Банковское регулирование и надзор. Основные нормативы деятельности банков
В соответствии с ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы.
Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:
• предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
• защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
• не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
• способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.
Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:
• макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
• социально-экономические приоритеты развития общества;
• совершенство законодательной базы;
• проводимая Банком России кредитная политика;
• степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
• исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.
В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:
• Под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);
• Ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);
• Независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора - Германия);
• Смешанный тип организации, например, в США - Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).
В последнее время в России отдельные банковские операции (в первую очередь с корпоративными ценными бумагами) переходят под контроль другого государственного органа - Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ).
Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование), на практике преобладает сочетание того и другого методов. Зарубежная банковская теория использует термин “разумный банковский надзор”.
Механизм осуществления регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.
Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.
Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.
Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).
Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.
Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе “О банках и банковской деятельности” и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.
Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.
Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:
• анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;
• проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России - ревизия на месте;
• проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.
Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчет о прибылях и убытках.
Инструкция 110-И устанавливает числовые значения и методику
расчета следующих обязательных нормативов банков (далее - обязательные
нормативы):
достаточности собственных средств (капитала) банка;
ликвидности банков;
максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков;
максимального размера крупных кредитных рисков;
максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим участникам (акционерам);
совокупной величины риска по инсайдерам банка;
использования собственных средств (капитала) банков для приобретения
акций (долей) других юридических лиц.