II.2. Место Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в структуре образовательной программы
Практика является обязательным видом учебной работы студента, входит в Блок 2 Практика в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.
II.3. Объем Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях
Объем и продолжительность практик установлены ФГОС ВО (п. 6.2), согласно которому трудоемкость практик составляет 12-18 зачетных единиц и включает в себя проведение аттестации по итогам практик.
В соответствии с ОПОП по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Финансы и кредит» на практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности отводится следующее количество зачетных единиц и времени:
Для очной формы обучения
Тип/вид практики | Трудоемкость в часах | Трудоемкость в зачетных единицах | Продолжительность в неделях | |||
1 год. | 2 год. | 3 год. | 4 год ( 8 сем.) | |||
Производственная практика, в том числе преддипломная | ||||||
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности | 108 | 3 | - | - | - | 2 |
Для очно-заочной формы обучения
Тип/вид практики | Трудоемкость в часах | Трудоемкость в зачетных единицах | Продолжительность в неделях | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |||
Производственная практика, в том числе преддипломная | |||||||
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности | 108 | 3 | - | - | - | 2 |
Для заочной (выходного дня, с применением ДОТ) формы обучения
Тип/вид практики | Трудоемкость в часах | Трудоемкость в зачетных единицах | Продолжительность в неделях | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |||
Производственная практика, в том числе преддипломная | |||||||
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности | 108 | 3 | - | - | - | 2 |
Для заочной формы обучения
Тип/вид практики | Трудоемкость в часах | Трудоемкость в зачетных единицах | Продолжительность в неделях | ||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | |||
Производственная практика, в том числе преддипломная | |||||||
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности | 108 | 3 | - | - | - | 2 |
Студенту за время прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности необходимо выполнить индивидуальное задание.
Календарный план и график прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студентов
Для очной формы обучения
Для очно - заочной формы обучения
Для заочной (выходного дня, применением ДОТ) формы обучения
для заочной формы обучения
II.4. Содержание практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности организуются на основе договоров между вузом и организациями, в соответствии с которыми указанные организации независимо от их организационно правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практик студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию и материалы для выполнения программ практик. Соглашения (договоры) между вузом и организациями заключаются на срок 1 год.
Продолжительность и сроки проведения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности устанавливаются календарными учебными графиками и учебными планами с учетом теоретической подготовленности обучающихся, возможностей учебно-производственной базы Университета и организаций – баз практик. Продолжительность данного типа практики – 2 недели.
За три месяца до начала практики кафедра или Центр дистанционных образовательных технологий (далее ЦДОТ)[1], на основании банка данных баз прохождения практики, представленных ЦКПТ, доводят до сведения обучающегося информацию о предоставлении организациями мест для прохождения практики.
Обучающиеся имеют право ходатайствовать о предоставлении им места для прохождения практики от Университета, самостоятельно найти место прохождения практики, проходить практику по месту работы (при условии, что осуществляемая деятельность соответствует профилю подготовки) и требованиям к содержанию практики.
Заявление с указанием места прохождения практики (см. Приложение 1) обучающийся лично или через ЦДОТ обязан направить на выпускающую кафедру не позднее, чем за два месяца до начала практики. На основе заявлений кафедры формируют заявку по форме (см. Приложение 2) для ЦКПТ или согласовывают место прохождения практики, выбранное обучающимся самостоятельно.
Не позднее, чем за две недели до начала практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности руководитель ЦКПТ передает заведующему кафедрой заявку на организацию практики с отметкой о согласовании мест практик обучающихся.
За две недели до начала практики кафедра (ЦДОТ) разрабатывают персональные списки практикантов с указанием мест прохождения практики и проект распоряжения первого проректора о направлении обучающихся на практику и назначении руководителей практики от Университета. Распоряжение должно быть подписано не позднее десяти дней до начала практики.
За пять дней до начала практики кафедра (ЦДОТ) совместно с деканатом организуют проведение установочных конференций, в т.ч. в форме вебинара (для ДОТ), на которых перед обучающимися ставятся задачи по прохождению и оформлению отчетности по практике.
Не позднее, чем за один день до начала практики заведующий кафедрой (ЦДОТ) обязан вручить (переслать по электронной почте) обучающимся направление на практику (см. Приложение 4) и совместно с методическими рекомендациями и программой практики. Обучающийся перед прохождением практики должен ознакомиться с ЭУМК по практике и Памяткой обучающемуся о прохождении практики (см. Приложение 5).
Для руководства практикой, проводимой в Университете, обучающемуся назначается руководитель практики от Университета из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу кафедры.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу кафедры, организующей проведение практики (далее - руководитель практики от Университета), и руководитель практики из числа работников профильной организации (далее - руководитель практики от профильной организации).
На студентов, принятых в организациях на должности, распространяется Трудовой кодекс Российской Федерации, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
В период прохождения практики за студентами-стипендиатами, независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики, сохраняется право на получение стипендии.
Студенты, переведенные из других вузов, либо с других направлений подготовки, направляются на практику в свободное от учебы время в соответствии с планом-заданием, разработанным выпускающей кафедрой.
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности осуществляется в три этапа:
– Подготовительный этап (проведение инструктивного совещания с приглашением работодателей и руководителей Практики от МУ им. С.Ю. Витте, ознакомление студентов с содержанием и спецификой деятельности организации, доведение до студента плана-задания на практику, видов отчетности по практике).
