висело расписание, отпечатанное на машинке (...) как меню в столовой.

20. 1. Дети обернулись. Они смотрели испуганно и настороженно (...) как зверьки (...) заслышавшие чужие шаги.

2. Юлька и Ленка были изящные (...) как комарики (...) и вызывали в людях чувство умиления и опеки.

3. Воздух за окном был таким же тяжелым и неподвижным (...) как в кабинете.

4. Видно (...) как кружатся в воздухе и по земле желтые листья.

Тест №116

1. В каком предложении на месте скобок нужна запятая?

1) После всего происшедшего он (...) как в воду канул.

2) Упругость определяется (...) как свойство тел восстанавливать свою форму.

3) Я (...) как и все домашние (...) часто думал о причинах случившегося.

4) Фамусов воспринимает службу (...) как собственную вотчину.

2. В каком предложении на месте скобок не нужна запятая ?

1) Тучи ползли по небу так же медленно (...) как и раньше.

2) Взмахи его крыльев (...) как и поворот тела (...) отточены.

3) Не могу понять (...) как ему это удалось.

4) Невесомость мне понравилась: она все делает (...) как бы крылатым.

3. В каком предложении на месте скобок не нужна запятая ?

1) От смущения он покраснел (...) как рак.

2) Луна (...) как бледное пятно (...) сквозь тучи мрачные желтела.

3) В деревнях (...) как это ни странно (...) жизнь текла довольно спокойно.

4) Горизонт так же ясен (...) как днем.

4. В каком предложении на месте скобок не нужна запятая?

1) Стайка птиц перемещалась так же быстро (...) как и вчера.

2) Еще солнце не взошло (...) как началась стрельба по окопам.

3) Два ряда старых, тесно посаженных высоких елей стояли (...) как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею.

4) Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита» (...) как достоверную книгу о своем времени и о людях.

5. В каком предложении на месте скобок нужна запятая ?

1) Она знала лес (...) как свои пять пальцев.

2) Сестра была для меня (...) как мать.

3) Озеро сегодня (...) как блестящая сталь.

4) В такие дни она чувствовала (...) как пуста ее душа.

6. В каком предложении на месте скобок нужна запятая?

1) Мне приходилось бывать (...) как на севере Китая, так и на юге.

2) Он выполнил работу (...) как следует.

3) Косой дождь, гонимый ветром, лил (...) как из ведра.

4) Так же (...) как и вчера (...) на площади суетились люди.

7. В каком предложении на месте скобок не нужна запятая ?

1)Расскажу (...) как под ветром шумела тайга.

2) Сегодня она одета (...) как всегда.

3) Она была одета так же (...) как всегда.

4) Сегодня она (...) как всегда (...) собралась быстро.

8. В каком предложении на месте скобок нужна запятая ?

1) Разбойник мужика (...) как липку (...) ободрал.

2) Эта книга задумана (...) как повесть для юношества.

3) Заглядевшись, я не заметил (...) как поплыли кровли и купола Стамбула.

4) Я боялся его (...) как огня.

9. В каком предложении на месте скобок нужна запятая ?

1) Да ведь это не что иное (...) как чудесное озеро.

2) Он принял деньги (...) как компенсацию.

3) Публика ценила раннего Чехова (...) как тонкого юмориста.

4) К активной жизни (...) как Онегин, так и Печорин оказались неспособны.

10. В каком предложении на месте скобок не нужна запятая?

1) Лермонтов терпеть не мог рисоваться и (...) как пишет один из его современников (...) был истинно предан своим друзьям.

2) На небе ярко сверкнула (...) как живой глаз (...) первая звездочка.

3) Все знают Александра Блока (...) как гениального поэта.

4) В госпитале он вспоминал (...) как внезапно напали на них фашисты.

Тесг№117

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. 1) Тебя ж (1) как первую любовь (2) России сердце не забудет.

2) Чацкий - это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или (3) как его рекомендует горничная Лиза (4) он «чувствителен, и весел, и остер».

3) Твой стих (5) как божий дух (6) носился над толпой; и отзыв мыслей благородных звучал (7) как колокол на башне вечевой (8) во дни торжеств и бед народных.

4) Запятыми (9) как правило (10) выделяются деепричастия и деепричастные обороты.

1) 3,4,8,9 2) 1,2,3,4,9,10 3) 3,5,6,9,10 4) 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

2. 1) Как одинокая гробница вниманье путника зовет (1) так эта бледная страница пусть милый взор твой привлечет.

2) Будь прост (2) как ветер (3) неистощим (4) как море (5) и памятью насыщен (6) как земля.

3) Я слышал (7) как они бросились ловить моего коня.

4) Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком (8) как ухаживал Герасим за своей питомицей.

1) 1,2,3,4,5,6,7,8 2) 7,8 3) 2,3,4,5,6,7 4) 1,7

3. 1) Он полетел (1) как птица.

2) Все окна (2) как в барском доме (3) так и в людских отворены настежь.

3) Крестьянин ахнуть не успел (4) как на него медведь насел.

4) Пушкин кажется понятным (5) как в кристально прозрачной воде кажется близким дно на безмерной глубине.

1) 3,4, 5 2) 1,2,3,4,5 3) 2,3,4 4) 1,3,4,5

4. 1) Тишина вновь овладела лесом. И в ней отчетливо послышалось (1) как простонал человек (2) и (3) как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычайный гул и треск выгнали из леса на поляну.

2) Какая ночь! Большие, золотые зажглися звезды, воздух свеж и чист; стекают с веток капли дождевые (4) как будто тихо плачет каждый лист.

3) Пока есть такой язык (5) как русский (6) поэзия неизбежна.

