Билет 32 Характеристика транспортной системы России
Основные виды транспортировки грузов:
· Унимодальная (одновидовая – одним видом транспорта)
· Смешанная (осуществляется двумя видами транспорта. 1 вид – доставляет в пункт перевалки)
· Комбинированная (более, чем 2мя видами транспорта)
· Мультимодальная – смешанная перевозка, выполняемая транспортными средствами, принадлежащими одному и тому же юр лицу или находящимся в его оперативном управлении
· Интермодальная – смешанная перевозка от двери до двери, осуществляемая под руководством оператора по одному транспортному документу с применением единой сквозной ставки фрахта (этим занимаются провайдеры логистических услуг обычно. DHL, например)
· Терминальная – перевозка, осуществляемая через терминалы в крупных морских портах и т.д.
Россия располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.
Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции — это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.д.
В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и их сферы рационального использования систематизированы в таблице.
Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального использования
Вид транспорта | Особенности транспорта | Сфера применения | |
Достоинства | Недостатки | ||
1. Железнодорожный | Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок; невысокая себестоимость перевозок | Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла | Практически не ограничена |
2. Морской | Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов; низкую себестоимость; практически неограниченную пропускную способность | Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства | Практически не ограничена |
3. Речной | Высокая провозная способность; невысокая себестоимость перевозок; небольшие капиталовложения на организацию судоходства | Неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки | Практически не ограничена |
4. Автомобильный | Большая маневренность и подвижность; высокая скорость доставки груза; небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния | Низкая производительность труда; низкий уровень эксплуатационных показателей; плохое состояние дорожной сети | На короткие расстояния до 300 км |
5. Воздушный | Высокая скорость доставки; самый короткий путь следования | Высокая себестоимость перевозки | Практически не ограничена |
Вид транспорта
1. Железнодорожный
+Высокая провозная и пропускная способность; регулярность перевозок; невысокая себестоимость перевозок
- Большие капиталовложения на сооружение пути; большие затраты металла
Сфера применения Практически не ограничена
2. Морской
Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов;
низкую себестоимость; практически неограниченную пропускную способность
Зависимость от естественно-географических и навигационных условий, создание портового хозяйства
Практически не ограничена
3. Речной
Высокая провозная способность;
невысокая себестоимость перевозок;
небольшие капиталовложения на организацию судоходства
Неравномерность глубин, сезонность работы, небольшая скорость перевозки
Практически не ограничена
4. Автомобильный
Большая маневренность и подвижность;
высокая скорость доставки груза;
небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния
Низкая производительность труда;
низкий уровень эксплуатационных показателей;
плохое состояние дорожной сети
На короткие расстояния до 300 км
5. Воздушный
Высокая скорость доставки;
самый короткий путь следования
Высокая себестоимость перевозки
Практически не ограничена
В настоящее время в России происходят разгосударствление и приватизация транспортного и складского хозяйства. Интенсивно формируется рынок транспортных и транспортно-экспедиционных услуг. Так, по данным Министерства транспорта РФ, на территории России услуги автомобильного транспорта клиентам предлагает свыше 366 тыс. автохозяйств, речного транспорта — 4,8 тыс. перевозчиков, морского транспорта — свыше 1,1 тыс. судовладельцев, воздушного транспорта — свыше 200 перевозчиков с различными видами собственности. Если проанализировать ситуацию по видам транспорта, как по грузообороту, так и по объему перевозок, то наблюдается тенденция к снижению по всем видам транспорта.
Можно сделать три вывод: во-первых, не работает промышленность, во-вторых, идет перераспределение перевозок и, в-третьих, отсутствуют приписки на перевозимую продукцию.
К этому следует добавить, что парк транспортных средств находится в неудовлетворительном состоянии. Технические характеристики эксплуатируемых транспортных средств и систем значительно отстают от современного мирового уровня и, в первую очередь, по экономичности, безопасности, техническому состоянию и другим показателям. Степень износа транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет свыше 50%, а по воздушным судам — 70%. Спад производства, рост цен, инфляция и снижение платежеспособности клиентуры способствует снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому резко уменьшены запуски и обновление транспортных средств.
