Объяснение нового материала
Цели урока
Учащиеся | |
должны знать: | должны уметь: |
ü значение терминов «инфляция», «номинальный доход», «реальный доход»; ü виды инфляции по происхождению и по темпам; ü последствия инфляции для людей, предприятий, государства. | ü применять полученные знания для решения практических задач; ü решать тестовые задания. |
Материалы и оборудование:
ü видеоурок «Инфляция»;
ü мультимедиаустановка для демонстрации видеоурока;
ü учебник «Обществознание» для 8 класса / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой;
ü карточки с вопросами проверочной работы;
ü компьютерный тест «Инфляция».
Описание урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационный | § задает вопрос учащимся: Знаете ли вы, что означает слово «инфляция»? § предлагает учащимся проблемную ситуацию: Вы, наверняка, знаете, что инфляция не лучшим образом отражается на семейном бюджете. А можно ли получить выгоду от инфляции? § называет тему и основные цели урока | § дают определение термина, опираясь на свой жизненный опыт § предлагают решение проблемной ситуации § участвуют в формулировании целей урока |
Проверка уровня усвоения пройденного материала | § предлагает учащимся ответить на вопросы проверочной работы по вариантам Тематику вопросов их количество в каждом из вариантов учитель определяет, учитывая степень подготовленности учащихся и уровень усвоения материала. | § письменно отвечают на вопросы по темам «Роль государства в экономике», «Распределение доходов», «Потребление» |
Изучение нового материала | § формулирует ключевые вопросы перед просмотром видеоурока § демонстрирует видеоурок § организует обсуждение ключевых вопросов | § после просмотра видеоурока отвечают на ключевые вопросы: 1. Назовите основные причины инфляции? 2. Назовите виды инфляции по темпам. 3. Чем отличаются номинальный и реальный доходы? 4. Перечислите негативные последствия инфляции для: а) человека; б) предприятия; в) государства. |
Решение проблемной ситуации | § предлагает вернуться к решению проблемной ситуации | § в ходе обсуждения выделяют тех, кому инфляция может принести выгоду: заёмщики, владельцы недвижимости, экспортёры и т. д. |
Закрепление материала | § организует компьютерное тестирование по теме «Инфляция» (либо в письменном виде) | § решают тестовые задания |
Домашнее задание | § читать §20 (пункты 1, 2) § ответить на вопросы 1 – 3 после параграфа, выполнить задания 1,2 из раздела «В классе и дома» § *подготовить сообщение об условиях сберегательных вкладов и потребительских кредитов, предлагаемых банками (для нескольких учащихся) |
Объяснение нового материала
В современном обществе слово «инфляция» знакомо, наверное, даже детям детсадовского возраста. Увы, но мы постоянно сталкиваемся с этим малоприятным явлением. Что же такое инфляция, почему она происходит, кто страдает от инфляции и как можно защитить от неё наши доходы? В этом мы и попытаемся сегодня разобраться.
Что такое инфляция?
В буквальном переводе с итальянского слово инфляция (inflatio) означает «вздутие». Но не вздутие желудка, то тоже, разумеется, неприятно, а вздутие цен. Цены на товары растут, и мы уже не можем приобретать их в прежнем количестве. Итак, инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуги. Иначе можно сказать, что инфляция – это снижение покупательной способности денег, их обесценивание.
Что же происходит с деньгами, почему они утрачивают часть своей реальной стоимости?
Прежде всего, давайте вспомним, что деньги – это тоже товар. И обращаются они в экономике по тем же рыночным законам, что и все остальные товары: закону спроса и предложения. Если количество какого-либо товара резко увеличится, то цена его снизиться. С такой причиной обесценивания денег, как бы они не выглядели, люди сталкивались уже в древности.
Когда в 6 – 4 веках до н. э. после войн с Персией и походов Александра Македонского в Древней Греции увеличилось количество драгоценных металлов, цены на товары выросли примерно в пять раз.
То же самое произошло и с «ракушечными» деньгами африканцев в конце Средневековья. Европейцы во время своих морских экспедиций обнаружили остров, на котором находились россыпи этих самых ракушек, и стали кораблями привозить их в Африку, чтобы обменять на золото, слоновую кость и другие товары.
Но и самим европейцам пришлось столкнуться с «революцией цен» в 16 веке. После открытия Америки в Европу хлынул поток золота и серебра. Увеличилась и добыча серебра в Венгрии, Чехии и Германии. Если в конце 15 века, по оценкам историков, весь мировой запас золота и серебра не превышал семи тысяч тонн, то в течение 16 века в Европу было ввезено около 23 тысяч тонн серебра и 755 тонн золота. В результате, к концу 16 века цены выросли в 2,5 – 4 раза. Продолжался их рост в 17 веке. Один итальянец с горечью записал в своём дневнике: «Раньше мы ходили на рынок с кошельком, и покупали большую корзину продуктов. Теперь деньги мы носим в корзине, а то, что можно на них купить, умещается в кошельке».
Причиной обесценивания денег могла стать и политика государства. Например, ещё римские императоры занимались так сказать «порчей» денег. То есть приказывали чеканить римские монеты – динарии – не из чистого серебра, а смеси его с другими металлами. И если при Нероне в середине 1 века к серебру примешивали 5 – 10% неблагородных металлов, то в начале 3 века – более 50%, а при императоре Диоклетиане в конце 3 века динарий уже состоял из чистой меди. В результате цены за этот период выросли почти в 30 раз.