4)Когда души не трогает беда, и так спокойно двигаются тени, и тихо так (7)

как будто никогда уже не будет в жизни потрясений.

1) 1,4,7 2) 1,2,3,4,5,6,7 3) 3,4,5,6 4) 1,4,5,6,7

5. 1) Обломовцы очень просто понимали жизнь (1) как идеал покоя и бездействия.

2) Старый Арзамас остался в памяти (2) как город яблок и церквей.

3) Как летом роем мошкара летит на пламя (3) слетались хлопья со двора к оконной раме.

4) Хитрость удалась (4) как нельзя лучше.

1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 2,3,4 4) 3

6. 1) Чичиков стоял бледен (1) как полотно.

2) В сознании современников Андрея Рублева идея "Троицы" воспринималась (2) как долг перед Родиной (3) как готовность самоотверженно служить ей.

3) Байкал привлекает внимание ученых и любителей природы (4) как явление глобального значения.

4) Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил (5) как из ведра.

1)3 2) 2,3,4,5 3) 1,3,4,5 4) 2,3,4

7. 1) Разбойник мужика (1) как липку (2) обобрал.

2) На протяжении трех веков мастеров Палеха знали в России (3) как иконописцев (4) и называли богомазами.

3) Как стилист (5) Чехов недосягаем.

4) В глупой, ребячьей наивности он предполагал, что достаточно вернуться домой, сменить шинель на зипун, и все пойдет (6) как по писаному.

1) 1,2,5,6 2) 3,4,5 3) 1,2,6 4) знаков нет

8. 1) Хозяйка подробно и без всяких упущений расскажет вам (1) как по писаному (2) историю всего окружающего вас благоденствия.

2) Квартира тиха (3) как бумага (4) пустая, без всяких затей, и слышно (5) как булькает влага по трубам внутри батарей.

3) Тот, у кого нет музыки в душе, кого не тронут сладкие созвучья, способен на грабеж, измену, хитрость; темны (6) как ночь (7) души его движения и чувства все угрюмы (8) как Эреб: не верь такому.

4) Когда-то на острове Кильдине (9) как белых (10) так и голубых песцов было великое множество.

1) 1,2,3,5 2) 5,6,7,9 3) 3,4,5 4) 1,2,4,5,6,7,8,10

9. 1) Я (1) как живу (2) так и пишу свободно.

2) Изредка ранней осенью выдаются такие дни, сонные, хмурые, когда теплый туман (3) как залег с утра за рекой (4) так и лежит, не рдея, до самого

вечера.

3) Увлекательное дело—владение родным языком (5) как устным (6) так и

письменным.

4) В той башне высокой и тесной царица Тамара жила: прекрасна (7) как ангел небесный (8) как демон (9) коварна и зла.

1) 2,4,5,7,8 2) 1,2,3,4,5,6,7,8,9 3) 1,3,5,8 4) 2,4,6,7,8

10. 1) Нет, я не Байрон, я другой, еще неведомый избранник (1) как он (2) гонимый миром странник, но только с русскою душой.

2) Не знаю я (3) как шествуют богини, но милая ступает по земле.

3) Дети иногда рассуждают (4) совсем (5) как взрослые.

4) Волосы у девочки вьются (6) точь-в-точь (7) как у матери.

1) 1,2,3 2) 2,3,5,7 3) 1,2,3,6,7 4) 2,3,4,5

11. 1) Газета вышла (1) не как всегда.

2) Как грустный взгляд (2) люблю я осень.

3) Василиса Егоровна и на дела службы смотрела (3) как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно (4) как и своим домком.

4) Светило солнце, и (5) как сумасшедшие (6) кричали дрозды.

1) 1,2,3,6 2) 1,2,3,4,5,6 3) 2,3,4,5,6 4) 2,3,4

12. 1) Но перед ней был не кто иной (1) как путешествующий пешком Эгль.

2) Гордые ели смотрели сверху на согнутую березу (2) как смотрят люди, рожденные повелевать, на своих подчиненных.

3) Сияет солнце, воздух нежит, вода (3) как ясное стекло.

4) Вот еще один лист упал с дерева, покружился в воздухе (4) как желтый мотылек (5) и доверчиво сел мне на плечо.

1) 2,4,5 2) 1,2,4,5 3) 1,3,4,5 4) 1,2,3,4,5

13. 1) Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал (1) как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица (2) как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту.

2) А каждый читатель (3) как тайна (4) как в землю закопанный клад.

3) Шедшие в квартиру № 50 были снаряжены (5) как следует.

4) Его болезнь (6) как рукой (7) сняло.

1) 1,2,3,4,5,6,7 2) 1,4,5,6,7 3) 1,2,3,4,5 4) 1,2,4

14. 1) Он был известен (1) как хороший специалист - мастер на все руки.

2) Мы знаем Индию (2) как страну древнейшей культуры.

3) Леонтьев увлекся этой мыслью, но (3) как человек осторожный (4) пока что о ней ничего не рассказывал.

4) Около часа свирепствовал вихрь и затем пропал (5) так же неожиданно (6) как и появился.

1) 1,3,4,5,6 2) 2,4,6 3) 1,2,3,4,5,6 4) 3,4,6

15. 1) Пушкин был призван быть первым поэтом-художником Руси, дать ей поэзию (1) как искусство (2) как художество, а не только (3) как прекрасный язык чувства.

2) Кто так чувствителен, и весел, и остер (4) как Александр Андреич Чацкий!

3) Первый луч солнца, густо (5) как мазок оранжевого золота (6) упал на сухие ветки шалаша.

4) Как озябшая белая кошка (7) вьюга жалобно просится в дом.

1) 1,2,4,5,6,7 2) 1,2,3,4,5,6 3) 2,3,5,6 4) 1,2,3,4,5,7

16. 1) И прошлое и настоящее были для меня (1) как сон.