Каждый из перечисленных выше видов транспорта имеет свою материально-техническую базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели работы. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники логистики должны иметь представление о тех элементах, которые встречаются им в практической деятельности при решении логистических задач.
Железнодорожный транспорт. Вагонный парк состоит из пассажирских и грузовых вагонов. Грузовые вагоны подразделяются на универсальные (крытые, полувагоны, платформы, цистерны) и специализированные, приспособленные для перевозок определенного вида груза (изотермические, цементовозы, кислотные и др.). Крытые вагоны используют для перевозки ценных грузов, и грузов, боящихся атмосферных осадков; полувагоны — для массовых наволочных и лесных грузов; цистерны — для наливных грузов (бензин, керосин, молоко и др.). Тяжеловесные и крупногабаритные грузы перевозят в транспортерах грузоподъемностью 400 т. Каждый тип вагона характеризуется грузоподъемностью, вместимостью, массой тары вагона и другими показателями. Грузоподъемность определяется количеством груза в тоннах, которое может быть погружено в данный вагон в соответствии с прочностью его ходовых частей, рамы и кузова, вместимостью — произведением длины вагона на его ширину и высоту.
Важнейшим элементом роста производительности вагонного парка является полное использование грузоподъемности и вместимости вагонов. О степени использования грузоподъемности и вместимости вагона при перевозке того или иного груза можно судить по соответствующим коэффициентам.
Коэффициент использования грузоподъемности Кгр определяется отношением массы груза в вагоне Мгр (т) к его грузоподъемности q (т) :
Кгр = Мгр / q
Коэффициент вместимости Квм рассчитывают как частное от деления объема груза в вагоне Vгр(м3) на вместимость вагона
Vвм (м3)
Квм = Vгр / Vвм
Чем ближе к единице значение этих коэффициентов, тем выше показатель грузоподъемности или вместимости вагона.
Сравнительно часто отправитель предъявляет к перевозке грузы, обладающие объемной различной плотностью. Раздельная их перевозка приводит к тому, что при перевозке высокоплотного груза грузоподъемность вагона используется хорошо, а вместимость — недостаточно. Противоположный результат получается при перевозке груза, обладающего небольшой объемной плотностью: вместимость вагона используется хорошо, а грузоподъемность — недостаточно.
Особое значение имеют технические нормы загрузки вагонов. Техническая норма загрузки — количество груза, которое должно быть загружено в вагон данного типа при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости. Ввиду того, что учесть все разнообразие грузов, способов их подготовки и погрузки нельзя, разрабатываются местные технические нормы. Эти нормы согласовываются с грузоотправителями. Техническую норму загрузки определяют для тарных грузов с учетом их свойств и схемы укладки, а для навалочных и насыпных рассчитывают отдельно для перевозки в крытых вагонах и на открытом подвижном составе.
Техническую норму загрузки вагонов определяют по формулам:
для крытых вагонов:
ТНЗкр = Vв * Кв * р
для открытых:
ТНЗот = (Vг * Vш) * p
где Vв — полный объем вагона, м3;
kв — коэффициент использования объема вагона при перевозке данного груза;
Vг — объем основной части груза, м3;
Vш — объем «шапки», м3.
р — массовая плотность груза, т/м3.
Для выполнения грузовых, коммерческих и других операций железная дорога имеет грузовые станции, которые оснащены грузовыми устройствами и сооружениями.
Грузовая станция — комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений, предназначенных для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций. Она производит операции по приему, погрузке и выдаче грузов и багажа.
Морской и речной транспорт. Основными показателями, характеризующими речные и морские суда, являются водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, размеры судов (длина, ширина, высота борта) и осадка в груженом и порожнем состояниях.
Водоизмещение (массовое и объемное) определяется массой или объемом воды соответственно, вытесняемой плавающим судном.
Грузоподъемность судна — это его перевозочная способность, выраженная в тоннах.
Дедвейт (или полная грузоподъемность) — количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по летнюю грузовую марку.
Дедвейт определяется по формуле:
Дв = Вп — Вц
где Вп — массовое водоизмещение судна с полным грузом, т;
Вц — массовое водоизмещение судна без груза, т.
Различают полную и чистую грузоподъемность судна. Полная грузоподъемность Д — это сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза.
Чистая грузоподъемность Дч равна массе перевозимого груза:
Дч = Д — С
где С — масса всех судовых запасов, т.