– Организационно-аналитический этап (участие студентов в различных видах профессиональной деятельности в соответствии с планом-заданием).
– Результативно-аналитический этап (оформление раздела отчета о практике, анализ проделанной работы и подведение её итогов, представление отчета руководителю).
Таблица 1
Содержание Практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
№ | Разделы (этапы) практики | Виды производственной деятельности на практике | |
Выполнение выполняемых учебно-практических задач | Содержание выполняемых учебно-практических задач | ||
Базовый уровень (1) | |||
Подготовительный этап | Проведение инструктивного совещания с приглашением работодателей и руководителей производственной практики от МУ им. С.Ю. Витте (для студентов, обучающихся в системе ДОТ форма проведения совещания – Вебинар). Доведение до студентов заданий на практику, видов отчетности по практике. Инструктажи по месту прохождения практики (в зависимости от объекта). Ознакомительная экскурсия по объекту практики, беседа с руководителем от предприятия. Определение конкретного предмета деятельности студента на время прохождения практики. | Знакомство с руководителем практики от Университета и от производства; а так же с местом прохождения практики. Изучение плана-задания и программы практики. Изучение информации об объекте и предмете деятельности на практике, подготовка к инструктажам. Знакомство с руководством; организационной структурой управления организации; плановой документацией в т. ч. стратегией развития организации. | |
Организационно-аналитический этап | Организационная часть | ||
Участие в рабочих совещаниях, коллегиях, собраниях при этом, участие в принятии управленческих решений; периодический отчет перед руководством организации о выполнении индивидуального задания от подразделения; информирование руководителя от Университета о соответствии практики. | Подготовка к рабочим совещаниям, коллегиям, собраниям при этом, подготовка для принятии управленческих решений; подготовка промежуточных отчетов перед руководством организации о выполнении индивидуального задания от подразделения; подготовка текущей информации для руководителя от Университета о соответствии практики. | ||
Повышенный уровень (2) | |||
Расчетно-аналитическая часть | |||
Сбор и обработка эмпирического материала в соответствии с планом-заданием. Анализ условий функционирование организации. Расчет и анализ основных финансово-экономических показателей. Практическая работа по решению предложенной индивидуальной задачи в соответствии с заданием руководителя практики от подразделения | Изучение миссии, цели, задач, стратегии, проблем развития организации. Изучение методических и распорядительных документов, плановой, отчетной документации. Анализ макроэкономического и отраслевого окружения. Анализ финансовой и управленческой отчетности. | ||
Результативно-аналитический этап | Синтез информации. Оформление раздела отчета и предоставление его руководителю. | Подготовка раздела отчета |
В процессе прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студент должен руководствоваться структурой и содержанием практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальным заданием.
Индивидуальное задание на прохождение практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности представлено в таблице 2.
Таблица 2
Индивидуальное задание на прохождение практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Период | Содержание задания | Формируемые компетенции | Структурное подразделение организации |
1-я неделя | Виды проделанной работы, результаты которой необходимо отразить в разделе отчета: | ||
1. Дать общую характеристику организации, а именно: – наименование, цель создания организации; – организационно-правовую форму и форму собственности; – основные учредительные документы, внутреннюю организационно-распорядительную документацию, в т.ч. положения, должностные инструкции, методическое обеспечение и т. п.; – отраслевую принадлежность; – экономическую и социальную значимость организации; – масштабы, особенности деятельности. | ПК-4 (1); ПК – 8 (1) | Юридический отдел | |
2. Описать социально-экономические условия и особенностей функционирования организации: – Макроэкономические условия; – Отраслевые особенности деятельности организации; – Уровень концентрации конкуренции в отрасли региона; – Жизненный цикл отрасти, организации; – Уровень государственного регулирования отрасли. | Планово-экономический отдел | ||
2-я неделя | 3. Дать характеристику финансово-экономического положения организации: – характеристику основных видов продукции (работ, услуг); – конкурентоспособность продукции, услуг, работ; – особенности организационной и производственной структур; – схематично действующую систему финансового планирования в организации (стратегического, тактического, бюджетного, оперативного и т.п.); – систему внутрифирменного планирования; – результаты анализа формирования и структуры капитала (собственного, заемного, соотношение между ними); – результаты анализа выпуска и реализации продукции (работ, услуг); – результаты анализа основных финансовых показателей (платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности); – характеристику инвестиционной деятельности; – представить схематично механизм ценообразования на продукцию и активы организации. | ПК-4 (1); ПК-5 (1) | Планово-экономический отдел, Финансовый отдел |
4. Осуществить систематизацию полученных данных в соответствии с поставленными задачами и структурой отчета и формулировку выводов: – показать выявленные проблемы в исследуемых видах деятельности организации. | ПК-5 (2); ПК-8 (2) | Планово-экономический отдел, Финансовый отдел | |
Осуществить синтез информации для подготовки раздела отчета по Практике | ПК-4 (2); ПК-5 (2); ПК-8 (2). |
Перечень представленных вопросов может быть изменен, дополнен в соответствии с выбранной темой выпускной квалификационной работы по согласованию с руководителем работы, который является и руководителем практики от Университета.