2) Фраза Флобера поет, кричит, звучит яростно и звонко (2) как труба, шепчет (3) как гобой, переливается (4) как виолончель, нежит (5) как скрипка, ласкает (6) как флейта.

3) Как историк русского литературного языка (7) С.И. Ожегов занимался вопросами исторической грамматики, языком русских писателей.

4) Снежинки кружились в свете фар (8) как будто застигнутые врасплох, и панически разбегались в стороны, сменяясь все новыми и новыми.

1) 2,3,4,5,6,8 2) 1,2,3,4,5,6,7,8 3) 1,2,3,4,5,6,8 4) 2,3,4,5,6,7

17. 1) Мне очень нравилось работать в этом театре в окружении очень интересных людей — своеобразных художников, таких, например (1) как А. Н. Бенуа.

2) Специалисты утверждают, что в придонных слоях существуют уникальные формы жизни. Она существует не за счет энергии Солнца (2) как все живое на Земле (3) а за счет собственной энергии планеты.

3) Как показывает мировая статистика (4) ежегодно происходит в среднем около ста землетрясений.

4) Под влиянием различных факторов состояние земных недр меняется, и эти изменения (5) как правило (6) проявляются в различных формах на поверхностях.

1) 1,2,3,4,5,6 2) 1,3,5,6 3) 2,3,5,6 4) 1,2,3,4,6

18. 1) Высказывались также предположения, что Тунгусский метеорит не что иное (1) как "черная дыра", пробившая землю насквозь и умчавшаяся далее в глубины космоса.

2) Из находок в зоне падения Тунгусского тела наиболее интересной и перспективной представляется довольно сильная магнитная аномалия, которая может быть интерпретирована (2) как свидетельство мощного выпадения большого количества космической органики.

3) Память (3) как сказочное сито (4) пропускает сквозь себя мусор, но задерживает крупинки золота.

4) Русский народ создал русский язык, яркий (5) как радуга после весеннего ливня, меткий (6) как стрелы, певучий и богатый, задушевный (7) как песня над колыбелью.

1) 2,3,4 2) 1,3,4,5,6,7 3) 1,2,3,4,5,6,7 4) 1,3,4,5,6,7

19. 1) Как друга ропот заунывный (1) как зов его в прощальный час (2) твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз.

2) Полученный ответ рассматривается (3) как согласие.

3) Старайтесь смотреть на меня (4) как на пациента, одержимого болезнью, вам еще не известной.

4) Как метель (5) черемуха машет руками.

1) 1,2,5 2) 1,2,3,4,5 3) 1,2,3 4) 1,2,4,5

20. 1) Поздней осенью бывает иногда (1) совсем (2) как ранней весной: там белый снег, там черная земля.

2) Она выглядела (3) как и три года назад.

3) Клен у дома был (4) как золотой.

4) Когда спустился с горы, лишь тогда он по-настоящему понял (5) как труден и опасен был подъем.

1) 1,2,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 3,5 4) 2,3,5

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ № 12

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Наше ветхое судно (1) наклонилось (2) зачерпнуло (3) и пошло ко дну (4)

к счастью (5) не на глубоком месте.

1)2,3,4,5 2)2,4,5 3)2,3,4 4)1,2,4,5

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Его намерение помочь нам (1) достаточно (2) очевидно. Вы (3) очевидно (4) приехали вчера? Очевидно (5) ненависть так же не забывается (6) как и любовь.

1)1,2,3,4,5,6 2)1,4,5 3)3,4,5,6 4)2,3,4,6

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Город чудный (1) город древний (2) ты вместил в свои концы (3) и посады (4) и деревни (5) и палаты (6) и дворцы.

1)1,2,4,5,6 2)1,3,4,5,6 3)2,4,5,6 4)1,2,4,5,6

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Вронский (1) к ужасу своему (2) почувствовал (3) что сделал скверное (4)

непростительное движение.

1)1,2,3,4 2)1,2,3 3)3,4 4)1,3,4

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Но служить под началом Багратиона (1) хотя и было почетно (2) однако (3) по отзывам современников (4) весьма опасно.

1)2,3 2)1,2,3 3)2,3,4 4)1,2,3,4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Однажды вечером (1) сидел я дома (2) слушая вой осеннего ветра (3) и смотрел в окно на тучи (4) бегущие мимо луны.

1)1,2,4 2)2,4 3)2,3 4)2,3,4

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Неизвестно (1) сколько он простоит вот так у окна (2) вглядываясь в глухую ночь (3) и доискиваясь (4) какого-то очень важного сейчас для него ответа. 1)1,2 2)1,2,4 3)2,4 4)2

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Он не стал спрашивать (1) где она была (2) ждал (3) что скажет сама (4) и только поглядел на стенные часы.

1)1,2,3,4 2)1,2,3 3)2,3 4)1,3,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Добравшись до Хохловских выселков (1) Аркадий подождал (2) пока Федот (3) содержатель постоялого двора (4) запряг лошадей (5) и (6) подойдя к тарантасу (7) с прежней улыбкой обратился к Базарову.

1)1,2,6,7 2)1,2,3,4,5,6,7 3)2,3,4,6,7 4)1,2,5,6,7

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Челкаш чувствовал (1) что он (2) вор (3) гуляка (4) оторванный от всего

родного (5) никогда не будет таким жадным (6) низким (7) не помнящим

себя.

1)1,4,5,7 2)1,2,3,4,5,7 3)1,2,3,4,5,6,7 4)1,2,3,4,6,7

11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Выяснилось (1) таким образом (2) что (3) во-первых (4) полное окружение трудно достижимо из-за природного препятствия с запада (5) и (6) во-вторых (7) что противник готовится (8) либо принять бой (9) либо рассеяться в глубине бора.