Грузовместимость — это способность судна вместить груз определенного объема. Различают грузовместимость одинарную, когда объем всех грузовых помещений, используется единовременно, и составную, или двойную, когда грузовые помещения используются равновременно, по очереди. В зависимости от рода перевозимых грузов определяют грузовместимость для грузов тарно-упаковочных, штучных и сыпучих.
Одним из показателей, характеризующих эксплуатационные качества судна, является удельная грузовместимость Vуд, м3/т, которая определяется:
Vуд = Vсуд / Дч
Для выполнения операций по погрузке и выгрузке приему и выдаче грузов, организации перевозок и обслуживанию флота имеются морские и речные порты и пристани.
Портом называют прибрежный пункт, имеющий удобные водные подходы для судов, связанный со стороны береговой территории с железнодорожным и безрельсовым транспортом и оснащенный соответствующими сооружениями, устройствами и оборудованием, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку судов, вагонов и автотранспорта, навигационное обслуживание судов, культурно-бытовое обслуживание и экипировку судов.
Автомобильный транспорт. Материально-техническая база автомобильного транспорта состоит из подвижного состава (автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы), автотранспортного предприятия и автомобильных дорог.
Грузовые автомобили различают по грузоподъемности: особо малой — до 0,5 т, малой — от 0,5 до 2 т, средней — от 5 до 15 т и особо большой — более 15т.
Автомобили-тягачи — это автомобили, приспособленные для буксировки прицепов.
Целесообразность использования подвижного состава того или иного типа определяется его эксплуатационно-техническими качествами и конкретными условиями эксплуатации. К эксплуатационно-техническим качествам автомобиля относят его характеристику по габаритам и массе, проходимость, устойчивость и маневренность, подвижность, динамические качества и экономичность.
Показателями эффективности подвижного состава могут быть себестоимость, производительность, энергоемкость, материалоемкость и др.
Для осуществления перевозок грузов на автомобильном транспорте имеются автотранспортные предприятия (АТП), — это транспортные предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также обеспечение транспортных средств эксплуатационными материалами. Наряду с АТП существуют и гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, авторемонтные мастерские, автозаправочные станции.
Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, одинаковую для всех видов транспорта.
Билет 33 Потребители и поставщики транспортно-экспедиторских услуг
Транспортная экспедиция – деятельность, связанная с оказанием услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организаций доставки грузов каким-либо видом транспорта. Оказанием услуг транспортной экспедиции (экспедиторских услуг) занимаются специальные экспедиторские организации – экспедиторы
При оказании экспедиторских услуг в полном объёме, транспортная экспедиция подразумевает организацию перевозки грузов от двери склада грузоотправителя до двери склада грузополучателя, (используется термин «от двери – до двери»). В этом случае полный комплекс услуг по доставке груза включает:
- доставку от склада грузоотправителя на грузовую железнодорожную станцию, в порт, в аэропорт;
- погрузку в транспортное средство (автомобиль, вагон, корабль, самолёт);
- оплату тарифа на перевозку грузов;
- выгрузку из транспортного средства, например, вагона на станции назначения;
- доставку груза автомобильным транспортом до склада грузополучателя.
В перечень транспортно-экспедиторских услуг входит:
- Разработка по поручению клиента маршрута перевозки груза при перевозках несколькими видами транспорта (смешанные или так называемые мультимодальные и интермодальные перевозки[6]);
- Заключение договоров с другими экспедиторами и участниками перевозочного процесса для фрахтования морских и речных судов, самолётов, вагонов и автомобилей;
- Оформление транспортных документов: транспортных накладных, коносаментов и других документов, необходимых для доставки грузов по назначению;
- Оплата тарифов на перевозку и других платежей и сборов;
- Страхование грузов, участие в оформлении документов при повреждении, порче или недостачи грузов (так называемые несохранные перевозки);
- Выполнение обязанностей таможенного брокера при перевозках экспортно-импортных грузов;
- Информирование грузоотправителей о продвижении грузов, розыск грузов в случае их потери;
- Организация при необходимости переадресовки грузов в пути следования;
- Получение разрешений и оформление документов на перевозку опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
- Другие услуги по поручению клиентов.