Иногда правители поступали более примитивно. Монета «обстригалась» по кругу, то есть становилась легче и дешевле, но продолжала обращаться, как и прежде. А из настриженных кусочков металла выплавлялись дополнительные деньги. Что бы не допустить такой стрижки, на гурт, то есть ребро монеты, стали наносить узор или надпись.
Современным правительствам «портить» деньги гораздо проще. Когда деньги стали бумажными, достаточно было запустить печатный станок.
Так, например, правительство Германии во время Первой мировой войны и после неё в огромных количествах печатало бумажные деньги – марки. В условиях экономического кризиса, а после поражения в войне – ещё и огромного долга перед странами-победительницами, государство не нашло другого способа покрывать свои расходы, обеспечивать выплату заработной платы. Если в 1914 г. 1 американский доллар меняли на 4,2 немецких марки, то в ноябре 1923 г. для этого было необходимо уже 4,2 триллиона марок. Инфляция в этом году составила в Германии 3 миллиона 250 тысяч % в месяц, то есть цены удваивались каждые 49 часов.
Мировой рекорд инфляции поставила Зимбабве. В октябре 2008 г. удвоение цен происходило примерно через 1,5 часа.
Схожая ситуация, хотя и в значительно меньших масштабах, сложилась в 1990-х годах в России. Из-за резкого увеличения количества денег в обращении в 1991 г. цены выросли на 230%, в 1992 г. – на 1730%, в 1993 г. инфляция составила 1020%.
Виды инфляции
Увеличение выпуска бумажных денег может быть и оправданным. Если растёт производство товаров, то и денег должно стать больше, иначе возникнут трудности с товарообменом. Если же количество денег на руках у населения выросло, а объём производства остался прежним, мы говорим об инфляции спроса. Повышается спрос на товары, и цены на них растут.
Но порождать инфляцию могут и другие факторы. Экономисты выделяют инфляцию издержек: цены на товары растут, так как увеличиваются затраты на их производство.
Бывает также инфляция ожидания. Покупатели, ожидая роста цен, покупают больше товаров впрок – ну, и цены, разумеется, растут.
При отсутствии конкуренции на рынке может возникнуть монополистическая инфляция. Корпорациям, которые контролируют выпуск и продажу какой-либо продукции, могут удерживать любые цены.
Различают также виды инфляции по темпам роста цен. Когда инфляция превышает 200% в год, мы говорим о гиперинфляции. Галопирующая инфляция означает рост цен от 20 до 200 % в год. Если инфляция ограничивается 10% в год, то её считают умеренной.
Последствия инфляции
Жертвами и заложниками инфляции становятся потребители, производители и государство.
Сокращаются реальные доходы людей, хотя номинальные могут расти. Что означают эти термины?
Номинальный доход – это сумма денег, полученная гражданином или семьёй за определённый период времени: месяц или год.
Сама по себе величина номинального дохода не может служить показателем благосостояния. Её необходимо соотнести с существующими ценами на товары. Получится показатель, представляющий собой количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальные доходы. Этот показатель и называется реальными доходом.
Реальный доход – это относительная величина. Её можно получить, поделив номинальный доход на цены товаров. Реальный доход может определяться в количестве телевизоров, килограммах конфет, количеством оплаченных минут разговоров в мобильных сетях и так далее.
Рост номинальных доходов далеко не всегда означает рост доходов реальных. Представим себе, что заработная плата в течение года увеличилась на 20 %, а цены за этот же период – на 50%. Получается, что на более высокую зарплату можно купить товаров на 20 % меньше, чем на прежнюю. Как мы это подсчитали?
Попробуем ещё раз вместе. Зарплата повысилась на 20%, то есть стала составлять 120% по сравнению с прежней. Новые цены составили 150% по сравнению со старыми. Реальные доходы, как мы говорили, это соотношение номинальных доходов с ценами на товары и услуги. Делим 120 на 150 и умножаем на 100%, получаем 80%. Это и есть реальные доходы в конце года, если сравнивать с началом. Так и есть: на новую зарплату можно купить товаров на 1/5 (то есть на 20%) меньше, чем покупали на старую.
Таким образом, мы видим, что инфляция сильно бьёт по карману простого гражданина, обесценивает его личные сбережения, уменьшает возможности удовлетворения потребностей. Особенно это касается тех людей, чьи доходы фиксированы: работников бюджетной сферы, пенсионеров, студентов.
Большой урон наносит инфляция и государственному бюджету. Налогов в него поступает столько, сколько запланировано, но это уже обесцененные деньги. Государство не может в полном объёме оплачивать свои текущие расходы, в том числе социальные программы: финансировать здравоохранения, образования, оказывать помощь нуждающимся, помогать безработным. В обществе растёт социальная напряжённость.
Страдают от инфляции и производители. Из-за снижения спроса на товары и услуги падают объёмы производства, уменьшается приток капиталовложений. Трудно становится планировать свою деятельность, ведь бывает очень трудно предсказать, на сколько именно вырастут цены.
Поэтому одной из важнейших задач экономической политики государства является борьба с инфляцией, укрепление национальной валюты. О направлениях и способах этой борьбы вы будете говорить позже. А сейчас поговорим о том, как можно защитить от инфляции свои личные доходы.