1) 2,3,4,6,7,9 2) 1,2,3,4,6,7,9 3) 1,2,3,5,6,8,9 4) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9

12. 5 каком предложении следует поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) Олег усмехнулся однако чело и взор омрачились думой.

2) Все зашевелилось и проснулось и запело.

3) Вечером за ужином я вновь заговорил о рыбалке да об охоте.

4) Даже не глядя в окно он знал что в лесу лежат росистые тени.

13. В каком предложении следует поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены).

1) Всадник еще раз приложился к карабину прицелился но видно раздумал стрелять.

2) По обеим сторонам расстилалось лесное болото все зеленое и темное все покрытое тростниками и мелким ольшаником.

3) Он внезапно собрался в дорогу никому не сказал почему.

4) На другой день весть о пожаре разнеслась по всей округе и все толковали о нем.

14. Укажите предложение, в котором запятая на месте скобок не ставится.

1) Не бывает чудес на земле (...) кроме тех (...) что создаются умом и волей человека.

2) Я это говорил (...) но не помню (...) когда.

3) Рано утром (...) разбудил меня барабан (...) и я пошел на сборное место.

4) Я был (...) когда-то (...) ротным запевалой (...) да и теперь я изредка пою.

15. Укажите предложение/-я, в котором/-ых запятая перед союзом как не ставится.

1) Гром от падения ведра как выстрел.

2) Солнце сегодня как огромный огненный шар.

3) Ив это мгновение она почувствовала как дорог ей этот человек.

4) Вы должны принять это как благодарность.

16. Укажите предложение/-я, в котором/-ых на месте скобок не следует поставить тире.

1) Ложь (...) не ошибка, не случайность (...) это черта характера, которая может укорениться.

2) Софья Николаевна (...) удивительная женщина.

3) Любить чтение (...) это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы.

4) Проснулся (...) пять станций убежало назад.

17. Укажите предложение/-я, в котором/-ых на месте скобок следует поставить двоеточие.

1) Очередь поредела (...) они поставили вещи в вагон и стали гулять по платформе.

2) Я стал звать хозяина (...) молчат, стучу (...) молчат.

3) Величайшее богатство народа (...) его язык.

4) За мной гнались (...) я духом не смутился.

18. Укажите предложении/е-я, в котором/-ых на месте скобок следует поставить двоеточие.

1) Мне страшно нравилось слушать девочку (...) она рассказывала о незнакомом мне море.

2) Трудись (...) покуда служат руки.

3) Вдруг я почувствовал (...) кто-то берет меня за плечо и толкает.

4) По лопухам, по крапиве (...) по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки

19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Я не успел хорошенько заметить его лица (...) коляска слишком быстро промчалась мимо.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

2) Ставится тире, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает причину того, о чем говорится в первой части.

4) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

20. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.Забинтованная его спина не была покрыта серым одеялом (...) тяжесть одеяла вызывала у Тихонова сильную боль.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

2) Ставится тире, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3) Ставится тире, так как первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

4) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает причину того, о чем говорится в первой части.

21. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.

Талант - это способность лично выразить то самое, за что боролись многие бессознательно.

1) Тире разделяет подлежащее и сказуемое.

2) Тире разделяет части сложного бессоюзного предложения.

3) Тире обозначает пропуск члена предложения.

4) Тире отделяет обобщающее слово от однородных членов предложения.

22. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении.

Ни музы, ни труды, ни радости досуга - ничто не заменит единственного

друга.

1) Тире разделяет подлежащее и сказуемое.

2) Тире разделяет части сложного бессоюзного предложения.

3) Тире обозначает пропуск члена предложения.

4) Тире отделяет обобщающее слово от однородных членов предложения.

23. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.

Было так: из тьмы глубокой, огненный взметнув клинок, луч прожектора протоку пересек наискосок.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает причину того, о чем говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

24. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.

Одно было несомненно: назад он не вернется.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает причину того, о чем говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

25. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Слегка оправдываясь, я рассказал про себя (...) и почему-то стеснялся спросить его.

1) Простое предложение с однородными членами, запятая перед И нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, запятая перед И не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, запятая перед И нужна.

4) Сложносочиненное предложение, запятая перед И не нужна.

26. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Река вышла из берегов (...) и прервалось сообщение с городом.

1) Простое предложение с однородными членами, запятая перед И нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, запятая перед И не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, запятая перед И нужна.

4) Сложносочиненное предложение, запятая перед И не нужна.

27. Укажите предложение/-я, в котором/-ых нужна запятая перед И.

1) Чувство это еще более усилилось, когда он увидел военного министра, сидевшего над большим столом (...) и первые две минуты не обращавшего внимания на вошедшего.

2) Должно быть, он привык так смотреть на людей (...) и что-то читать на их лицах.

3) Дорогу замело снегом (...) и нам посоветовали переночевать в деревне.

4) Хаджи-Мурат так задумался, что не заметил, как нагнул кувшин (...) и вода лилась из него.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Тест №118

1. Укажите пример/-ы с ошибкой в образовании формы слова.

1) Лица, попытающиеся пройти ночью к причалу, будут немедленно задержаны.

2) Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.

3) Дерево развешало густые ветви.

4) Измученный, он забывался тяжелым сном, но временами просыпался от резкого толчка вагона.

2. Укажите пример/-ы с ошибкой в образовании формы слова.

1) Разработка этого месторождения сейчас является наиболее важнейшей задачей.

2) Цифры самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

3) Разработка этого месторождения сейчас - самая важная задача.

4) Подойдем поближе к этим четверым спутникам, послушаем, что они говорят.