Билет 34 виды транспортно-экспедиторских услуг
Транспортные экспедиторские услуги
Транспортная услуга – перемещение груза в пространстве, а также любая операция, не являющаяся движенческой, но обеспечивающая его подготовку и осуществление. Например, упаковка, маркировка грузов, пакетирование и т.д.
Экспедитор – осуществляет посредническую деятельность, а также согласовывает там все и тд
Основные субъекты:
· Гос органы (непосредственные, прямые или косвенные субъекты)
· Потребители транспортных услуг
· Организация, оказывающая услуги в процессе доставки груза (11)
11 организаций:
· Перевозчики (могут напрямую работать, а могут через экспедиторов)
· Экспедиционная, транспортно-экспедиционная компания
· Брокерские, агентские компании
· Транспортные грузовые терминалы – располагают мощностями для хранения, складирования, консолидации и распределения грузов. Разнообразные задачи
· Страховые компании
· Стивидорные компании – осуществление погрузочно-разгрузочные работы, имеют комплексы, необходимые для этого
· Тайманские компании – подсчет груза при погрузке на судно или выгрузке с него
· Консалтинговые компании
· Логистические компании (PLпровайдеры) – оптимизация грузопотоков различными видами транспорта, комплектование групп товара, способы оптимизации перевозок различными видами транспорта (5 разновидностей провайдеров)
· Ассоциации сюрвейеров – предоставляют услуги, связанные с обследованием транспортных средств, транспортного оборудования и грузов с целью выявления их состояния на момент осмотра, предоставляют сюрвейерный контракт
· Лизинговые компании – организации, предоставляющие транспорт и оборудование на условиях лизинга
Классификация транспортно – экспедиционных услуг
Все транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые при перевозках разными видами транспорта, классифицируются по трем критериям: месту, времени их выполнения и виду выполняемых работ.
По месту выполнения различают услуги, предоставляемые на складе грузоотправителя (экспедитора), на станции (порт, пункт) отправления, в пути следования, на станции назначения и на складе грузополучателя (экспедитора).
По временя выполнения различают услуги, предоставляемые до приема груза к перевозке, в процессе (после) приема груза к перевозке, в процессе перевозки, до выдачи груза, в процессе выдачи груза, после выдачи груза.
По виду выполняемых работ можно выделить следующие услуги:
- заключение договора перевозки;
- предъявление грузов к перевозке на местах общего и не общего пользования станций
- заполнение и оформление документов;
- получение груза на пунктах (место, станция) назначения;
- завоз груза на места общего пользования пунктов отправления;
- вывоз груза с мест общего пользования пунктов назначения;
- подача-уборка транспортных средств (вагонов, контейнеров, трюмов судов и др.);
- выполнение погрузочно-разгрузочных и складских работ;
- информационное обслуживание (информационные услуги);
- подготовка к перевозке и дополнительное оборудование подвижного состава;
- страхование грузов;
- уплата провозных платежей, сборов и штрафов (платежно-финансовые);
- таможенное оформление грузов;
- прочие виды работ (прочие).
Услуги по заполнению и оформлению документов включают:
- заполнение заявок на перевозку груза;
- заполнение накладной;
- оформление переадресовки груза в пути следования и в пунктах первоначального назначения;
- раскредитование перевозочных документов;
- Оформление претензии по перевозке к железной дороге
Услуги, связанные с заключением договора перевозки:
- представление на железную дорогу заявок на перевозку грузов;
- согласование с железной дорогой заявки на перевозку грузов;
- получение от железной дороги согласованной заявки и передача ее грузоотправителю;
- предъявление накладной железной дороге на визирование;
- получение от железной дороги завизированной накладной и, передача ее грузоотправителю;
- предъявление накладной железной дороге после погрузки: груза в вагон (контейнер);
- получение квитанции о приеме груза к перевозке, от железной дороги и передача ее грузоотправителю.
Услуги, связанные с предъявлением грузов к перевозке:
- на местах общего пользования станций отправления - сдача груз или контейнера с грузом приемосдатчику; установка запорно-пломбировочных устройств на контейнер;
- на местах необщего пользования станций отправления - установка запорно-пломбировочных устройств на вагон (контейнер);
- прием порожних и сдача груженых вагонов приемосдатчику железной дороги.
