Общая характеристика транспортной системы России

Оглавление

Введение....................................................................................................... 3

1 Общая характеристика транспортной системы России.......................... 4

2 Региональные особенности развития транспортной системы России.... 6

3 Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта..... 8

4 Развитие и современное состояние различных видов транспорта....... 11

4.1 Железнодорожный транспорт............................................................ 11

4.2 Морской транспорт............................................................................. 13

4.3 Речной транспорт................................................................................ 17

4.4 Автомобильный транспорт................................................................. 21

4.5 Воздушный транспорт........................................................................ 24

4.6 Трубопроводный транспорт............................................................... 26

Заключение................................................................................................ 31

Список литературы................................................................................... 32

Приложение А........................................................................................... 33

Приложение Б............................................................................................ 34

Введение

Транспорт – особая сфера материального производства и одна из важнейших отраслей народного хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.

С помощью транспорта осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учёта нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в её создании, обеспечивая сырьём, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции и по некоторым отраслям промышленности (нефтяная, лесная) могут достигать 50%. Транспортный фактор имеет большое значение в нашей стране с её огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.

Общая характеристика транспортной системы России

Основные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный – образуют единую транспортную систему Российской Федерации. Каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства.

В целом по России на 1000 км2 приходится 8,1 км железных дорог, в том числе общего пользования – 5,0 км, внутренних судоходных путей – 5,0 км, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием – более 31 км, магистральных трубопроводов – 12,5 км.

Основное звено транспортной системы России – железнодорожный транспорт. Это обусловлено соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям, а также технико-экономическими преимуществами железнодорожного транспорта перед другими видами транспорта. В общем грузообороте значителен удельный вес трубопроводного транспорта (см. приложение А), а в пассажирообороте – автомобильного и воздушного (см. приложение Б).

На территории России можно выделить два типа транспортных узлов:

1. Узлы международного, федерального уровня, зона их влияния распространяется на крупные экономические районы: Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Юг России, Северо-Запад России. К федеральным узлам относятся Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток.

2. Узлы регионального (межрегионального) значения, зона их влияния распространяется на один, два, три субъекта Российской Федерации (республика, край, область, округ).

Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции - это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.д.

Современная структура транспортной сети сложилась под влиянием технико-экономических особенностей различных видов транспорта и экономико-географических особенностей нашей страны. В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов.

Наши рекомендации