3. В каком/-их предложении/-ях употреблено слово в несвойственном ему значении?

1) Благодаря отсутствию необходимых материалов, строительные работы не будут закончены в срок.

2) Работа была выполнена за пять, а не за шесть дней, как предполагалось.

3) В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.

4) Замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна.

4. В каком/-их предложении/-ях употреблено слово в несвойственном ему значении?

1) Басни Крылова дойдут до потомства.

2) В шесть лет он лишился отца.

3) Сборник рассказов Бабеля «Конармия» вызвал споры в литературном мире.

4) В качестве материала для романа «Война и мир» Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и другие официальные документы.

5. Укажите предложение/-я с лексической ошибкой.

1) Рискуя, юноша вынес ребенка из огня.

2) Перед боем солдаты одевают чистые рубахи.

3) Сказки - это многовековая энциклопедия народной жизни.

4) Бабушка сварила суп из рыбных плавников.

6. Укажите предложение/-я с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксических норм).

1) Необходимо точно определить потребность кирпича и других материалов.

2) Больной не потерял надежды на выздоровление.

3) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбежки.

4) Поступающие в редакцию письма внимательно изучаются.

7. Укажите предложение/-я с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксических норм).

1) Измученный, он забылся коротким сном, но вдруг проснулся от резкого толчка вагона.

2) По узкой тропинке мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.

3) Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.

4) Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями.

8. В каких предложениях допущены лексические ошибки (нарушена сочетаемость слов)?

1) Писатель рассказывал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию в издательстве.

2) В произведениях Пушкина и Лермонтова два главных героя играют важное значение.

3) Задача, поставленная нами, достигнута.

4) Чего, кроме осуждения, заслуживает подобное бюрократическое отношение?

9. Укажите примеры неправильного употребления деепричастия или деепричастного оборота в предложении.

1) Прочитав эти произведения, нам стало понятно, почему они стали «эгоистами поневоле».

2) Рискуя жизнью, солдаты уверенно шли вперед.

3) Войдя в воду, я весь покрылся мурашками.

4) Войдя в воду, у меня все тело покрылось мурашками.

10. Какая синтаксическая ошибка допущена в предложениях?

1) Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.

2) Недорослями называют молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни.

3) Она молода, умна, красивая.

4) Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе.

11. Какие речевые ошибки допущены в предложениях?

1) Трудно иметь дело с человеком, если знаешь, что он неисправимая недотепа.

2) Невозможно было удержать напора волн, нахлынувших на берег, сметая все на своем пути.

3) Завод не выполнил заказ вследствие неполучения необходимого сырья.

4) Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе.

12. Какие речевые ошибки допущены в предложениях?

1) Что, кроме осуждения, заслуживает подобное бюрократическое отношение.

2) Скоро сюда на каждое представление будет собираться более трех с лишним тысяч зрителей.

3) Мысли Печорина метались между Верой и княжной Мери, и он решил с одной из них покончить.

4) Крестьянство на протяжении столетий боролось против крепостного права, они неоднократно восставали против помещиков.

13. Какие речевые ошибки допущены в предложениях?

1) За дорогой на вершине холма - хвойный лес, а на его склонах раскинулись луга.

2) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

3) Будем чаще проводить такие встречи: они вызывают интерес у молодежи к своей профессии, развивают их любовь к театру.

4) Отец умер, когда ему было девять лет.

14. Какие речевые ошибки допущены в предложениях?

1) Поступающие письма внимательно изучаются.

2) Но, повзрослев, у нее появилась точка зрения на жизнь.

3) Кто же такая интеллигенция?

4) Услышав его голос, сердце у меня забилось чаще.

15. Укажите предложение/-я без нарушения лексических и грамматических норм.

1) Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами. 2} Молодые люди остались довольны концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.

3) Герои этого рассказа предпочитают смерть, чем покорность и рабство.

4) На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов.

16. Укажите пример/-ы с ошибкой в образовании грамматической формы слова.

1) На счете в банке более миллиона триста пятьдесят рублей.

2) Вышел в свет девятьсотый номер журнала.

3) Президент встретился с двумястами двадцатью спортсменами.

4) Обеих женщин я хорошо знаю.

17. Укажите пример/-ы с ошибкой в образовании грамматической формы слова.

1) До двух тысяч пятого года такие встречи не проводились.

2) В двухтысячном году был открыт еще один филиал компании.

3) Самолет с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку.

4) Около трехста участников конференции приветствовали известного ученого.

18. Укажите пример/-ы неправильного употребления имени числительного.

1) Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе.

2) Отдельной группой стояли пятеро учеников.

3) Сильнейшие дожди продолжались трое суток.

4) Насыпь смогли возвести с помощью двоих бульдозеров.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ № 13

1. В каком ряду во всех словах пропущена гласная, проверяемая ударением?

1) Прит...гательный, р...торический, р...туал, зап...реться.

2) Пьед.. .стал, прибл.. .жение, ун.. .зительный, изб.. .ратель.

3) Зав...нтить, подм...гнуть, ук...роченный, выч…сления.

4) Обн.. .мать, выч.. .тание, фест.. .валь, г.. .релка.

2. В каком/-их ряду/-ах пропущена одна и та же буква?

1) М…билизация, кр...потливый, к...ндиционер, п...рфюмерия.

2) Пр...пеллер, тр…ектория, мел...нхолия, сп...ртакиада.

3) Пров…кация, с...лярий, вис...косный, пр...винция.

4) К.. .лейдоскоп, эвк…липт, ст.. .тистика, п.. .радокс.

3. В каком/-их ряду/-ах пропущена одна и та же буква?

1) Соприк… сновение, притв...ряться, возг...рание, р...стительный.

2) Скл...некие, одухотв…ренный, прик...саться, оз...реннный.