Услуги, связанные с получение груза на станции назначения:
- передача грузоотправителю раскредитованной накладной;
- получение у приемосдатчика железной дороги груза (контейнера) на местах общего пользования станции назначения
- прием груженых и сдача порожних вагонов железной дороге при выгрузке на местах необщего пользования;
- съем запорно-пломбировочных устройств, установленных на.вагоне (контейнере).
Услуги, связанные с завозом груза на места общего пользования станций, включают услуги по доставке грузов автомобильным транспортом от склада грузоотправителя до склада, расположенного на местах общего пользования станции отправления.
Услуги, связанные с вывозом груза с мест общего-пользования станций, включают услуги по доставке грузов автомобильным транспортом от склада, расположенного на местах общего пользования станции назначения до склада грузополучателя.
Услуги, связанные с подачей и уборкой вагонов:
- подача вагонов на подъездной пyть грузоотправителя (грузополучателя);
- уборка вагонов с подъездного пути грузоотправителя (грузополучателя);
- расстановка вагонов по грузовым фронтам;
- подборка вагонов для подачи на грузовые фронты.
Услуги, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных и складских работ:
Погрузка и выгрузка грузов из вагонов, контейнеров, автомобилей на складах грузоотправителей и грузополучателей, а также на станциях отправления и назначения;
- определение массы груза;
- хранение грузов в складских помещениях экспедитора;
- комплектование отправок и укрупнение грузовых единиц на складах грузоотправителей и грузополучателей;
- формирование и расформирование транспортных пакетов;
Отправительская маркировка грузов:
- крепление грузов в вагонах и контейнерах;
- упаковка, увязка, обшивка грузов;
- ремонт транспортной тары и упаковки.
Информационные услуги включают уведомления и извещения:
Грузополучателя об отправке в его адрес груза; грузополучателя о подходе груза (вагона) к станции назначения;
- грузоотправителя о выдаче груза грузополучателю;
- грузоотправителя (грузополучателя) о пересечении грузом государственной границы;
- грузополучателя или грузоотправителя о прибытии груза в порт;
- грузоотправителя (грузополучателя) о погрузке груза на борт судна и прибытии к месту назначения;
- грузополучателя или грузоотправителя о подходе груженого или порожнего автотранспорта;
- грузоотправителя (грузополучателя) об обнаружении коммерческих неисправностей в пути следования;
- грузоотправителя (грузополучателя) о выполнении в процессе перевозки графика (срока) доставки груза.
Услуги, связанные с подготовкой к перевозке и дополнительным оборудованием подвижного состава:
- очистка вагонов и контейнеров от остатков грузов;
- обеспечение грузоотправителей средствами пакетирования;
- установка съемного оборудования на вагоне;
- обеспечение грузоотправителей необходимыми для погрузки и перевозки устройствами и материалами.
Услуги по страхованию:
- подготовка и заключение договора страхования;
- оплата страховых взносов;
- оформление документов при наступлении страхового случая;
- получение страхового возмещения.
Платежно-финансовые услуги:
- оформление и уплата провозных платежей, сборов и штрафов;
- проведение расчетных операций за перевозку и перевалку грузов с отдельными станциями, портами и пристанями за производство погрузочно-разгрузочных, складских и иных работ, выполняемых при отправлении и прибытии;
- расчет суммы претензии, проведение расчетных операций, связанных с претензиями;
Выполнение платежей, связанных с таможенными сборами и другими таможенными формальностями.
Услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств:
- проведение декларирования грузов;
- консультирование грузоотправителей и грузополучателей по вопросам, связанным с декларированием груза или иного имущества;
- оформление грузовой таможенной декларации (ГТД) и сопутствующих документов на отправляемый (прибывший) груз.
Прочие услуги:
- разработка и согласование чертежей, схем и выполнение расчетов на погрузку и крепление грузов, не предусмотренных техническими условиями;
- разработка и согласование местных норм загрузки вагонов;
- контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
- обслуживание и ремонт собственных вагонов и контейнеров грузоотправителей и грузополучателей;
- обслуживание рефрижераторных контейнеров;
- выполнение работ по обслуживанию, ремонту и контрольным проверкам весовых приборов.
В предлагаемый перечень услуг и их классификацию могут быть включены и другие услуги, связанные с организацией перевозок на железнодорожном транспорте, а также с выполнением начально-конечных операций
Билет 35 Основные функции и задачи складов в логистической системе
склады – это здания сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения, поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Склады различаются по размерам от небольших помещений (общая площадь в несколько сотен квадратных метров), до складов–гигантов (площадь сотни тысяч квадратных метров).
Различают склады и по высоте укладки грузов. В одних груз храниться не выше человеческого роста, в других – на высоте 24 метра и более.
Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вне помещений на открытых площадках (открытые склады).
В зависимости от широты ассортимента хранимого груза выделяют специализированные склады, склады со смешанным или универсальным ассортиментом.
Склады разделяют на две основные группы по признаку места в общем, процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя продукции.
Склады на участке движения продукции производственно-технического назначения
Склады на участке движения товаров народного потребления. Первая группа подразделяется на склады готовой продукции предприятия изготовителя, склады сырья и исходных материалов и склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения. Склады второй группы подразделяются на склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящихся в местах производства этих изделий, и склады, находящиеся в местах их потребления.
В различных логистических процессах склады выполняют следующие функции: временное размещение и хранение материальных запасов, преобразование материальных потоков, обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Любой склад обрабатывает, по меньшей мере, три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний.
Билет 36 Виды складов
Перед созданием склада нужно учитывать: Объем грузооборота, кол-во групп и наименований товара, вид складирования- способ размещения грузов в пространстве, высоту складирования, допустимую нагрузку на пол, температ режим, комплекс услуг, оказыв. на складе.
Пример идеального склада - 1 этажное здание с потолками 8-12 м, отопление, пожарн. сигнализация, огороженное здание с парковкой.
Класс А – современное одноэтажное здание из высококачествен материалов, потолки не менее 8 метров, что позволяет размещать высокие стеллажи. Система пожарной сигнализации и автоматическая система пожаротушения, полностью регулируемый температурный режим, система центрального кондиционирования воздуха или приточно-вытяжная вентиляция, тепловые завесы на воротах, автоматические ворота с гидравлическим пандусом, регулируемым по высоте, система охраны и видеонаблюдения, наличие офисных помещений в здании, оптико-волоконные телекоммуникации, достаточная охраняемая территория для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей, удобное расположение вблизи центрально магистрали или основных дорог мегаполиса.
Класс В. Капитальное многоэтажное здание. Высота потолков от 4,5 до 8 метров. Пол – асфальт или бетон без покрытия. Температурный режим от 10 до 18 градусов. Пожарная сигнализация и система пожаротушения, пандус для разгрузки автотранспорта, офисные помещения, городская телефонная связь как минимум, охрана по периметру территории.
Класс С. Производственные капитальные помещения или утепленный ангар. Потолки от 3, 5 до 8 метров. Помещение отапливаемое. Пол асфальт, бетонная плитка или бетон без покрытия, ворота, позволяющие заезжать автомобилям внутрь помещения.
Класс D. Подвальные помещения, неотапливаемые производственные помещения или ангары.
В СПб: класс а - 3%, б - 4-8%, с – 80%, д – 13%.
Планировка складских помещений осуществляется с учетом многих факторов – загруженность склада, грузооборот и т.д.
Варианты размещения товаров на складе:
· С учетом частоты спроса (ходовая продукция выкладывается на места, находящиеся на минимальном расстоянии от зоны экспедиции)
· Единая схема внутрискладского размещения для всех объектов (если складов много у одной фирмы)
· Делят на три части – для единичных партий товаров, для больших партий товаров и для грузовых модулей.
· Складирование в зоне отгрузки, т.к. они подлежать немедленной отправке. КРОССДОКИНГ – переотправка, то есть хранение не нужно.
Комиссионирование – совок-ть процессов комплектации заказов на складе и их отгрузки.
Способы компл: 1)вне зоны хранения (good-to-man)доставляется со склада прямо к покупателю. обычно применяется на складе с ограниченной номенклатурой. 2)внутри зоны хранения(man-to-goods) складской рабочий изымает товар из места хранения.
Больш-во складов автоматизированы.
+сравнительная хар-ка аренды склада и ответств. хранения продукции на сладе.(конспект)
Билет 37Логистический процесс на складе