3) Выр...щенный, ск…чок, отр...стить, обм...кнуть.

4) Разб...решься, соб...раемся, взаимопон...мание, словосоч...тание.

4. В каком/-их ряду/-ах пропущена одна и та же буква?

1) Авиац…онный, инц...дент, ц...вилизация, пениц...ллин.

2) Панц...рь, исц...лить, ц...ремония, иниц...алы.

3) Ц...ферблат, ц...тировать, ц...стерна, по-ц...гански.

4) Ц…линдрический, ц...трусовый, ц...плячий, ц...рковой.

5. В каком/-их ряду/-ах пропущена одна и та же буква?

1) Борж...ми, ш...кировать, ш...пот, ш...роховатый.

2) Ш...лковый, деш...вый, переш.. .птываться, беч.. .вка.

3) Ш...рты, ш...рох, боч...нок, трещ...тка.

4) Небольшой ож...г, кирпич...м, плеч...м, груш...вый.

6. В каком/-их ряду/-ах нет непроизносимой согласной?

1) Дилетан…ский, безучас...ный, в отмес...ку, парламен...ский.

2) Инци.. .дент, преце.. .дент, дерма.. .тин, конста.. .тировать.

3) Турис…ский, юрис…консульт, глас…ность, древес...ный.

4) Ежечас...но, плес...нуть, впрыс...нуть, чудес...ный.

7. В каком/-их ряду/-ах пропущена одна и та же буква?

1) Сума...шедший, прои...шествие, искус...ный, ше...ствие.

2) Я...ства, уча...ствовать, чу...ствовать, я...ствовать.

3) Опас…ность, окрес...ный, захолус...ный, горес...ный.

4) Завис...ник, безжалос...ный, великовозрас...ный, Дагестан...ский.

8. В каком/-их ряду/-ах все согласные удвоенные.

1) Рас...ист, програм...ист, рус...ист, искус...ный.

2) Искус...тво, стел...аж, кол...едж, сим...етрия.

3) Ас…игнация, кол...ичество, кристал...ьный, кор...упция.

4) Ап.. .артаменты, бал.. .он, ас.. .истент, им.. .унитет.

9. В каком/-их ряду/-ах пропущена одна и та же буква?

1) Под...грать, за...нтересовать, дез...нформировать, вз...мать.

2) Вз...скательность, без...дейный, с...мпровизировать, от...скать.

3) По...скать, сверх...нтересный, пед...нститут, пост...прессиониз.

4) Пред…стория, пред...юльский, об...ндеветь, с...гранный.

10. В каком/-их ряду/-ах пропущена одна и та же буква?

1) Во.. .действие, в.. .бираться, и.. .чезновение, чере.. .чур.

2) И...целение, и...подтишка, во...кликнуть, ра...тащить.

3) Ра.. .ценки, ра.. .цвести, ра.. .дражение, ра.. .четливый.

4) Не...говорчиый, не...дешний, ни...кокачественный, ни...ший.

11. В каком/-их ряду/-ах пропущена одна и та же буква?

1) Пр.. .оритетный, беспр.. .цедентный, пр.. .митивный, пр.. .чудливый.

2) Пр...светлый, пр...следовать, пр...дгрозовой, пр...валировать.

3) Пр...одолевающий, пр...храмывать, пр...мадонна, беспр...кословно.

4) Пр...морский, пр...готовления, пр...дчувствия, пр...бр.

12. В каком/-их ряду/-ах пропущена одна и та же буква?

1) Пр...никнуть (в здание), пр...поводовать, пр...родители.

2) П…клонение, пр...образ, н...копительный.

3) Р...списаться, р...зыскной, с…бирательный.

4) Расп…ложенный, в...образить, пр...возвестник.

13. В каком/-их словах не пишется Ь ?

1) Токсич…ный. 2) Стрич...ся. 3) Навзнич.... 4) Уклоняет...ся.

14. В каком/-их словах пишется Е?

1) Застенч...вый. 2) Эмал...вый. 3) Глуб...на. 4) Обезвож...вание.

15. В каком/-их словах не пишется Ъ?

1) Пред...явить. 2) Ад…ютант 3) Д...явольский. 4) В...явь.

16. В каком/-их ряду/-ах пишется одна и та же буква?

1) Блещ.. .т огоньки, плещ.. .щиеся у берега, брезж.. .т огоньки.

2) Выглян...шь в окно, выгляд...шь отлично, завис...мый.

3) Разве...л, мысл...щий, прикле...л.

4) Помн...щий, они раскрас...т, раска...лся.

17. В каком варианте правильно указаны все цифры, где пишется Н.

Мы остановились, любуясь необыкнове(1)ым пейзажем: серебря(2)ой ниткой прорезал песча(3)ую гряду ручей, зелень трав обвивала кусты ольша(4)иков, создавая дикови(5)ый рисунок.

1)2,3,4,5 2)2,3,4 3)1,3,5 4)3,4,5

18. В каком (-их) ряду (-ах) пишется одна и та же буква?

1) Возле ел..., у обгоревш...й лачуг..., на ближайш...й станци... .

2) По галере..., в древн...й культур..., вдоль алле... .

3) На затихш...м побережь..., на остри... ножа, поднялся на возвышени...,

4) Окликнуть по имен..., бушующ...м океаном, по возвышенност... .

19. В каком (-ях) ряду (-ах) все слова пишутся слитно?

1) (Сно) видение, (сног) сшибательный, (двадцати) летие, (общественно) политический.

2) (Шестнадцати) летний, (нео) реализм, (жаро) понижающий, (всемирно) известный.

3) (Нраво) учение, (низко) поклонник, (фото) репортаж, (ума) лишенный.

4) (Четверть) финал, (бело) снежный, (снежно) белый, (в) десятых.

20. В каком (-ях) ряду (-ах) все слова пишутся раздельно?

1) (В) торопях, (без) устали, (научно) исследовательский, (в) течение недели.

2) (В) отличие от нас, (вызывающе) громкий, (на) счет в банке, (мало) интересный.

3) (Мало) имущий, (мало) помалу, (пол) лимонного пирога, (пол) жизни.

4) (В) потемках, (относительно) верный, (в) связи с похолоданием; что (бы) вы мне посоветовали?

21. Укажите, в каком (-их) варианте (-ах) все слова пишутся раздельно.

1) Он (тот) час же решил пойти (на) попятную и бросился (на) утек.

2) После (не) давнего ливня мы (на) скоро подкрепились и отправились (в) путь.

3) Это (не) что иное, как мельница, замшелое колесо которой (без) устали вращается.

4) Уж (не) померещилось (ли) все это нам?

22. Укажите, на месте каких цифр пишется буква Е?

Сколько н(1) старались путники, они н(2) смогли подстрелить н(3) птицы, н(4) зверя. Измученные, н(5) имевшие (н(6) сил, н(7) желания двигаться дальше, они остановились на берегу.

1)1,3,4,5 2)1,2,5 3)3,4,6,7 4)2,5

23. Укажите предложение, в котором на месте скобок следует поставить тире.

1) Пруд (...) как блестящая сталь. 2) Он не смог писать (...) чернила замерзли и превратились в лед.

3) Война (...) не приключение, а болезнь.

4) Чин следовал ему (...) он службу вдруг оставил.

24. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Стемнело (...) и внезапно пошел дождь.

1) Простое предложение с однородными членами, запятая перед И нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, запятая перед И не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, запятая перед И нужна.

4) Сложносочиненное предложение, запятая перед И не нужна.

25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Героем Чехова становится человек (1) действующий механически (2) не

познавая жизнь (3) и (4) не осознавая себя в ней.

1)1,2 2)1,2,3,4 3)2,3,4 4)2,3

26. Укажите предложение, в котором перед союзом как нужна запятая.

1) Все окна как в большом доме, так и во флигеле отворены настежь.

2) Он выполнил работу как следует.

3) Он как я уже упомянул, много лет прожил в Сибири.

4) Я его боялся как огня.

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Только кое-где на пригорке (1) ранним июньским утром (2) поднимался (3) как необыкновенное чудо (4) полевой мак (5) темно-красный (6) похожий на затерявшийся в пшеничном царстве (7) огонек (8) или на древнем кургане (9) подставляла в ветреную погоду свои развевающиеся кудри ковыль-трава.

1) 1,3,4,6,7,8 2) 1, 2, 4, 6, 7, 9 3) 3,4,5,6,8 4)2,3,4,5,6, 8,9

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ № 14

1. В каком (-их)ряду (-ах) все слова с проверяемыми гласными?

1) Уг...релый, г...ворливый, пл...вучий, возвр…щение.

2) Тв...рение, ст...рона, пр...мировать, вп...следствии.

3) Ож...дание, св...детель, (древние) п...сьмена, пок...яние.

4) Тр...туар, ур...внение, рел...гиозный, т...рмозить.

2. В каком (-их) ряду (-ах) пишется одна и та же буква?

1) Неизвес...ный, неумес...ный, юрис...консульт, шестимес...ный.

2) Опас...ный, ужас...ный, корыс...ный, искус...ный.

3) Дерма...тин, конста...тировать, прете...дент, инци...дент.

4) Искус...тво, мас...ированный, агрес...ия, дис...ертация.

3. В каком (-их)ряду (-ах) пишется одна и та же буква?

1) Пр...рогатива, пр…дпосылка, пр...амбула, пр...возмогать.

2) Пр...помнить, пр...вилегия, пр...поднести, непр...личный.

3) Об...грать, сверх...зобилие, с...змала, без...сходный.

4) Не...говорчивый, не...доровый, чере...чур, ни...ходящий.

4. В каком (-их)ряду (-ах) пишется одна и та же буква?

1) Из ближних рощ..., возле пастбищ..., помощ..., помощ...ник.

2) Обознач...те, на поч...те, настеж..., укроеш...ся.

3) Почтал.. .он, п.. .едестал, зав.. .южило, убереч.. .ся.

4) Раз...ем, ин...екция, сверх...естественный, пред...обеденный.

5. В каком (-их)ряду (-ах) пишется одна и та же буква?

1) Спор... щий, бор... щийся, (они) украс.. .т.

2) Высп...шься, прикле...шь, независ...мый.

3) Он меч...тся, слыш…мый, ветер колыш...т траву.

4) Мел...щий, овцы бле...т, стел...щийся.

6. В каком (-их) ряду (-ах) пишется одна Н?

1) Необыкнове...ый, собра...ый, вещи утеря...ы.

2) Территория уже благоустрое...а, вещи собра...ы, песча…ик.

3) Оси...ик, дикови...ый, овчи…ый.

4) Елка украше...а, серебря...ый, позолоче...ый.

7. В каком варианте правильно указаны все цифры, где пишется НН.

Только что мы пребывали в цивилизова(1)ом мире высотных зданий, автобусов и троллейбусов, переполне(2)ых спешащими людьми, моще(3)ых и асфальтирова(4)ых улиц и площадей, а теперь нежда(5)о-негада(6)о оказались в мире живой природы.

1)1,2,3,4,5,6 2)1,2,3,4 3)2,5,6 4)1,2,4,5,6

8. Укажите, в каком (-их) варианте (-ах) все слова пишутся слитно.

1) (Не) смотря на ранний час, мы отправились в путь, что (бы) попасть на

мельницу (по) скорее.

2) Он стал читать стихи (по) памяти, (с) начала шепотом, а потом (в) голос,

(не) подозревая, как он смешон в эту минуту.

3) Лавка, где приходится учить и (не) доучивать уроки, отнюдь (не) веселое место, в ней холодно, поэтому лица (не) поседливых мальчишек стали серо-синими.

4) Приходили к колоколу (не) занятые службой матросы, прислушивались к никогда (не) умолкающему шуму моря, вдыхая ни (с) чем (не) сравнимый его запах, (не) спеша закуривали.

9. Укажите, в каком (-их) варианте (-ах) все слова пишутся через дефис.

1) Вон чей (то) (полу) разрушенный домик, там какие (то) кусты.

2) Собаки лаяли как (то) нехотя, (как) будто по привычке.

3) (По) моему, эта баржа точь (в) точь огромное блюдо, плывущее по реке.

4) К черной туче мало (по) малу присоединяются тучки (по) меньше.

10. В каком (-их) ряду (-ах) все слова пишутся раздельно?

1) (Широко) плечий, (прямо) линейный, (огненно) красный, (фабрично)

заводской.

2) (Общественно) полезная деятельность, (широко) поставленные глаза,

(прямо) противоположный, (социально) опасный.

3) (Прима) балерина, (бело) зубый, (место) жительство, (место) пребывания.

4) (Еже) годник, (сказочно) богатый, (равномерно) окрашенный, (полу)

финал.

11. Укажите, на месте каких цифр пишется буква И.

К сырой погоде я был н(1) подготовлен, так как н(2) захватил с собой на дачу н(3) плаща, н(4) непромокаемой обуви, н(5) даже какой-нибудь н(6)затейливой одежонки, которую н(7) жалко было трепать в н(8)погоду.

1)3,4,5,7 2)1,3,5,7 3)2,3,4,7 4)3,4,5

12. Укажите предложение, в котором на месте скобок следует поставить тире.

1) Настоящий друг (...) есть самое великое из благ.

2) Не сдержал мысль (...) сдержи слово.

3) Я (...) честный человек и никогда не говорю комплиментов.

4) Степь весело пестреет цветами (...) ярко желтеет дрок, скромно синеют

колокольчики.

13. Укажите предложение, в котором на месте скобок следует поставить двоеточие.

1) Была бы спина (...) найдется и вина.

2) Можете себе представить (...) они втроем достали где-то медведя, посадили к себе в карету и повезли к актрисам.

3) Его все знают (...) ему трудно скрыться.

4) Там перемешаны воедино (...) смех и печаль, радость и боль.

14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Газообразное топливо обладает многими преимуществами по сравнению с твердыми: оно полностью сгорает, не оставляя золы.

1) Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорится в первой части.

2) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть БСП раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

15. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Расходы государства вдвое превышали доходы (...) и финансовая

система находилась в плачевном состоянии.

1) Простое предложение с однородными членами, запятая перед И нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, запятая перед И не нужна.

3) Сложносочиненное предложение, запятая перед И нужна.

4) Сложносочиненное предложение, запятая перед И не нужна.

16. В каком предложении нужна запятая на месте скобок?

1) Он прошел через сад (...) и, дойдя до дощатого сарая, забрался на крышу.

2) Вечерами окно было раскрыто (...) и город давал знать о себе гудками.

3) Смеркается (...) и постепенно сглаживаются все очертания.

4) Уже совсем рассвело (...) и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

17. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Пламя (1) раздуваемое ветром (2) перебежало на хвою и разгорелось со стоном и свистом.

1) 1,2- выделяется причастный оборот.

2) 2 - выделяется причастный оборот.

3) 1 - выделяется деепричастный оборот.

4) 1,2- выделяется деепричастный оборот.

18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Оба слишком оживленно (1) и естественно слушали (2) и говорили (3) и горячо спорили.

1)1,2,3 2)2,3 3)2 4)1,3

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Недаром Салтыков-Щедрин говорил (1) что (2) если (3) хоть на минуту замолкнет литература (4) то это будет (5) равносильно смерти народа.

1)1,3,4 2)1,4 3)1,2,3 4)1,2,3,4

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Будьте точны (1) потому (2) что (3) если и на этот раз вы задержитесь (4) обсуждение вашего вопроса (5) придется отложить.

1)1,3,5 2)1,2,3,4 3)1,3,4 4)1,4

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Хаджи Мурат сел (1) и сказал (2) что (3) если только пошлют на лезгинскую войну (4) и дадут войско (5) то он ручается (6) что поднимет войско.

1)1,2,3,5 2)2,3,4,5,6 3)2,5,6 4)2,3,5,6

22. В каком предложении нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены).

1) Поезд тронулся однако Федор не ушел с платформы.

2) Упругость определяется как свойство тел восстанавливать свою форму.

3) Впрочем я скоро заснул забыв о маленьком госте.

4) В такие дни она чувствовала как пуста ее душа.

23. В каком предложении нужно поставить две запятые? (Знаки препинания не расставлены).

1) Потом я стою на носу и смотрю то на острую железную грудь то на лежачую мачту бушприта.

2) Я думаю что если бы они попросили Орлова рассчитать Полю то он сделал бы это без малейшего колебания.

3) Алексей не видит ничего кроме этих быстро вырастающих перед глазами чужих самолетов.

4) К счастью вдруг неподалеку замерцало несколько огоньков.

24. В каком предложении не нарушены лексические нормы.

1) Этот юноша способен на благородные проступки.

2) В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» обличается беззаконие, взяточничество, казнокрадство.

3) В стихах С.А. Есенина особую роль имеют сравнения.

4) Татьяне свойственно тонкое понимание русской природы.

Наши рекомендации